No Man’s Sky, или Скука пустого космоса
Целая честная вселенная, полная разнообразных солнечных систем, космических станций, аномалий, открытий и приключений – No Man’s Sky обещал стать лучшим космическим симулятор ом всех времен. Геймер мог бы усесться в кабину своего личного звездолета, улететь куда-нибудь на Омега-Центавр, освоить там язык инопланетной расы, поохотиться на динозавров и украсть священный артефакт мертвой цивилизации… И так – пару тысяч часов подряд. Как минимущм.
Ах да, а еще вселенная NMS у игроков была бы общая! Открыл рыбу-ктулху, назвал ее в собственную честь, и теперь каждый первый приключенец, умудрившийся залететь в ту же черную дыру, что и ты, лицезрел бы твой триумф первопроходца.
Такую красоту было бы не грех и подождать несколько лет. Первый раз по No Man’s Sky публика услышала, кажется, еще когда консоли Playstation 4 и Xbox One только-только появились в продаже, и Sony с Microsoft’ом с утроенной силой скупали себе эксклюзивные проекты. Эх, те далекие времена были полны надежд, оптимизма, сравнительно дешевых железок и больших анонсов. Нынче же трава пожухла, геймерам предлагают по второму разу купить “мощные” версии тех же PS4 и XBO, а главные консольные проекты мало того, что в подавляющем большинстве потеряли свою эксклюзивность, так еще и до сих пор не вышли. А те, что вышли…
Моя первая планета NMS оказалась ни разу не похожей на то, что разработчики демонстрировали в трейлерах. Воды нет, травы нет, чудесных животных созданий тоже нет. Кругом унылая пустыня, вынутая из немощного генератора мятых шариков. Но, собственно, не должен же каждый первый галактический тупик быть раем земле, в системах не без уродов. Плюс, вон все-таки какой-то непонятный червяк с перьями мимо проскакал, уже весело!
Судя по неуклюжим прыжкам и общему убогому виду, несчастный гомункул не сильно-то хотел и жить. Второй большой генератор случайностей выдал безынтересному голому галактическому булыжнику восемь подобающих неприглядных скотин. И все восемь, как выяснилось, до сих пор не известны большой галактической науке! Самое время переименовать «Червякуса дефолтуса» в «Павлина-ктулху имени Василия Пупкина» (сокращенно – «пкивапуп») и оставить свой след в истории. Потом переименовать второго червяка, потом переименовать курицу, потом переименовать вон то дерево фаллической формы…
… где-то на десятом открытии запал гаснет. Сколько еще солнечных систем впереди, я ж состарюсь, пока каждого первого уродца за собой застолблю. Сектор Василия Пупкина, чумой расползающийся по вселенной — это замечательно, но вместе с тем муторно и скучно. Гораздо проще и приятнее летать по бесплодным планетам инкогнито и собирать в коллекцию только совсем упоротые экземпляры.
Раз уж мирная зоология нас больше не интересует, можно было бы объявить на них большую охоту. Да вот только трофеи из местной фауны оказались никакие. Горсть красных камешков, символизирующих некий «углерод», и все. Нормального сопротивления зверье тоже не оказывает.
Вообще, чего ваш покорный-то ждал от фауны No Man’s Sky? Он ждал по-настоящему интересных приключений первопроходца. Чтобы необычные животные не тупо ходили вокруг взлетной площадки, а обитали где-нибудь глубоко в пещерах или там на дне океанов. Чтобы хищники давали крутой бой, а затем из них падали редкие материалы, а не стопроцентные два литра универсального космобензина. Чтобы между местными кенгуру и броненосцами была какая-нибудь настоящая разница. Знаете, в чем здесь отличие между здоровой тушей в треть экрана и маленьким зверьком? Маленькому зверьку можно скормить углерод. Опять, все.
От горя первооткрывателя и углеродного ожирения героя отвлекают рассыпанные мелким бисером планетарные станции и таинственные обелиски. Про первые речь пойдет чуть ниже, последние же — самые настоящие маяки радости и прогресса в море планетарной апатии. Ведь благодаря посещению руин учатся слова четырех недоступных изначально языков обитающих в No Man’s Sky цивилизаций. Ну, трех с половиной — одна из местных фракций совсем-совсем древняя и уже сгинувшая. Вроде как. Один найденный артефакт — одно слово в копилку.
