Обзор Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
Главная заминка при попытке обобщить впечатления от The Phantom Pain заключается в том, что кратко это сделать очень трудно. Нельзя отмазаться общей формулировкой с употреблением слов «шедевр», «искусство» или, там, «кодзимагений», как раньше, ибо на сей раз не все так однозначно и просто. Хотя бы по одной причине – MGS V невыносимо огромна. Как в хорошем, так и в плохом смысле.
Казалось бы, разве может хорошей игры быть много? В случае с игрой, которая взрастила целое поколение ценителей стелса, картонных коробок и диалогов длительностью свыше часа, необъятные масштабы очередного витка серии вообще должны восприниматься как манна небесная. Представить только, Metal Gear Solid в открытом мире. Со всеми ее сложносочиненными бреднями на фоне реальных исторических конфликтов, с фирменным пафосом и милитаристской драмой. С гигантскими шагающими роботами, в конце-то концов!
Ощущения от выхода на большие просторы вначале действительно очень крутые. Ground Zeroes уже показывала обновленную и озападненную механику на своем скромном примере – но одна база не сравнится с целой кучей военных объектов разного калибра и назначения, раскиданных по двум гигантским картам Афганистана и Африки. Все они функционируют в свободном режиме, и в любое время на аванпосты можно устраивать рейды, попутно активируя связанные с ними миссии. Привычная линейность улетучивается сразу после эффектного пролога, и игра предоставляет право самостоятельного выбора не только целей, но и средств их достижения.
Несмотря на то, что та или иная операция все же ограничивает область, на которой нам придется работать, путей прохождения существует с десяток так уж точно. Каждое задание – это такая Ground Zeroes в миниатюре, где тактика точно так же выстраивается из множества нюансов. Стоит ли пытаться проскользнуть мимо вражеских патрулей, или лучше отвлечь их, отрубив электричество? Может, вообще влететь в гущу событий на джипе и расстрелять недовольных? В таком случае следует заблаговременно обрезать противнику все каналы связи со штабом, иначе подкрепление не заставит себя ждать. Кроме того, отдельной строкой в ваших планах должны учитываться факторы «песочницы»: будет неприятно, если ночная вылазка затянется до рассвета или внезапная пыльная буря закроет весь обзор.
Разумеется, продуманная стратегия – лишь полдела. Без экипировки ее осуществление далеко не уйдет, и тут The Phantom Pain больше всего пытается ошарашить размахом. Пистолеты, снайперские и штурмовые винтовки, гранатометы, пулеметы, ракетницы, усыпляющие и оглушающие модификации – копаться в меню снаряжения можно до посинения, только выбирая себе основное оружие. А ведь еще есть всякие прибамбасы вроде таблеток от дрожи в руках и обманок с надувными солдатами, дымовые и осколочные гранаты, мины такие, мины сякие и так далее по списку. При беглом осмотре может показаться, что вверенного арсенала даже слишком много.
Отчасти, впрочем, так и есть. Игра практически не подстегивает стремление опробовать весь инструментарий, поэтому большая часть экземпляров так и остается лежать мертвым грузом. В выигрыше разве что сторонники взрывного рэмбо-поведения, которые забавы ради опробуют всю оружейную палитру на деле – убежденные же «металгировцы» и вовсе останутся при верном пистолете с транквилизаторами, разбавляя проверенные методы исключительно по необходимости. Лично мы, будучи где-то посередине, так и не поняли значительной разницы между отдельными моделями винтовок, а пресловутыми пилюлями не пользовались вообще, как и распиаренной фантомной сигарой для перемотки времени.
А еще на помощь можно позвать одного из напарников. Они заметно упрощают жизнь на поле боя в разных аспектах: девушка-снайпер Квайет, к примеру, оказывает огневую поддержку, обученный пес (волк?) помечает врагов и со временем учится отвлекать их лаем, а конь… ну, он просто конь – средство быстрого передвижения по окрестностям, которое зачем-то научили испражняться по команде.
С компаньонами играть на порядок веселее, однако они вносят некоторый дисбаланс в процесс. Собачье чутье прямо-таки заваливает экран и без того читерскими стрелочками над головами противников, а Квайет, увлекаясь прикрытием, в одиночку выносит целые аванпосты. На рейтинг это, что интересно, никак не влияет, так что и отказываться от услуг товарищей обычно резона нет.
Другая ложка гадостей в бочке механики – искусственный интеллект. Солдатики, конечно, старательно симулируют осмысленное взаимодействие, но со времен Ground Zeroes так и не оправились от потрясения на почве перехода в открытый мир и, как следствие, по-прежнему принимают летящие в них дротики за крыс, частенько игнорируют вопящих о помощи сослуживцев и режут ножом воздух в знак сопротивления. Такие случаи не повсеместны и возникают на фоне очень даже похвальной работы электронных мозгов, и тем не менее.
Даже с учетом недостатков все вышеперечисленное делает прохождение увлекательным и разнообразным вне зависимости от стиля. Одинаково широкие возможности открыты как для стелса «по старинке», так и для шумных боевиков – в геймплейном плане разрешено делать что угодно, если не больше.
Но опьяняющая вседозволенность на самом деле лишь отвлекает от проблем, которые повлек за собой все тот же сэндбокс. Он чрезвычайно сильно повлиял на плотность контента, с чем у MGS отродясь проседаний не было. Больнее всего «песочница» напакостила, как ни прискорбно, сюжету. Рассусоливать все его тонкости мы не станем, потому что он по традиции целит ровно в аудиторию знающих людей, которые с пониманием кивают при упоминании организации «Сайфер» и отличают Миллера от Оцелота по голосу. Они уже в курсе, что The Phantom Pain целиком посвящена истории Биг Босса, наемника-легенды, девять лет пролежавшего в коме после нападения злыдней на его обитель. Теперь база требует восстановления, душа – мести, а повествование – адекватной подачи.
