Mass Effect: Andromeda, запоздалое мнение
Кто в Mass Effect: Andromeda главный злой гений, я мог запросто сказать, даже еще не успев доиграть пролог. Эффектная блондинка из экипажа космического ковчега, летящего к новой обетованной земле, с самого старта не стесняется своего откровенного безумия, но при этом вполне себе функционирует как полноценный космонавт и боевик. Такие-то всю кашу и заваривают.
В одном телесериале про веселого доктора как-то лечили психопата. Не от психического расстройства, а от чего-то другого, традиционно для сериала таинственного-неизвестного. Между делом наш веселый доктор рассказал интересный анекдот — мол, многие люди боятся психопатов на инстинктивном уровне. Они могут не знать человека, но буквально кожей и парой-другой особенных точек на теле чуют, добра от подозрительного встречного не жди. Вот, ровно этот сценарий и случился у меня с первой же представленной напарницей по космическому приключению. Эти глаза. Эта мимика. Этот уверенный голос. Она знает, она заранее знает, в какую дыру мы прилетели, потому что она лично правила программу полета всему флоту колонистов. Она распылит древнюю инопланетную цивилизацию руками главного героя, потом соблазнит его и, когда тот наконец расслабится и перестанет замечать, что рядом с ним сумасшедшая ведьма, она запустит его в открытый космос без скафандра.
Согласно смелому предположению, подкрепленному аргументом в виде специального патча «для глаз», на самом деле это не колонисты сошла с ума, а просто в релизный клиент прокрался программный недочет. Маленький такой недочет, незаметный бета-тестерам. Последние, видимо, успели насмотреться таких анимационных ужасов, что простые экранные психопаты больше бедняг не берут. Плюс, вы знаете, сроки поджимают, а после репутационного фиаско No Man’s Sky совсем ничего не выполнять страшновато. EA же заклюет студию за запоротый бренд.
Оригинальная трилогия Mass Effect была решительно отличной эпической космодрамой до самого распоследнего своего момента. На экранах геймерских мониторов сияли галактики, пафосно жили и умирали бравые герои и героини, открывались новые миры, и вообще все было здорово. Испортила весь праздник развязка третьей серии (и, соответственно, общей истории), где сценаристы внезапнейшим для фанатов образом споткнулась, придумав всего одну бестолковую концовку. Затем в лучших традициях древних ролевых игр Bioware выкрасили одну и ту же финишную линию в три разных цвета и сделали вид, что эпилогов у одиссеи целых три штуки, и штуки эти решительно отличаются одна от другой. Нет, ну и правда, первая подсвечена синим, вторая – красным, а третья – зеленым. Их как минимум невозможно спутать!
Как известно, любой порядочный корпоративный колосс, когда споткнется, падает медленно. Иногда – очень медленно. Гигант имени Mass Effect, похоже, из их числа. В Andromeda за доброй половиной контента виднеется эта скрытая катастрофа. Эх, сколько же всего в релизной версии пошло наперекосяк в чисто техническом плане, и сколько всякой всячины летит мимо кассы в плане творческом… Но колосс есть колосс, и сейчас, спустя несколько лет после фиаско с эпилогом ME3, мы наблюдаем не распластавшегося в грязи неудачника и даже не процесс реабилитации серии, но ме-е-едленный нисходящий полет.
В переводе с заумного это значит, что серия деградирует. В плане контроля качества — так точно, и спорить здесь бесполезно. Если во второй серии ME в сюжетных заставках нам крупным планом показывали филейные части одной боевой брюнетки, сомневаться не приходилось — с точки зрения драматической режиссуры ракурс у камеры выставлен может и не очевидный, но понятно, эта ж-ж неспроста. Нам последовательно рекламируют, ээ, потенциальную любовную линию. И прочие прелести. А вот если посмотришь в умалишенные глаза статистов Andromeda, даже как-то теряешься, как вообще это счастье прошло биоваровский ОТК.
Но, опять же, пока что полет продолжается, а значит, Mass Effect стал хуже только в сравнении с самим собой образца n-летней давности. В среднем по актуальной ролевой больнице новое приключение держится молодцом.
