Обзор Mass Effect 3
Демо-версии и утекшие в сеть клиенты игры — это замечательно: про то, что Жнецы наступают, дети гибнут в спасательных челноках, в команду должна вернуться Эшли, можно будет не выбирать варианты ответов в диалогах, а Шепард – потенциальный гей, можно даже особо и не распространяться. Мы и без того уже успели наговориться на эти незначительные темы, и теперь, когда клиент игры скачан из Origin, а сбивающие столку игровые настройки убраны куда подальше, можно сразу перейти к делу, не объясняя в тысячный раз, что всякие странные режимы ME3 есть ересь и прочая и прочая.
Теперь можно просто играть.
Последний бой
Принципиально со времен второй части в Mass Effect не поменялось решительно ничего, зато практически каждый старый элемент был заметно улучшен.
Помимо очевидного косметического ремонта разработчики здорово поработали над боевой системой. Забавные, но все равно достаточно схематичные бои второй части здорово прибавили в динамике. Укрытия, перегревающиеся бластеры и прочая биотика — все получили по своему левел-апу. Теперь мы можем не только прятаться за углами, но еще и прыгать между небольшими канавами и — вы угадали — перекатываться от баррикады до баррикады. Сами сражения стали быстрее и суматошнее, плюс теперь нас мало что от них отвлекает. Мини-игры про взлом различных терминалов ушли в небытие, освободив место под дополнительные пачки врагов. Плохо лежащие деньги, документы и прочие апгрейды все также разбросаны по локациям, но возиться с ними нынче совершенно не обязательно.
Колеса диалогов с системой ничего по сути не значащей репутации тоже остались на месте, превратившись в уже совсем плоские картонные шаблоны. Тем не менее, собственно диалоги по большей части все равно интересно читать, особенно если вы играли в одну из предыдущих частей, особенно если вы играете в ME3, восстановив свой сейв-файл из второй части. Все выжившие после ME2 герои (включая друзей из DLC, но только тех, в которые довелось поиграть лично вам) так или иначе появятся на сюжетном радаре, некоторые даже будут играть (сравнительно) большие роли. Повидаться с членам старой команды, признаться, было приятно вне зависимости от обстоятельств.
Искренне надеюсь, BioWare и сами осознают, что вплотную подошли к тупику со своей текущей концепцией: ваше главное «ролевое» решение за всю игру — это отвечать на все реплики по-доброму или по-злому, чтобы под конец можно было использовать хотя бы один из «необычных» вариантов диалога. Если будете придерживаться линии партии, то в конце концов все равно у вас все получится, спутники-союзники все сделают как надо и дела пойдут в гору. ME3 следует своим традициям до самого конца, и в контексте собственно трилогии это даже замечательно, но если разработчики попробуют впихнуть исчерпавшее себя колесико еще куда-нибудь, это будет уже провал.
В космосе все тоже слегка изменилось. «Нормандию» традиционно перекроили: теперь мы можем походить по ангару для челноков. По пути, конечно, воодушевляя команду и развлекаясь по мелочи. Никуда не делась каюта капитана с аквариумом и коллекцией моделек кораблей. Хорошие новости: в одном из магазинов теперь можно купить автоматическую кормушку для рыб! Ах, где было это чудо техники в прошлый раз…
Еще больше хороших новостей: занудные геологические исследования ушли в небытие. Теперь поисковые зонды будут искать не какие-то левые минералы, а сразу деньги, артефакты и прочие плюшки. Минералы, кстати, из ME3 пропали совсем — теперь все улучшения приобретаются исключительно за валюту. Что еще лучше, так это тот факт, что для покупки нужного апгрейда не обязательно лететь к единственной мирной локации, Цитадели. Все необходимое можно заказать прямо с терминала в ангаре «Нормандии».
Таких милых мелочей — тысяча и одна штука. Все (или почти) провисающие элементы из прошлых частей были либо просто убраны, либо как следует доработаны, что просто невероятно радует. На некоторые пустующие места вечных раздражителей пришли новые донимающие развлечения типа сканера на второй палубе, но в целом работу над ошибками BioWare проделала на твердое «отлично».
Скандалы, интриги, спасение галактики
Сюжет трилогии зияет здоровыми дырами, и последняя часть скорее добавила в полотно новых, нежели смогла залатать старые. Стоит слегка забыть про эпические свершения нашего земного СуперШепарда, как в голову лезут вопросы, портящие все удовольствие от процесса. Тем не менее, если специально не задаваться особыми изысканиями на тему нестыковок в фантастической вселенной от BioWare, то в глаза это вам бросится только в самом конце, когда событийная лента уже совсем провалится в тартарары под собственной тяжестью. Концовка Mass Effect 3 разочаровывает покруче финала Deus Ex: Human Revolution. Все варианты развязки удручают своей непродуманностью и нелогичностью. Но до них, конечно, еще надо добраться, и вот уже «промежуточные» события захватывают внимание и держат геймера прикованным к монитору.
