Обзор Monaco: What’s Yours is Mine
Ни один уважающий себя преступник не обходится без сообщника. Кого-то, кто умеет дергать за ниточки и поможет провернуть долгую и смертоубийственную аферу. Впрочем, выбор сообщников в Monaco: What’s Yours is Mine довольно рискован. Тайным агентом, которого нанимают для совершения преступления, является ваше собственное воображение. Тайный агент сидит внутри геймерской головы.
Вашему воображению предстоит переводить и приукрашивать. Конвертировать игровые сверху-вниз лабиринты в сверкающие своды Французской Ривьеры. Мысленно трансформировать изящные двухмерные чертежи этой бойкой игрушки, жанр которой можно обозначить как «грабани-их-всех», в роскошные отели, казино и музеи, которые только и ждут, чтобы их кто-нибудь обчистил. Этот ловкий трюк намекает нам на то, что ребята из Pocketwatch Games поработали выше всяких похвал. Однако еще более удивительным является то, что разработчики имели мужество задействовать этот геймплейный метод с самых первых игровых минут.
Авантюры вроде этой требуют определенного склада ума – залихватского, уверенного мышления матерого вора. Эдакого Дэнни Оушена в пиксельном обличии. Игра использует не лишенные стиля абстрактные образы и видавшую виды аркадную механику для создания совершенно непредсказуемых игровых ситуаций. В нее весело играть как одному, так и вчетвером. Вам предлагаются две взаимосвязанные кампании (одна полегче, чтобы въехать в суть дела, а другая посложнее, бросающая игроку настоящий вызов), которые рассказывают недурную криминальную историю, до отказа набитую хитроумными сюжетными финтами и обманками. И наконец, игра целиком и полностью полагается на силу вашего воображения, но на этот раз такой подход не оставит недовольным почти никого. Соберите команду своенравных крепких орешков, обоснуйтесь в одном из самых богатейших городов-государств мира, грабьте напропалую любое мало-мальски привлекательное для криминального ума заведение и не попадайтесь полицейским, потому что такие встречи делают ваш побег весьма затруднительным.
Монако – это место идеального контраста с эпохой жесткой экономии, а грабеж этого расчудесного города – это еще и самая подходящая структура для видеоигры. Каждый из нанимаемых вами преступников обладает набором уникальных умений (например, крот умеет ломать стены, а рыжая – поцелуем охмурять полицейских), в то время как индивидуальные преступления могут напомнить механику Pac-Man: всё тот же лихорадочный темп в сложном и замкнутом пространстве, всё те же приступы леденящего душу страха в миг между нападением и бегством. Если вам нужен пример из реального мира, то нечто похожее можно испытать от некоторых ситуаций в настольной игре Cluedo.
Запутанные лабиринты, составленные из многочисленных узких коридоров и просторных холлов, только усиливают напряжение, создавая по-настоящему гениальный отыгрыш роли отъявленного преступника. У Monaco есть все необходимое для того, чтобы вы начали думать, как настоящий грабитель. Примерив на себя маску сезонного вора-домушника, вы постепенно учитесь остерегаться зияющих пустот, будь то кухня или внутренний двор, а отступление по каналам городской канализации дарит весьма ощутимое чувство облегчения от того, что больше никто не наступает вам на пятки. Даже играя с друзьями, вы будете тосковать по темноте, не забывая при этом делать мысленные пометки о маршрутах патрулей, расположении охраны вокруг главной цели каждого уровня, а также местонахождении аптечек и оружия. Вы будете постоянно напоминать себе обо всех входах и выходах. Быть профессиональным преступником – это значит постоянно думать о нескольких вещах сразу: карты Monaco изобилуют короткими коридорами и резкими изгибами, и миссия не покажется вам по настоящему интересной, если не будет состоять из трёх-четырех подобных карт, наслоенных друг на друга, где вам придется здорово попотеть, скрываясь от турелей, лазерных ловушек и брутальных охранников и перманентно ныряя в динамический туман войны, за которым почти всегда прячется одна только неизвестность.
Впрочем, самые быстрые маршруты никогда не бывают самыми интересными, поэтому вы будете пользоваться ими как можно реже. Не в последнюю очередь по той причине, что у вас достаточно инструментов и средств справиться с ситуацией, если дела пойдут наперекосяк. Наряду с несколькими перками, которые вы выбираете для персонажа, каждый из них по умолчанию умеет вскрывать дверные замки, взламывать системы безопасности, маскироваться, а также подбирать оружие или другие гаджеты. Взаимодействие со всеми этими вещами требует времени – драгоценных секунд, в течение которых вы неистово молитесь богу обратного отсчета, потому что становитесь опасно уязвимым для охранников – такое положение дел может показаться чересчур требовательным к игроку, но на самом деле вводит в игру элемент веселого хаоса. Во время первого прохождения, с друзьями или без, постоянно меняющиеся линии обзора и невероятное количество доступных возможностей подталкивают вас сначала действовать, а уже потом думать, и вообще играть экспромтом, сея повсюду бедлам и сумятицу с нахальной ухмылкой на лице. В такие моменты игра здорово оживает, напоминая о тех молниеносных POV-сценах из ранних фильмов братьев Коэнов.
