Обзор Manual Samuel
Возвращение к обзорам в постновогодний период – целая процедура, знаете ли. Защищаясь от работы, елочно-подарочная апатия напрочь блокирует все механизмы жизнедеятельности и переводит тело в режим ручного управления. Это когда приходится поочередно переставлять ноги в сторону компьютера, невероятным усилием воли передавать импульсы в пальцы и нажимать нужные клавиши, заполняя электронный лист. А чтобы видеть, чем именно он там заполняется, неплохо бы изредка моргать. Ну, и запускать кислород в легкие тоже не помешает.
Словом, в Manual Samuel я чувствовал себя как в своей тарелке. За вычетом того, что у главного героя игры проблема несколько деликатнее – он мертв.
Приняв на себя летальную дозу грузовика, богатенький бездельник Сэм решительным образом отказывается мириться с судьбой и стоять в очередях адской биржи труда. К его счастью, Смерть оказывается не меньшим разгильдяем и идет на сделку. Если Сэм проживет свой обычный день, вручную контролируя абсолютно все процессы в своем организме, то так и быть, останется среди жалких людишек.
Несмотря на лаконичность, завязка дает надежду на качественное времяпрепровождение. Есть в ней что-то такое от сэра Терри Пратчетта – точнее, не что-то, а целый кусок его «Мрачного жнеца», но это лишь прибавляет интереса. Литературные заимствования в играх всегда приветствуются, особенно когда за комедийными ориентирами авторы обращаются к эталонам жанра вроде «Плоского мира».
На деле, правда, схожести мало. Здешний юмор в разы менее изобретателен и тяготеет к односложным сортирным шуточкам. Поначалу некоторые из них срабатывают, но прямолинейность и однообразие тем довольно быстро сводят эффект на нет.
Особенно однообразие тем. Игра смеется над одними и теми же вещами до неприличного долго и наслаждается этим, видимо, гораздо больше тебя. Иных причин тому, что повествование выстроено на нескольких шутках, проходящих жирнющей красной линией вплоть до финальных титров, не нашлось. Так, основной репертуар состоит из следующих номеров:
- Смерть разучивает новые трюки на своем скейте.
- Кто-то использует слово «гуано» в качестве ругательства.
- Кто-то подмечает, что из Смерти гуановый скейтер.
- Смерть использует слово «гуано» после неудачного кикфлипа.
- Сатана использует слово… в общем, вы поняли.
Настоящий предмет насмешек тут – сам игрок и его неуклюжие попытки совладать с избалованной тушкой. Это такой изощренный QWOP или Octodad, где вместо Совершенно Обыкновенного Человека нам вверяют слабо контролируемый пучок конечностей и органов, развешанных по геймпаду (клавиатура строго противопоказана) в нарочито издевательской манере.
Когда комедия носит геймплейный характер, а не сценарный, получается действительно забавно. Сэм едва на ногах-то держится, поэтому даже обыкновенное утро превращается в череду сложносочиненных QTE. Собираясь на работу, он может потерять сознание во время чистки зубов, ослепнуть, плеснув горячего кофе себе в глаза, и обмочить себя на полу гардеробной. Многие ли из вас похвастаются тем же? Хотя нет, даже знать не хочу.
Естественно, задачи наслаиваются одна на другую с каждым новым уровнем. Вскоре приходится водить машину, лавируя между вездесущими старушками, и собирать роботов из радиоактивных материалов. Учитывая, что отточить базовые навыки ходьбы и смачивания глазных яблок до идеала в принципе невозможно, с появлением комплексных челленджей игра становится феерично нелепой и, что важнее, чрезвычайно веселой. Примерно две трети проходятся с искренним удовольствием.
А затем, увы, Manual Samuel скидывает личину глупого, но приятного гостя, и превращается в гостя, который остается на спонтанную ночевку и лезет в сахарницу мокрой ложкой. Не говоря уже о гэгах, раздутых до бездарной пародии на «Южный парк», на последней паре глав выдыхается механика. Вместо коротеньких мини-игр резко включается второсортная браузерная аркада с отрядами врагов и, как выяснилось, ужасно неотзывчивым управлением. Унылую и монотонную битву с главным боссом оно совсем не красит.
Финал раздражает и сильно портит итоговое впечатление. Как будто прохождение осознанно растянули на лишние 30-40 минут, чтобы перевалить за отметку, после которой Steam деньги за игру уже не возвращает. Шутка с названием финального достижения («No Refunds!») в этом контексте приобретает несколько мрачный оттенок.
Если бы не фальшивая нотка под занавес, Manual Samuel с трудом, но выдержала бы уровень хорошей игры одной идеи. При всей бестолковости она самобытна и забавна – и все же не настолько, чтобы вытерпеть ее до конца.