Обзор Never Alone
Ругать Never Alone так же трудно, как и хвалить. Решив показать миру быт и фольклор северных народов, авторы совершили большую ошибку при выборе формы воплощения своего замысла. Будь она короткометражным мультфильмом образовательного характера, ее ждал бы успех. Стань она веб-проектом со встроенной энциклопедией, никто бы и слова плохого не сказал. Но в нашем мире это – слабый платформер верхом на сильном сеттинге.
История целиком основывается на эскимосских поверьях и сама оформлена как одна из подобных легенд. В ее центре – маленькая Нуна, которая покидает родную деревню, чтобы найти источник терзающей ее племя метели. К ее походу вскоре присоединяется забавный песец, и вместе с ним отважная девочка погружается в завораживающий мир Арктики.
Отдельной похвалы заслуживает работа с антуражем. Пока герои под голос рассказчика преодолевают бескрайние снега, вокруг оживают образы из народных преданий и мелькают фантастические существа. Атмосфера уютного волшебства, будучи смешанной со свистом полярных ветров и сдобренной миловидной картинкой, словно выходит приятным холодком за пределы экрана – и тут же заставляет бежать за теплым одеялом.
Только чай с собой лучше не брать, чтобы в ярости не плескануть им в монитор после знакомства с геймплеем.
Когда правила становятся чуточку сложнее обычных прыжков, выясняется до жути досадный факт – механика ужасна. Игра без конца подсовывает монотонные головоломки с однотипными способами решения. Вот здесь Нуна должна кинуть болу, чтобы разбить ледяную преграду, а тут зверьку надо вызвать духа-платформу и поднять героиню повыше. Время от времени нужно баловаться с физическим движком, иногда – действовать быстро и точно. Вот и все северные забавы.
Хотя странно скорее то, что даже минимальный набор используемых средств не реализован должным образом. Речь, прежде всего, об управлении. Пройдет час, второй, третий – а вы все так же будете наудачу перемахивать обрывы, пытаясь уловить хоть какую-то закономерность в изменении дистанции прыжка, силиться передвинуть нужный ящик и тщетно метать болу себе в ноги. Ситуацию слегка облегчает геймпад в руках, но едва ли это плюс.
Усугубляется дело невиданным количеством багов. Казалось бы, в такой маленькой игре и места-то программному браку не найдется, но не тут-то было. Сбоит буквально все: персонажи штурмуют стены и благополучно застревают в них, их же тушки глупо растягиваются на половину экрана в случае гибели, призрачные силуэты без причины исчезают вместе с частью графических фильтров. Ну, хотя бы не все разом, и на том спасибо.
Не помогает справляться с задачками и искусственный интеллект. Если вам не с кем пройти игру в локальном кооперативе, одного из героев берет на себя компьютер – и будто намеренно мешает жить. Спутник то и дело без причины несется вперед, но обычно ему просто отшибает память где-нибудь в дальнем конце уровня, из-за чего приходится переключаться туда-сюда гораздо чаще, чем подразумевается.
Препятствует все это не только спокойному прохождению, но и погружению. На поздних этапах игры, когда любой промах фатален, все вышеописанные недочеты вылезают наружу и бьют так больно, что процесс начинает откровенно бесить. Тут уж как-то не до истории.
Особенно обидно за образовательную базу игры, на которую разработчики, судя по всему, и полагались больше всего. «Мы – не музейный экспонат. Мы живой народ с живой культурой», – такими словами встречает нас первый ролик об инуитах, коренном населении Аляски, и Never Alone делает все, чтобы нас в этом убедить. Каждому эпизоду, каждой маленькой легенде, затронутой в игре, посвящен отдельный видеофрагмент с комментариями настоящих эскимосов. Оформлено это крайне лаконично и доступно, поэтому от просмотра получаешь самое настоящее удовольствие. А вскоре и вовсе ловишь себя на мысли, что дополнительные материалы – единственный стимул к прохождению.
Кстати говоря, игра изначально поддерживает русский язык. Озвучки по понятным причинам нет (речь рассказчика представлена исключительно на инуитском наречии), зато субтитры переведены вполне добротно, без очевидных ляпов. Документальной части контента это, к счастью, тоже касается.
Финальные титры Never Alone сопровождаются крайне смешанными чувствами. Четырехчасовое приключение от Upper One Games наверняка запомнится не только красивым экскурсом в культуру, но и безалаберным геймдизайном, из-за которого внушительная доля приятных впечатлений с печальным свистом улетучивается.