Зато геймеров наконец пустили в большую космическую песочницу. Не хватало, ой не хватало истории про экстренное предотвращение апокалипсиса исследования забытых богом пустынных плато, пещер и прочих задворок галактикки. Высаживаешься, бывает, на охваченную тотальной войной планету, проводишь суматошную эвакуацию, а сам думаешь — что там, за этим горящими руинами научного аванпоста?
Ради большого добра и утоления геймерского голода по хорошему «Масс Эффекту» представители старой доброй космической ООН запускают в туманность Андромеды (вроде бы) целый караван мороженных переселенцев. Мороженных, потому что лететь надо было шестьсот лет, а практика показывает, что дай компании из людей, азари, кроганов и саларианцев повод, года не пройдет, как все передерутся.
Гладко ни в одной истории ничего произойти не может, поэтому и караван разбредается кто куда, и новые системы оказываются не так хорошо пригодны для жизни, как надеялись переселенцы, и вообще. Но не может такого быть, чтобы в новом космосе водились одни камни да радиация, и вообще, делать все равно что-то надо. Тем более, что на место с опозданием где-то в год прибываем мы, корабль планетарных первопроходцев, разведчиков и круглых молодцов.
Номинальный авангард кочевников разработал хитрый план, благодаря которому судно с главными скаутами должно было прийти уже на построенную космическую станцию и развернутые планетарные аванпосты. Прекрасный, казалось бы, план, по почему-то что-то пошло не так, и ни космическая база не достроена, ни новые земли не освоены. Как будто на месте не было ответственных за разведку и освоение местности. Не повезло, придется заняться делом.
И оказалось, таки да, в неизведанных галактиках имеются не только камни, но еще и коты. В смысле, кетты; отвлекаешься от субтитров и все равно слышишь «cats». На вид только новые инопланетяне не очень похожи на братьев наших меньших, все больше косят в сторону очередных угрюмых пришельцев с пепельной кожей. Вы мне сейчас не поверите, но оказывается, в Андромеде кетты заняты исследованием руин древней, сгинувшей, но при этом технологически продвинутой цивилизации. И гостей не ждут.
Чтобы не сбавлять оборотов, в момент знакомства с кеттами к анекдотчикам-аниматорам присоединяются анекдотчики-сценаристы. Товарищи не стесняются бить сразу тяжелой артиллерией: оказывается, у наших пионеров не припасено никаких планов на случай знакомства с новыми зелеными человечками. Главный герой/главная героиня оба тренировались, учились, готовились к работе в неизведанных мирах, равно как и их компаньоны, и все равно оказались не способны выдать при первом контакте ничего, кроме паники, «Ух ты!» и «Давайте помашем им руками».
Понимаете, просто никогда ни людям, ни азари, ни саларианцам, ни кроганам, ни остальным участникам разборок со жнецами в принципе не доводилось раньше встречаться с инопланетянами.
Или подождите, что-то в предыдущей реплике не так.
К счастью, чужие не дают сесть первопроходцам в лужу и сходу пускают первую человеческую кровь. Называется, два безмозглых десанта нашли друг друга. После такого позитивного старта становится очевидно – в ближайшие десятки часов никаких серьезных переговоров с кеттами не предвидится. Вся классическая суровая дипломатия Mass Effect в Andromeda предназначена для внутреннего пользования.
Ибо нет в космических одиссеях занятия полезнее, чем напрочь переругаться перед лицом смертельной опасности. Высаживаемся на родной ковчег, и как будто не прошло 600 лет с концовки ME3. Зря переселенцы решили переспать путешествие в крио-бочках. Глядишь, устаканились бы старые конфликты, а то стоило прилететь ребятам в новую галактику, как со станции выгнали кроганов. Или бы народ успел поцапаться еще в пути, и не пришлось бы мучиться на месте.
Если кто не в курсе, кроганы — это местные орки. Варкрафтовского образца, здоровые, воинственные, тусующиеся по кланам. Они никого не любят, но особенно сильно они не любят «продвинутых» инопланетян саларианцев. Последние в свое время почти успешно стерилизовали первых, и… в общем, это долгая история из оригинальной трилогии, продолжающая эхом отзываться за тридевять галактик и спустя 600 лет после вроде как развязки всего этого дела.
