Обзор дополнения Mass Effect 3: Citadel
Прошёл год с момента выхода Mass Effect 3, и BioWare, наконец, готова отпустить своё дитя. Citadel – это не просто последнее дополнение, это проводы для всей трилогии, наполненные шутками и отсылками, старыми знакомыми и камео. Это остроумное и трогательное прощание с персонажами серии и признание в любви, адресованное фанатам.
Для начала, тут есть сюжетная кампания, новый рассказ с участием самого неожиданного из врагов Шепарда. История длится несколько часов, проводит вас по многим местам в Цитадели и позволяет наблюдать сразу весь свой отряд, сражающийся плечом к плечу.
Citadel твёрдо сосредоточена на узах, которыми Шепард связан со своими боевыми товарищами. Наставник Шепарда, Андерсон, после принудительного «увольнения на берег» награждает его личными апартаментами. Стильный городской район выступает центром всей истории, где можно пообщаться с любым из своих подчинённых в перерывах между миссиями. Здесь вы найдёте аудиозаписи из неоконченного интервью с Андерсоном, и это первая из множества локаций, наполненных общением с персонажами и побочными квестами.
Диалоги прописаны на удивление хорошо, и BioWare полностью справилась с обещанием «собрать всю команду» – слова, которые не раз повторял сам Шепард. Студия закрепляет разных персонажей за разными сценаристами, и многочисленный «актёрский состав» дополнения привёл к тому, что над ним работали сразу восемь писателей вместо обычных двух или одного.
Такая тактика с лихвой оправдывает себя, и многочисленные сценки трещат от диалогов. Если кроган Рекс остался жив в вашем прохождении, вы сможете взять его с собой в новые битвы – приятная новость для игроков, привыкших думать наперёд. А если вы потратились на From Ashes с дополнительным персонажем – вы будете вознаграждены уймой нового контента. Вначале может показаться, что некоторых персонажей выделяют сильнее, чем остальных (например, СУЗИ, Лиару и Джеймса Вегу), но это окупается последующим общением с экипажем и знакомыми лицами из предыдущих частей.
В некоторых местах игра нас откровенно смешит, обмены остротами и шутливые монологи навевают воспоминания о Lair of the Shadow Broker для Mass Effect 2. Тут есть моменты, которые понравятся всем игрокам (и специальное камео для Космического Хомяка), некоторые смогут оценить только те, кто в предыдущих играх сделал верный выбор, а некоторые и вовсе кажутся направленными на завсегдатаев фан форума BioWare.
Citadel – это почти как 100-й эпизод вашего любимого сериала, когда сценаристы перестают заботиться о целостности сюжета и проверяют, насколько далеко они смогут зайти, не разбивая четвёртую стену. В основном, BioWare прекрасно справляется с этим балансом, но здесь есть и крутой сюжетный поворот, грозящий угробить серию раз и навсегда. Последующая переработка истории может и сгладит промах, но такой подход всё же расшатывает сюжет, как бы BioWare не старалась придерживаться обобщающих тем.
Поздние этапы кампании проведут Шепарда по Архивам Совета (ещё один значительный источник знаний, если вы решите в них задержаться) перед финальной локацией с одним из лучших боссов за всю историю игры (выкуси, Кай Лен). Возможно, что вам удастся пролететь кампанию за два часа, но благодаря обилию нового контента и пасхалок, это время можно смело умножать на два.
Воевать на повышенной сложности довольно интересно. Противники – таинственное подразделение наёмников – не более, чем перерисованные Церберы, но грамотно продуманный дизайн карт и парочка новых трюков помогут держать в напряжении даже бывалых игроков. BioWare сумела извлечь пользу из целого года наблюдений за мультиплеером, и знает типичные действия большинства игроков. Во многих случаях врагам удаётся сорвать вашу тактику (в одной из зон даже спрятаны мультиплеерные персонажи, рассказывающие о распространённых ошибках игроков).
Когда с делами покончено, Шепард может расслабиться в своей новой квартире, и здесь начинается вторая половина дополнения. Для исследования открыта новая область с магазинами, местами отдыха, казино и игровыми автоматами. Вы можете немного переделать квартиру по своему вкусу, обставить её новой мебелью и пригласить туда других персонажей, чтобы погрузиться в пучину шуток и скетчей.
Каждый из выживших членов экипажа присутствует в игре, впрочем, никто не забудет и о павших товарищах. Любого персонажа можно пригласить к себе домой, к тому же вас ждёт множество побочных квестов в новой области. BioWare изменяет их – иногда очень сильно – в зависимости от того, были ли у вас отношения с конкретным персонажем. Любители романтики будут более чем удовлетворены.
Завершается всё это дело «миссией»-вечеринкой. Это редкий шанс увидеть всю команду в сборе и, при желании, напоить их всех. Я потратил около часа, просто слушая разные диалоги (особенно понравилось продолжение перебранки Миранды и Джека из Mass Effect 2). Постепенно вечеринка становится всё более шумной, и три раза вы сможете изменить её ход в определённую сторону.
На этом этапе BioWare использует кучу всевозможных сценок, а это значит, что ваш выбор будет порождать огромное количество разных вариаций диалогов. В разных прохождениях на YouTube я видел абсолютно различные сюжеты, в зависимости от приглашённых персонажей (их нужно выбирать из длинного списка) и настроения вечеринки. Тем, кто заливает на свой канал абсолютно все варианты прохождений, придётся попотеть.
Помимо прочего, BioWare добавила совершенно новый режим арены. Этот убийца времени, расположенный в самой Цитадели, представляет собой миниатюрную оффлайн-версию мультиплеера. Вы можете подраться с гетами, Церберами, Жнецами или Собирателями в аналоге голодека из «Звёздного Пути». Вас предстоит открыть много карт, использовать множество модификаторов и, что самое захватывающее, вы будете брать с собой любых выживших напарников из первой и второй частей серии. Это значит, что вы снова сможете сражаться плечом к плечу с Заидом и Касуми, или же взять в команду кроганов Гранта и Рекса. А ещё здесь есть терминал с побочными заданиями и вызовами, связанными с ними, а ещё… да ради всего святого, BioWare, ты хочешь, чтобы я вообще не выходил из этой игры?
Прошли долгие 12 месяцев с момента выхода Mass Effect 3. Те, кому не понравилась тройная концовка, вряд ли найдут утешение в тройном наборе сценок на вечеринке, и вполне возможно, что за этот год многие уже отдалились от игры. Но BioWare смогла здорово угодить преданным поклонникам серии, предложив им шанс попрощаться с любимой вселенной. Да и самим разработчикам явно было приятно провожать своих персонажей в последний путь и вспоминать лучшие моменты саги.
«Не скажу, что это было просто», – говорит Шепард в трогательной финальной сцене, – «но мы все отлично справились».