Свой исход найдут практические все закрученные в предыдущих частях сюжетные линии, что с одной стороны логично для завершающей трилогию серии, а с другой — ну уже слишком все это круто, чтобы быть даже научной фантастикой. Титанические сила и харизма Шепарда найдут свое объяснение в самом-самом распоследнем ролике от BioWare, но все равно — за считанные недели (или даже, возможно, дни) наш главный герой разруливает как минимум два многовековых конфликта и выносит из дела одного из самых серьезных игроков. Ну и в коде выносит жнецов, но это было неминуемо.
Между тем, по меркам видеоигры все равно все однозначно круто. По сути, моя главная претензия к Mass Effect 3 — это то, что при таком-то замахе у BioWare получился не шедевр на все времена, а просто замечательная, отличная ото всех остальных проектов трилогия. В голове крутится: «А ведь такое могли навертеть, ух!», и к оставшимся нестыковкам начинаешь придираться вдвое сильнее, а слитая концовка совсем подрубает наповал.
Предложение, от которого невозможно отказаться
ME3 буквально шантажирует геймера попробовать свой кооперативный режим Galaxy at War, про который по неизвестным причинам до выхода ME3 трубили на каждом углу. Вчерез абзац я признаюсь, что вообще не хотел пробовать сетевую игру на зуб, но обступившие со всех сторон обстоятельства таки сыграли свою роль. Что ж, у нас есть небольшие локации-арены, взятые прямо из миссий сингла, трое случайных напарников и слегка измененная классовая система ME. На нас прут толпы врагов; иногда нужно просто удержаться на волне подступающих недругов, иногда – еще и выполнить пару танцев с технобубном: то документы из разных точек захватить, то определенную позицию какое-то время удерживать.
Получилось, надо сказать, динамично. Свои несколько железобетонно необходимых часов за Galaxy at War вы проведете безболезненно, может быть, отбивать все эти бесконечные атаки гетов/жнецов/«церберов» вам понравится. Улучшенная боевая система игры делает свое дело и здесь, плюс теперь на заданиях присутствует не повторимый никакими скриптами человеческий фактор. А, ну да, есть еще уже традиционные сетевые левел-апы, ящики с подарками, никем не используемый голосовой чат и все прочие атрибуты не сильно оригинальной онлайн-потехи.
Увы, к сетевым игрищам приходится приступить, еще не разобравшись с эпическими приключениями Шепарда. Кооператив Mass Effect 3 таки плотно увязали с одиночной кампанией, причем самым наглым и жестким образом. Я было хотел проигнорировать здешний онлайн, а потом нарисовать в тексте нечто вроде «такой игре, как Mass Effect, мультиплеер не нужен вообще ни в каком виде» и объяснить, что кооператив во всех РПГ, кроме Diablo и его клонов, бессмыслен и беспощаден, но ME3 не дала мне этого сделать. Как оказалось, хотя бы минимальные успехи в кооперативном режиме на четверых скучающих спасителей галактики очень даже критичны для одиночного прохождения, и для того, чтобы быть уверенным в более-менее счастливом конце, нужно обязательно сыграть штук эдак двадцать совместных зачисток беспокойных пятачков. Иначе все ваши геройские усилия, пересчитанные в сухие цифры статистики, будут поделены надвое, и толку от сотворенных на экране чудес армейской подготовки и дипломатии станет в два раза меньше. Галактика все равно будет не готова к ответному удару по жнецам.
Забавно, что теперь игры заставляют геймера проходить себя «как надо» уже не при помощи раздачи геймоверов после особенно нерасторопных и/или глупых действий. Нынче программы предпочитают ненавязчиво пугать меня. На проторенной разработчиками дорожке хорошо, вот в этот угол надо заглянуть, вот здесь квест допройти, плюс часиков пять поиграть в мультиплеер. А не то… ну, кто там его знает, что случится, но ты же хочешь, чтобы галактический флот подошел к битве со жнецами во всеоружии, ведь тогда а тебя будут «весомые шансы» на победу вместо «минимальных», не правда ли? Минимальные шансы — это плохо для виртуального здоровья, игрового сюжета, и вообще может тот самый геймовер настать, а у тебя — оп — нужных старых сейвов-то и нет, потому что ты уже который год проходишь новые проекты через автосохранения.
Итого
Играть в Mass Effect 3, не зная предыстории (ну, хотя бы событий второй части) и не обладая сейвом из прошлой серии, почти бессмысленно, но все равно в общем-то можно. Удовольствие будет не то, но все равно будет.
Насколько большое?
От «настоящей» ролевой игры ME3 осталось совсем немного, тактическая сторона местных баталий поверхностна, а сюжет подминает разнящиеся от прохождения к прохождения детали под один большой каток, после чего вся движуха все равно сливается в одну и ту же кашу. Секрет игры — в удивительно хорошо подобранных пропорциях между этими ингредиентами, а также в потрясающем качестве исполнения.
Фанаты сериала останутся полностью довольны завершающей трилогию работой, но судить о том, хорош ME3 или все-таки не очень, следует по ответу на вопрос: «А сможет ли игра настолько заинтересовать геймера, чтобы тот начал проходить предыдущие части?»
Mass Effect 3 однозначно сможет справиться с этой задачей. А значит, у BioWare все получилось.
P.S. И даже кооператив.