Впрочем, старые темы помогают сценаристам обратно почувствовать себя в своей тарелке. Скандалы, интриги, расследования — как будто и не было смешного пролога и концовки третьей части. Все кругом опять в опасности, без ресурсов, разобщенные, но реинкарнация командера Шепарда морально и физически готова разрулить тонущие в вакууме корабли и таки построить в Андромеде большой новый дом для компании разумных, но вечно бестолковых существ.
Все бы с квестами хорошо, но, опять-таки, глаза, язык и губы видят и чувствуют старый кактус. А хотелось бы одолеть кактус новый, новый! Вообще, вашему покорному сквозь пресс-релизы Andromeda годичной давности виделся по-настоящему другой космос. Такой, знаете, космос, свободный от нависающего Рагнарока, открытый для новых, сравнительно легкомысленных приключений. Все, жнецов давно нет, настало время беззаботного родео, экскурсий по заброшенным зелеными человечками мирам и прочего приятного времяпрепровождения. Можно без драмы; так даже лучше.
Нет, опять каждый первый встречный – на краю гибели, а чужие жгут родную хату. Признаю, градус драмы ушел вниз. Но в моем случае это значит, что кактус не просто старый, но еще и холодный. Страсть спасать всех и вся ушла, а новый космический экшн не завезли.
Оттого и радости от здоровых песочниц получилось маловато. Первый час в первой здоровой пустыне проходит на одном дыхании, а потом Mass Effect начинает переть по накатанной дорожке, только вместо того, чтобы перемещаться по локациям посредством медитации, гипер-двигателей и загрузок, мы собственноручно ведем вездеход.
Причем первый же бодрый заезд куда-нибудь за гору выявляет — песочницами заведуют жулики. А местная радиация — не просто глупый для видеоигр атавизм (потому что в космосе радиация!), но наша любимая невидимая стенка. Только наоборот. Раньше мы бились об нее головами персонажей, но не могли пробить, а теперь герои не врезаются в бесплотный забор, зато вполне себе умирают от соприкосновения с оным. Интерфейс показывает первый уровень местной радиационной угрозы и нагло врет. Это не уровень угрозы, это уровень сюжетного допуска к контенту.
Зачем, спрашивается, такая игровая площадка нужна. Молодцы взяли и кастрировали основное счастье открытых миров. Взяли и закрыли. Завидуете «Ведьмакам» с «Фоллаутами»? Или завидуйте молча, или копируйте как следует.
Еще раз повторю знакомый припев. Стоит протереть пущенную в глаза пыль, отбросить надежды на нечто реально новое, «похоронить идею про Mass Effect без границ», и перед нами предстает добрая формула, знакомая по предыдущим частям. Вылазки на чужую территорию, бесконечное сканирование каждого первого инопланетного кирпича, копание в квестовых находках, несложные головоломки — ничто не забыто, никто не забыт и не отправлен на пенсию. Старые механики работают как часы, что, скорее всего, даже утешает многих игроков. Но не злобного и привередливого, когда дело касается игр за 2,000-4,000 рублей, меня.
**
Вот кооперативный мультиплеер оставили нетронутым совершенно правильно. Только он у меня в день релиза постоянно вылетал, а дальше его проверять было лень.
Да, я знаю, его пропатчили. Сумасшедших лицедеев тоже пропатчили. Через сколько-то там дней-недель. И знаете, что? А вот все равно не нравится мне, когда игры в день релиза работают через пятую точку. Получается, я Bioware в кредит деньги дал. Окей, после трех патчей и спустя месяц вы мне их вернули. Но где тогда мои проценты?
Бейте меня палками, но Mass Effect: Andromeda в общем зачете не заслуживает выше банальных 7.5 баллов. Игра хорошая. Но при каждой первой заявке на оценку «отлично» садится в лужу, да и старый уровень держит еле-еле.
Интересного контента стало больше. Вместе с этим стало больше лишних муторных кликов, раздражающих пролетов камеры, невидимых перегородок и неудобных меню. ME споткнулся и летит, в панике забыв расправить свои эпические крылья. Летит, повторюсь, медленно, сопротивляется гравитации, но общая траектория все равно не радует.