Сами с у(с/ш)ами. Обзор Mario + Rabbids: Kingdom Battle
Запомните вот что: игровая индустрия – сборище сумасшедших людей. Людей с причудливыми умами и странными идеями, готовыми в любой момент пробиться наружу, сквозь серую блокбастерную завесу. Можно сколько угодно сетовать на бездушность конвейера и махать кулаками в адрес корпораций, но – вот же сюрприз! – они все не от мира сего. Сегодня они могут делать Far Cry 18, а завтра проснуться, задумчиво прожевать завтрак, поехать на свою работу в очень большую игровую компанию и со знанием дела сказать: «Нам нужна игра про Марио и бешеных кроликов».
Что при этом самое прекрасное, кто-то с карманами потолще одобрительно кивнет и, перекинув сигару в другой уголок рта, поправит: «Икском про Марио и бешеных кроликов».
И пока подобное имеет место быть, нам с вами, рядовым потребителям, волноваться не стоит. Наш досуг в руках настоящих гениев, и никакие бюджеты их не совратят.
Для того, чтобы свести вместе знаменитые вселенные от Nintendo и Ubisoft, Mario + Rabbids: Kingdom Battle особых изысков не понадобилось. Пресловутые ушастые бестолочи, путешествуя на своей стиральной машине времени, натыкаются на устройство для слияния объектов и, будучи бестолочами, тут же находку обкатывают. Несколько любопытных гибридов спустя реальность трещит по швам и образует воронку, в которую засасывает кроликов, а заодно и целую кучу фанстаффа, посвященного Грибному королевству.
Туда, собственно, банда и прибывает, навлекая на родину усатого сантехника очередную беду. На этот раз – пучеглазую, орущую и с вантузом на голове.
Все сомнения насчет целесообразности кроссовера рассеиваются в первые же минуты. Да, славные деньки Raving Rabbids уже позади, а над фирменным «БА-А-А-А!» давно никто не хохочет, но в слащавом сказочном антураже кролики обретают новую жизнь. По большей части она заключается в издевательстве над знакомыми с детства образами и героями: гумбы плещутся в огромном унитазе на поляне перед замком, меж зеленых холмов сушатся семейники, пруды завалены торшерами и резиновыми утятами – все в таком духе. А ушастая версия принцессы Пич, которая с порога попадает в нашу команду, то и дело щелкает селфи на фоне этого бардака.
Юмор у бесноватого зверья по-прежнему глупый, но он работает. Не столько в самостоятельной форме (хотя и по нему мы уже успели соскучиться), сколько в тандеме с обитателям королевства. Марио и компания – удачный противовес туалетным шуточкам, и каждый раз, когда их наивная доброта сталкивается с прямолинейностью пришельцев, эффект и от того и от другого удваивается. Есть в этом даже какой-то уморительный культурный диалог, если хотите.
Местами, правда, Ubisoft слишком уж перетягивают одеяло в пользу своих подопечных, из-за чего получаются фальшивые нотки вроде «Ущелья труселей» в качестве локации – или вот, например:
Были бы рады перевалить вину на нашу локализацию, но нет. Переводчики как раз-таки смысл уловили точнее некуда. Да и в целом, раз уж зашла речь, русская версия удивительно хороша. Учитывая, что редкая строчка текста в игре обходится без какой-нибудь колкости, передать оригинальный колорит было задачей не из простых. Однако ж большинство шуток сохранилось, а те, что с великим и могучим оказались несовместимы, заменили остроумными эквивалентами. Не то что некоторые…
Ну да ладно! Под юморной наружностью у нас тут, между прочим, серьезная стратегия, с циферками и всем таким. Kingdom Battle многое заимствует у упомянутой уже XCOM: здесь и базовый принцип передвижения «по клеточкам», и пошаговая манера боя, и расчет попаданий посредством броска кубика, и неизменные «криты» – бывалые защитники Земли почувствуют себя как дома. Даже некоторые способности персонажей точь-в-точь как в Enemy Unknown.