О последующей судьбе Биг Босса и компании узнавать приходится почти целиком своими силами. Вместо продолжительных разговоров по Кодеку у нас теперь аудиодневники, на которых, собственно, и держится весь сюжет. Только из регулярно пополняемой коллекции кассет получится в более-менее полной мере понять мотивы поступков большинства персонажей, их взаимоотношения и вообще выстроить цельную картину происходящего. То, что за пределами записей – просто скелет для тех, кому и галопом по Европам нормально.
Ролики стали ужасающе короткими и несут в себе самый минимум информации, чтобы держать игрока в курсе ключевых перемен обстановки. Сюжетные миссии частенько нагружены смыслом едва ли не меньше, чем второстепенные поручения. Полезность наполнения иной раз так близка к нулю, что доходит до смешного: спасти совершенно непонятного заложника и получить в награду тридцатисекундную заставку без единого произнесенного слова – это в The Phantom Pain считается обычным делом.
Зато если углубиться в дебри и заслушивать записи до дыр, обширный фон настоящей MGS покажет себя. Объясняется и разъясняется практически каждая мало-мальски значимая деталь, наша реальность с безупречной убедительностью интерпретируется под художественные нужды, а за внешней несуразностью сеттинга, как обычно, кроются серьезные вопросы.
Правда, далеко не на все из них игра в конечном счете отвечает. От финального высказывания в серии ждешь безумнейших откровений и самого достойного завершения сюжетного цикла – но MGS V хватает только на то, чтобы проложить незамысловатый мостик между линией Биг Босса и началом эпопеи Солида Снейка. Концовка не дает должного удовлетворения, и гадать о причинах тому не приходится: вероятно, из-за известных разногласий студий эпилог получился скомканным и недосказанным. Пока в игровых файлах потихоньку раскапывают признаки намечавшейся третьей главы, обладатели коллекционного издания делятся роликом с набросками последней миссии, где внушительная доля фактов все же сводится воедино. В нынешнем же виде предваряющие титры сцены вызывают какую-то жуткую тоску. Не так все должно быть, не так.
Возвращаясь к открытому миру, стоит упомянуть отвратные элементы менеджмента, без которых почему-то мало какая подобная игра обходится. При восстановлении Материнской базы в обязанности Биг Босса входят миллиарды однотипных рутинных задач, присутствие коих не было бы так заметно, не будь выполнение большинства из них столь критично для прогресса.
Во-первых, руководство персоналом, почти без изменений перекочевавшее сюда из портативной Peace Walker: в нашем подчинении всегда находится энное количество сотрудников с различными характеристиками, в соответствии с которыми их нужно раскидывать по разным отделам разработки всяческих апгрейдов и экипировки. На практике это даже скучнее, чем на словах, но, к счастью, нашелся среди разработчиков человек, прикрутивший кнопку автоматического распределения.
Во-вторых, сбор ресурсов. К ним относится абсолютно все, от цветочков на обочине до контейнеров с металлами, вражеской техники и даже солдат. Грубо говоря, после зачистки очередного аванпоста желательно прицепить ко всему, что хоть как-то отрывается от земли, воздушный шарик и унести к себе домой. Первые пару часов это занятие воспринимается как «гы, танк улетел» и не особо мешает, но потом оно попросту раздражает и бьет по темпу. Если вовремя не запастись подопечными и не поставить добычу ресурсов на самотек, такое развлечение может сопровождать вас всю игру.
В-третьих, дурацкие командировки для персонала. Как в какой-нибудь Assassin’s Creed, здесь нужно высылать группы своих вояк на задания, которые разворачиваются за кадром и не требуют ничего, кроме времени на ожидание результатов. По сути – банальный фарм денег на разработку новых улучшений и поддержания материального состояния базы. Опять же, не очень понятно, почему эта однокнопочная обыденность непременно должна была стать элементом геймплея.
Вторжение в личную жизнь
Если вы помните, к The Phantom Pain обещали прикрутить полноценный сетевой режим. Его пока нет, зато есть маленький мультиплеерный элемент, позволяющий проникать во владения к другим игрокам и воровать у них все, что плохо лежит, стоит или патрулирует. Так вот, из этой затеи вышло ужасное подобие VR-испытаний, где препятствия вам заранее выстраивает хозяин базы, а вы должны быстренько забрать нужное вам и уйти в самую дальнюю дверь, оставшись незамеченным. Глупость несусветная, интересность которой исчерпывается где-то после второй попытки.
Ну, и последний недуг ощущается при исследовании мира: кроме военных баз, даром что ладно скроенных, в нем нет ничего – лишь километры пустых дорог, где раз в вечность проезжает понурый конвой, а по травке носится пригодная для эвакуации живность. Долго эта имитация жизни не работает, поэтому при очередном марафоне через весь Афганистан молишь небеса о спонтанном событии или хоть какой-нибудь активности. Если Кодзима такой видел свою GTA, получилось, мягко говоря, мертво.
В конечном счете из The Phantom Pain вышла очень, очень спорная MGS, но при этом очень, очень хорошая игра. Многогранный, сложный стелс соседствует с кипой недочетов, неожиданных для столь именитого франчайза, и все же не настолько страшных, чтобы поносить проект на чем свет стоит – удовольствия от процесса получаешь намного больше, чем кажется после всего вышесказанного.
Превосходство геймплея над сюжетом, скорее всего, покажется фанатам непозволительной дикостью, но это не так плохо. Загвоздка лишь в том, что у The Phantom Pain были все шансы стать безоговорочной вершиной развития сериала, а она стала всего-навсего его окончанием.