Милиционер из трущоб – обзор Observer
О том, что Observer делали те же люди, что и прошлогоднюю Layers of Fear, догадаться несложно: такой любви к визионерскому психоделу не проявляет в современном игрострое, наверное, никто. Bloober Team уже второй раз (с половиной, если считать DLC) прямо-таки упиваются ментальными расстройствами своих героев, рассказывая истории посредством болезненных, ужасных образов, рождаемых изувеченным сознанием. Хоррор для них – это пространственные галлюцинации, смешение реального с вымышленным и фрагментарность действа, граничащая с безумием.
И тот факт, что на смену викторианским декорациям пришел искрящий неоном киберпанк, на фирменную методику авторов повлиял не так сильно, как временами хотелось бы.
На закате XXI века в хмурой Польше дела идут, мягко говоря, не очень. Переживший разрушительный конфликт народ оказался под колпаком огромной корпорации с сомнительными моральными установками и был разделен на классы. С легкой руки местного Большого Брата общество стало слоеным пирогом из элиты, среднего звена – и отребья, брошенного влачить свое жалкое существование в охваченных футуристической чумой трущобах. Это там, в грязи и пестрой фальшивой пропаганде, живут и умирают ветераны войны, бывшие преступники, малообеспеченные семьи и просто забытые «верхами» люди.
И там же начинается долгая ночь Даниэля Лазарски, нейродетектива полиции Кракова. Ведомый личным расследованием, он оказывается в эпицентре карантинной зоны, без связи с внешним миром и один на один с ее обитателями. Отнюдь, однако, не агрессивными, несмотря на жанровую принадлежность игры.
В полуразвалившемся жилом комплексе, конечно, не все рады видеть околачивающегося на пороге сыщика, но прямой угрозы для вас никто тут не представляет. Напротив, у каждой двери можно завести довольно продолжительную беседу, выуживая как полезную для дела информацию, так и занимательные факты о происходящем вокруг. О том, например, что среди по уши аугментированных поляков есть противники имплантов как таковых, сохранившие глубоко религиозный взгляд на человеческую природу. Или что в квартире напротив некий доктор тайком выращивает органы для тяжелобольных детей – а чуть дальше по коридору зреет заговор против нынешнего правительства. Жизнь кипит даже там, где для нее есть лишь самый минимум условий.
Увидеть все это позволяет открытая структура локаций – пожалуй, наиболее примечательная черта Observer. Хотя назвать прям уж свободным клаустрофобный мирок, в котором застрял главный герой, язык не поворачивается, но он допускает исследование в разумных для такого проекта рамках, что крайне полезно для правильной экспозиции. Благодаря целому ряду побочных заданий здесь достаточно информации, чтобы исчерпывающе ответить на самые каверзные вопросы, и достаточно крохотных историй, чтобы заставить игрока поверить в увиденное.
Правда, плата за удовольствие соответствующая. Игра то и дело сама путается в своем сценарии, теряет нить событий и подкидывает куски сюжета раньше времени. Запрятанные в тесных интерьерах триггеры, к примеру, частенько срабатывают без малейшего на то повода, срезая целые сцены, их предваряющие. Не потеряться в хитросплетениях повествования из-за этого иной раз довольно трудно.
Но Observer действительно нужна была эта камерная нелинейность. За ее счет игра успевает на удивление емко порассуждать на множество любопытных и глобальных тем – в отличие от Layers of Fear, которая держала в фокусе классическую драму одного человека. Теперь под прицелом целый букет социальных и нравственных недугов, типичных для антиутопических полотен. Разумеется, о сегрегации, корпоратократии, искусственном интеллекте, отделении, копировании и перемещении сознания каких только разговоров уже не было – территория это давно исследованная и изрытая куда глубже, чем копнули Bloober Team, однако лишним их слово не ощущается. Скорее, связующим и актуализирующим все то, о чем предупреждали более светлые умы.
И в моменты, когда интеллектуальное начало довлеет над всем остальным, Observer вызывает самые сильные эмоции. Она, как и SOMA, переносит ужас в воображение игрока, позволяет ему часами вариться в одном котле с мыслями из разряда «что же с нами стало» – и предаваться самым страшным фантазиям насчет того, что же с нами станет.
А бывают, к сожалению, эпизоды откровенно плохие, когда улетучиваются любые намеки на вышеописанное. Тот самый психодел, на котором здорово выехала Layers of Fear и от которого не менее здорово страдает ее утонченная родственница.
Дело в том, что товарищ Лазарски – полицейский не простой, а с прибором для подглядывания в чужие головы. Исключительно в профессиональных целях, естественно. Если дедовским способом восстановить картину происшествия не удается, Даниэль подключается к чипу на затылке ближайшего свидетеля или потерпевшего – и отправляется в ураганный трип по его сознанию. Учитывая, какие личности населяют трущобы игрового Кракова, ничего хорошего там ждать не приходится.
Надо признать, Layers of Fear в этом плане была исполнена намного логичнее и последовательнее. Когда там ускользала из-под ног реальность, тому вторил мотив путешествия по слетевшему с катушек внутреннему миру художника. Когда в кадре появлялись картины или менялось убранство дома – то нередко были символы, изящные аллюзии на скрываемую до самого финала судьбу героя. Игра хоть и представляла собой нескончаемый поток безумия, в нем чувствовалась какая-то интрига, повествовательный вес, что ли.
Вставки с цифровыми кошмарами в Observer – откровенная показуха. Нагромождение нарочито и бессмысленно гротескных образов, обильно политых спецэффектами, которыми здесь чаще злоупотребляют, нежели пользуются по назначению. Да, отдельные сцены и правда запоминаются благодаря яркой подаче (как, например, детские воспоминания одного из персонажей), но гораздо больше случаев, когда приходится наощупь продвигаться по одновременно светящемуся, плывущему, истошно вопящему и хаотично пульсирующему месиву без всякой смысловой нагрузки.
Ах, да, от монстриков тоже побегать заставят. Традиционно скверный хоррорный стелс, к которому базовая механика игры даже не пытается приспособиться, засунули и сюда – благо в заметно меньших пропорциях, чем обычно. Разработчики, должно быть, и сами понимали, что такую пытку мало кто вытерпит.
Вдобавок ко всему, фишка с «просмотром» памяти каждого встречного – предельно ленивый сценарный ход для детектива, коим Observer периодически хочет казаться. У Лазарски есть вполне себе прагматичный (по меркам 2084 года) инструментарий для сканирования улик, но требуется он дай бог в 10% ситуаций, остальное время болтаясь ненужным придатком. Престарелый психонавт все равно в конце концов залезет в очередной чип и увидит все спойлеры своими глазами, хоть ты тресни.
Как следствие, многие сюжетные повороты кажутся какими-то неестественными и притянутыми за уши – потому что ты не разгадываешь тайну самостоятельно, а черпаешь готовые факты из малоинтерактивного видеоряда. Будь у игры полноценная, тщательно прописанная детективная линия, пробираться к финалу было бы в разы интереснее.
В общем, странно получилось. Как и отбегавший свое по лезвиям Рутгер Хауэр на озвучке протагониста, Observer то попадает прямо в точку, то безбожно фальшивит, вызывая сонливость вперемешку с недоумением. Идейно, художественно и эстетически новая игра Bloober Team явно взрослее предшественницы – но тем острее ощущается нехватка столь же остроумных геймдизайнерских находок, способных подкрепить благие начинания.
Тем не менее первые ласточки интеллектуального хоррора продолжают успешно взлетать, и это не может не радовать. Хочется верить, что это и в самом деле новый вектор развития жанра, которого будут придерживаться многие.