И что бы там ни говорили, слишком упрощать тактическую подноготную игра не стремится. Из самых заметных «казуальностей» – лишь устраненный фактор расстояния. Шанс нанесения урона зависит теперь исключительно от укрытия, за которым находится цель. Одни блоки гарантированно примут на себя залп, другие защитят лишь с вероятностью в 50%, а на открытой местности незадачливый боец, попавший в зону обстрела противника, однозначно получит по кепке.
Признаться, так даже лучше. В особенности для начинающих стратегов, которые хотят планировать и действовать, а не торговаться с Его Величеством Рандомом каждый раз, когда исход сражения определяется десятой долей процента. Шагом в сторону аркады Mario + Rabbids обеспечила себе прозрачную и надежную систему правил, а потому и играть в нее стало приятней.
Однако легче – ни в коем разе. Обманчивое впечатление «детсадовского икскома» Kingdom Battle, безусловно, создает, но лишь на то время, пока она поочередно смакует каждый элемент, нанизывая его на пошаговую основу. Добрая половина игры из-за этого представляет собой этакую тактическую головоломку, где тебя знакомят с базовыми типами врагов, учат пользоваться баффами, впервые просят сопроводить импровизированного VIP и все такое прочее. Задания интересные и преимущественно совсем не трудные, но так и надо – проверка на прочность еще впереди.
Где-то к середине, когда большинство козырей уже на столе, сложность подскакивает так резко, что приходится в скором порядке переосмысливать все свои действия. Из сражений уже не выходишь безоговорочным победителем, а получаешь сдержанное «Хорошо» или, что еще хуже, оскорбительное «Неплохо» в качестве оценки. Детсад сменяется свирепым челленджем с комплексными задачами и самыми некомфортными комбинациями врагов, нахрапом которые уже не взять.
Это одновременно очень-очень здорово и немного плохо. Здорово потому, что бои к тому моменту обрастают кучей предельно простых нюансов, на которых, тем не менее, строятся десятки спонтанных или, напротив, тщательно спланированных ситуаций. На некоторых аренах, к примеру, между ходами гуляет вихрь. Он с равным успехом может как вывести из игры половину вашей команды, так и стать отличным подспорьем при выкуривании ушастых злыдней из укрытий, аккурат под снайперский выстрел братца Луиджи.
Или есть такая замечательная вещь, как особые блоки. При их разрушении на ближайших клетках срабатывает определенный эффект типа «сайленса» или классического поджога области, что вкупе со свойствами оружия позволяет запускать длиннющие цепные реакции массового поражения. Когда подпаленный тобою кролик задевает товарища, а тот в свою очередь бежит под взрывной залп принцессы, который разрушает отталкивающий блок, и вместе со своим лекарем улетает за пределы карты, трудно не расплыться в маниакальной улыбке. Последний раз похожее удовольствие доставляла, наверное, только Worms Armageddon.
А плохо это потому, что, ну-у, иногда и в самом деле перебор. Иной раз череду откровенно простых стычек венчает бессмысленный 25-минутный бой, где один неверный шаг губит все планы, потому что враги свободно телепортируются по карте, а твоих героев похищают призраки. Отдельные сражения по сложности чуть ли не превосходят следующие за ними босс-файты, что по меньшей мере странно. Само собой, можно включить «Легкий режим» и наслаждаться бездонным запасом хитпойнтов – но как-то, знаете ли, брезгуешь.
По счастливой случайности в затруднительных ситуациях выручает кривоватый баланс. Непробиваемая стратегия – взять к себе в команду Кролика-Луиджи и нагло протанковать весь урон. Его способность вытягивать из противников здоровье и лечить этим же эффектом союзников настолько полезна, что надобность в профессиональных медиках быстро отпадает.
Есть здесь и другая проблема – Kingdom Battle изрядно сковывает в возможностях персонализации отряда. У каждого героя заранее заданы класс и арсенал, а дерево прокачки линейно и не предусматривает уникальные векторы развития, из-за чего разнообразия билдов тут нет в принципе. Грубо говоря, молоток Марио считается строго альтернативным оружием, поэтому перекачать жизнерадостного итальянца с упором на ближний бой не выйдет. Ваш Марио всегда будет более-менее аналогичен Марио из игры условного Васи, как бы вы ни старались.
