Обзор Might and Magic X: Legacy
Возможно, франшиза Might & Magic уже не владеет той силой бренда, которой владела ранее, но уж точно не испытывает недостатка в преданных поклонниках. В последние годы она периодически мелькала перед глазами, но двинулась не в том направлении, которого ждали от неё фанаты олдскула. Впрочем, в Might & Magic X: Legacy оказалось столько олд-скула, что хватило на вагон и маленькую тележку.
Legend of Grimlock доказала, что рынок не прочь принять в свои коммерческие объятья ретро-RPG, поэтому Ubisoft и Limbic Entertainment принялись за работу над сиквелом Might & Magic, сюжет которого стартует после событий Might and Magic Heroes VI.
Напомним, шестая итерация стратегии в мире M&M вышла в 2011 году и повествовала о тёмных временах, когда человечество было предано ангелами в битве с тёмной стороной мира и её демоническими обитателями, что привело к катастрофическим последствиям. В общем, натерпелись людишки.
Но сейчас на дворе 2014 год, и игроки снова возвращаются в Асхан. Вначале геймерам покажут короткую анимированную вставку, которая вкратце обрисует то, как обстоят дела в новом мире, и лишь затем забросят в новую историю, сделав лидером маленькой группы искателей приключений в битве при Агин Пенинсуле. Это сказание о славе, золоте и пиве, где сойдётся много разных сюжетов, поскольку игрок будет втянут в массивный квест, где ему снова предстоит стать вершителем судеб мира.
Но в конечном счёте это игра о всё той же милой сердцу зачистке пещер.
На рынке много игр, которые пытаются заигрывать с олд-скулом, но Might and Magic X: Legacy скроена из другого теста. Это олд-скульное приключение такого рода, когда вы слышите, как ваш отец, стоящий у вас за спиной, вспоминает, как в далеком 1993 году орудовал двуручным Flamberge, изрубая на мелкие кусочки полчище кровожадных демонов, а вы поворачиваетесь, еле сдерживая улыбку, которая с каждой секундой растягивается все шире, и кричите: «ОБНИМАШКИ!»
Это концентрированный M&M минус технологический лоск и маркетинг, без которых сегодня не обходится ни одна игра. Я, впрочем, понимаю этот подход. Итак, вначале игроку нужно собрать свою команду Рейдеров. У вас есть несколько вариантов – играть с «предустановленной» группой, сколотить банду из одних только орков или набрать сбалансированную команду, в которой будут эльф, дварф, орк и человек.
У каждого типа персонажа есть свои собственные преимущества – к примеру, эльф умеет пользоваться зловещей магией, а орку нет равных в атаке. На этой стадии вам надо разбросать очки по разным навыкам, которые определят рост вашей группы и её уникальные черты. А после этого можно и в драку!
Might and Magic: Legacy – это игра, которая знает, откуда растут её корни. Именно по этой причине многие фанаты более свежей Шестой Меча и Магии остались недовольны. Вы перемещаетесь по квадратам – т.е. находясь на одном из этих квадратов, вы можете передвинуться не куда угодно, а в одну из четырёх сторон – кочуя из одних городов и подземелий в другие. Но если б вы выполняли роль простого кочевника, было бы скучно, поэтому рано или поздно вам придется вступить в бой.
Пошаговый бой. Какое ретро без пошаговых сражений? Как правило, враги атакуют спереди, но если кто-нибудь нападёт на вас с фланга, не удивляйтесь. То есть это не Skyrim, а старая добрая тактическая заварушка. Уйдете ли вы в глухую оборону, если прямо перед вашим носом выскочит огромный паук? Или кинете на него дебафф, чтобы ослабить броню, и стрельнёте парой огненных стрел, полностью игнорируя ту часть вашего мозга, которая настойчиво требует прикрыться щитом?
В общем, концепт достаточно прост, и разобраться в нём не так уж трудно. Но в сражениях, между тем, присутствует некая доля изящества, которым нужно уметь пользоваться, разве что вы не из тех людей – вроде меня – которым не жалко потратить двадцать минут, швыряя в паука зелья с ядом и пыряя его топорами и секирами, пока тот не испустит дух. Это игра не для малодушных, и права на ошибку нет – если плохо подготовитесь и погибните, то придется начинать заново с предыдущего сохранения.
Но стоит поймать ритм, как вы начинаете сыпать заклинаниями, ловко атакуя слабые места противника. Во многом это напоминает мне сессию в Dungeons and Dragons, за исключением того, что меня не бьют кулаком в бок, если я что-то делаю не так.
Монстры тоже кажутся интереснее, чем тот сброд, который обычно встречается в RPG, и для каждого из этих монстров требуется особая техника боя. Затевая драку, вам нужно оставаться гибким и переключаться с одной тактики на другую, как бы жонглируя врагами, а это довольно непросто.
Вот тут то и приходит на помощь разносторонняя команда – эльф может быстро наколдовать какое-нибудь разрушительное комбо, за которым последует старая добрая оружейная сталь. Это какая-то совершенно особая тактическая RPG – ничего такого я раньше не испытывал.
Если говорить о создании персонажа, то фанаты жанра наверняка будут очень рады. Здесь есть четыре расы, двенадцать классов и целая куча всевозможных вариантов, а это значит, что вы можете укомплектовать вашу команду архетипичными бойцами вроде рейнджера, мага, воина и поддержки, т.е. бонусы классов будут складываться и создавать определенные комбинации. Кроме того, вас ждет привычная прокачка – вы раскидываете очки опыта так, как вам заблагорассудится и в конце концов открываете всевозможные специализации.
Сражая врагов, а также посещая тренеров и сенсеев, разбросанных по всему миру, игроки движутся вперед и прокачивают свои навыки – от новичка до грандмастера. Впрочем, раскидывать очки нужно с умом, потому что после принятия финального решения обратного пути уже не будет.
Legacy можно по праву назвать огромной игрой, а процесс прохождения временами становится похож на обычный гринд – из-за «квадратного» типа перемещения. Сам по себе игровой мир достаточно красив, но для того, чтобы взглянуть на эти красоты, нужно пробираться через олд-скульные пережитки. К примеру, если вам захочется посмотреть влево и вверх, то для этого придется перебрасывать руки через всю клавиатуру – очень скучаю по привычному «WASD плюс мышь».
Кроме того, игра может похвастаться неплохой картинкой – которую должна потянуть любая средняя PC-машинка – хотя каких-то заоблачных HD-чудес ждать не стоит. Но зато здесь есть пиксельный режим, эдакий реверанс в сторону тех, кто помнит, что такое видеокарта VooDoo 3000 Graphics Accelerator.
Что добавит игре дополнительной реиграбельности, так это возможность повозиться с её внутренностями и заняться созданием модов. На сей раз Ubisoft не только позволяет это, но и активно вдохновляет к новым творческим свершениям – кнопка доступа к редактору находится прямо посреди главного меню. В общем, когда игра станет доступна, имеет смысл ждать кучу моддерских поделок.
Очевидно, что Might and Magic X: Legacy метит в нишевые игры. Это не Skyrim, таких RPG уже давно не делали, но в код этой игры вложена целая тонна любви и обожания. Возможно, новой M&M не помешала бы некоторая полировка, но она по-прежнему увлекательна и заставит ваше серое вещество как следует поднапрячься.