Экстремальная лингвистика — пожалуй, единственная игровая механика, дающая ощущение реального движения вперед. Залетал ты раньше к одинокому рептилоиду на аванпост и не понимал вообще ни слова из того, что он тебе говорил, а после получаса археологической охоты уже разбираешь пару слов!
Наконец, случайные обелиски — пожалуй, самые красивые объекты, что есть в игре. Главное – пешком от одного к другому не мотаться, не то от скуки помрешь.
Так-то пешие прогулки полезны, конечно. Попилишь углерода, обнаружишь какой-нибудь космокибуц с ровно одним обитателем, расплавишь торчащий из земли булыжник золота… Кроме шуток: золото, платина и прочий галактический мифрил тупо торчат из земли, и главная сложность в их добыче — вытерпеть две минуты муторной жатвы. Потом — минуту ме-е-едленной ходьбы до чекпоинта. А если с этого чекпоинта нельзя свистнуть к себе личный звездолет, то еще нескольких минут не омраченных никакими интересными событиями прогулок.
Схема «вынырнул из корабля где надо— чек-ин с селфи — прыгнул обратно» настолько быстрее и эффективнее, что обратно к безынтересным прогулкам долгое время возвращаться не хочется вообще.
Да, к слову. Уже несколько раз упомянутые планетарные станции тоже мало чем привлекательны. Главное их предназначение — это указать игроку на пару-другую соседних чекпоинтов. Причем, если сильно повезет (или планета будет совсем капитально пропахана), местный эхолот ткнет вам на локацию, уже посещенную ранее.
Что вообще во вселенной No Man’s Sky происходит такого, на что не жалко потратить больше 30 минут?
Настоящих целей в игре штуки полторы. Первая — найти наследство пропавшей цивилизации «Атлас». Вторая — долететь до центра галактики. Как нетрудно заметить, собственно планетарные развлечения не играют в галактических свершениях ровным счетом никакой роли, кроме как монотонных пит-стопов. Впрочем, полеты в гиперпростарнстве тоже, в общем-то, по большому счету — покатушки по чек-поинтам.
Интересный момент: на каждой первой атласовской остановке NMS будет переспрашивать — а может, ну его, эту единственную ниточку осмысленной игры, давай откажемся от поисков? Серьезно. No Munchkin’s Sky будет раз за разом переспрашивать, не передумал ли ты играть окончательно.
Про полет до центра галактики вообще не хочется говорить. Тупее цели, называется, мы просто не придумали. Представьте себе, что в Minecraft главный интерес — докопать до лавы.
Я тут в интернете одним глазом подглядел, что же будет, если до центра таки долететь. Будет… ничего не будет, с галактикой случится резет, тебя опять выкинут на ее край, катись до центра по-новой. После 200 с лишним перекатов случится… тотальный резет, с абсолютно новыми звездными системами. Шутка. Звездная карта все время будет ровно одна и та же, просто открытые уродцы и сожранные кактусы сбросятся с лицевого счета.
Общая картина, думаю, ясна. Мир No Man’s Sky здоровый, только делать там нечего. Общее впечатление — проект тупо не доделан.
Что наземная, что орбитальная боевки — какие-то жутко базовые. Плюешься плазмой по прямой и радуешься жизни. Врагов, опять же, по-настоящему грозных нет. По планетам летают и ползают некие роботы-стражи, способные только подходит в упор и стрелять всякой светящейся ерундой. В космосе летают звенья пиратов, работающие по ровно тому же сценарию. Побеждаются оба два типа супостатов не столько хитрыми маневрами, сколько поеданием железа и углерода, мгновенно восстанавливающих обшивку звездолета и запас амуниции соответственно.
Сюрпризов игра мне преподнесла ровно три штуки, и все три болтались на околоземной орбите. Первый — это непонятные здоровые космобаржи, лениво отплевывающиеся от тех же пиратов. Вотрой — необычная космическая станция с двумя лингвистами на борту. Третий — черная дыра, два раза подвесившая клиент NMS и только после счастливой третьей попытки выплюнувшая мой кораблик в случайную стандартную солнечную систему.
Словом, вселенная есть, генераторы зверья и прочего есть, базовые механики есть, а контента уровнем выше — уже нет. No Man’s Sky может загипнотизировать гринданом часов на двадцать, а затем два ее главных греха, скука и пустота, одолевают энтузиазм окончательно.