Pocketwatch не ставила перед собой цель создать стелс-игру, которая работает как кристально понятная головоломка, пускай даже Monaco содержит несколько моментов, когда вам нужно хорошенько подумать, перед тем как появляться на секьюрити-публике. Вместо этого игра предлагает доведенную до предела сцену погони, напряжение которой возрастает по нарастающей, а затем эффектно взрывается, становясь беспросветным хаосом, в котором активно поощряется полет безрассудной импровизации. Ошибки и промахи не смертельны, и несут, скорее, развлекательный характер – зачастую вы мчитесь к намеченной цели в стиле неподготовленного и взбалмошного авантюриста.
Основную часть первой кампании AI услужливо глуп – в большинстве ситуаций охранники просто не вытаскивают пистолет и быстро забывают о вашем присутствии. Копы, которые повстречаются во время ваших противозаконных вылазок, относительно глупы и относительно многочисленны, что делает их подходящими противниками для игровой механики, которая поднимает древнее воровское искусство на новый уровень: удирать, прятаться за цветочными горшками, выжидать несколько секунд и снова бросаться бой – это более чем увлекательное занятие. Точно также, как кино не любит ограблений, которые проходят безо всякой запинки, Monaco хочет, чтобы вы имели удовольствие побегать от служебных псов до того, как скроетесь с места преступления. Игра хочет, чтобы вы смотрели на любую катастрофу, как на еще одну возможность.
Впрочем, если вы любитель побегать стремя голову или наблюдаете в себе склонность к коллекционированию, Monaco найдется, чем вас удивить. Чтобы открыть вторую кампанию, вам нужно будет полностью пройти первую, собирая свою криминальную шайку и попутно прибирая к рукам плохо охраняемое золотишко. Это непросто, но захватывающе. Теперь вам приходится включать мозги и продумывать каждый шаг во избежание попадания в цепкие полицейские лапы, а также подключать тактическую жилку, определяя порядок выбора членов банды, потому что после каждой гибели вы возвращаетесь в строй уже другим персонажем, наделенным другими же умениями. Интересная задумка вместо стандартной системы жизней.
Вы по достоинству оцените тот дьявольский стиль, который стягивает воедино все элементы Monaco и выражается, например, в том, что время, которое вы тратите на вскрытие замка или хак компьютера, является вашим самым жизненным ресурсом, или в том, как количество собранного вами золота влияет на вместимость оружейной обоймы. В то время как соло-кампания на удивление стратегична, мультиплеер смахивает, скорее, на второсортный (по-хорошему второсортный) криминальный триллер, эдакий Left 4 Dead: Lavender Hill Mod.
Учитывая то, что карты Monaco довольно просторны, к мультиплееру нужно подходить именно как к веселой кровавой бане, пронизанной моментами почти инстинктивной командной работы. Впрочем, такие моменты встречаются не очень часто: на каждый случай отменной синхронизации имеется несколько случаев, когда даже самые лучшие из медвежатников оказываются отделенными друг от друга сигналами тревоги, спотыканиями о лазерные ловушки и пулеметной пальбой из турелей. Сейте хаос! И наслаждайтесь. Упивайтесь досыта этой беспорядочной и веселой толкучкой, потому что персонажи так или иначе снова сойдутся вместе. Можете гоготать как умалишенный безо всякого стеснения, потому что кампания в конце концов сводится к на удивление изобретательной (и тематически неизбежной) кульминации.
Стелс, хаос, копы и грабители: если хотите, можно описывать эту игру по отдельным кусочкам – тщательно продуманная ошибочность AI, ограничения оружия, кошки-мышки в запутанных залах и коридорах – однако Monaco по-настоящему оживает лишь тогда, когда все эти моменты сходятся воедино. Игра Pocketwatch – это победа тщеславия в той же мере, сколь и победа дизайна, которая в немалой степени обеспечена отличным звуковым сопровождением, будь то неистовый стук пальцев по компьютерной клавиатуре или скребущиеся в замке отмычки, не говоря уже о по-хорошему странной жукоподобной анимации, причудливым образом оживляющей ваших миниатюрных домушников.
Попробуйте хакнуть компьютер в самый разгар преступно-грабительской суматохи, и вы увидите реальные масштабы игрового великолепия Monaco. Прямо на ваших глазах электронный след минует всю карту, достигает какой-нибудь системы сигнализации и выключает ее – одну за каждый взломанный PC. Причем выглядит это совершенно изумительно, не говоря уже о том непередаваемом чувстве, которое позволяет во всех красках вообразить себя смекалистым хакером, на что способна далеко не всякая голливудская кат-сцена.
Холловая музыка Остина Винтори (Austin Wintory), которая играет в такт вашим сиюсекундным решениям; фонтаны и камины, притягивающие взгляд переливами крошечных цветных квадратиков; гениальные преступные планы, которые рушатся из-за неумелых командных действий… очень сложно не восхищаться бережливостью, целостностью, и фундаментальной непреклонностью Monaco. Это великолепный пример переосмысления искусства и дизайна, а также дерзкий пример использования инди-принципов в создании крупнобюджетного зрелища.
Как и любые хорошие жулики, ребята из Pocketwatch Games понимают огромную силу внушения. Они считают вас за доверчивого простачка… из которого получится отличный воришка.