И это не говоря уже о том, что собрать произвольную команду тоже не дадут. Капитаном тройки непременно должен быть сам Марио, а оставшиеся обязаны представлять обе вселенные, иначе никак. При довольно скромном ростере и с учетом здравого смысла (какой отряд без «хилера»?) комбинаций остается не так много, что, опять же, сказывается на глубине процесса.
Впрочем, простор для тактики и без того открывается нехилый. Жонглировать немногочисленными персонажами, пробуя различные сочетания, не устаешь ни через 10, ни через 20 часов – а игра этот азарт активно поддерживает, ставя все новые и новые препятствия на пути. Да, местами жутко сложно, но я никогда не ощущал излишнего напряжения или утомления. Даже наоборот – неоднократно перезапускал битвы в погоне за заветным рейтингом «Идеально». Потому что это интересно и весело.
Боевая часть Mario + Rabbids тесно соседствует с исследовательской. В перерывах между сражениями вы можете свободно гулять по Грибному королевству, решая задачки и охотясь за коллекционными предметами. Никаких особых интриг этот аспект игры не таит, но он, во-первых, служит отличной перебивкой между экшен-эпизодами, а во-вторых, идеально связывает происходящее воедино.
Пожалуй, моя главная претензия к XCOM всегда заключалась в ее бессвязности. В том, что у нее нет общего игрового мира, а все ее элементы существуют на бесконечном отдалении друг от друга. И хотя я прекрасно понимаю, чем обусловлен такой дизайн, мне трудно воспринимать вылазки своего отряда как нечто значимое и, что важнее, цельное, когда я просто, по большому счету, играю в набор сценариев общей тематики, выбирая их через отдельный хаб.
Клик! Загрузочный экран. Штаб-квартира. Клик! Загрузочный экран. Поле боя. Клик! Загрузочный экран….
С Kingdom Battle совсем другой разговор. Марио никогда не выпадает из мира, каждое сражение возникает у него на пути и разворачивается прямо там, на месте. Ту же самую локацию, на которой только что свистели бластеры, можно еще разок обойти и отправиться дальше. Вся игра – это буквальный путь вперед, а когда есть путь, возникает и желание узнать, что в его конце. XCOM, даром что ведомая сюжетом, ощущалась как бесцельная и разрозненная песочница. Mario + Rabbids ощущается как настоящее приключение.
Разумеется, нет предела совершенству. Конкретно здесь можно было и головоломки сделать посложнее, и награды за них повыразительнее: толкать очередной ящик к очередной нажимной плите ради 3D-модельки в галерее, честно говоря, слегка наскучивает. Хоть бы облики на героев какие-нибудь давали, что ли…
С другой стороны, яркие антуражи и бесподобная музыка – уже достойная награда за боевые успехи. Сам процесс эксплоринга настолько расслабляет, что ни о каком поощрении особо и не думаешь, дюжинами щелкая незатейливые пазлы.
Самую малость омрачает впечатление техническая шероховатость. То камера, бывает, застрянет черт пойми где, то звук заикнется, то фреймрейт на несколько секунд просядет в два-три раза – проблемы мелкие, но по ним легко понять, что Kingdom Battle делали не Nintendo. Нет, это те же люди, что месяцами латают свои «ассассинс криды», только на сей раз они очень сильно постарались, сведя программный брак к минимуму.
В целом Mario + Rabbids, вопреки пессимистичным прогнозам после E3, оказалась далеко не сезонным филлером в преддверии бомбы имени Mario Odyssey, а достойным вкладом в «большую» линейку хитов для Switch и просто чудесной игрой. Местами она стесняет собственный тактический потенциал, местами безобразничает со сложностью и балансом – но тем больше поводов для сиквела. Уж исправлять-то свои ошибки Ubisoft умеют.
А там, глядишь, и Рейман подтянется. Сумасшедшие люди могут все, помните?