Обзор Leviathan Warships
Игровой мир движется так быстро, что когда пишешь о Leviathan: Warships, чувствуешь себя ретро-археологом. Игра вышла около месяца назад, что делает ее довольно древней в масштабах вселенной, но я был так занят, надраивая палубу, что лишь сейчас наконец собрался мыслями, чтобы написать о ней.
Какова продолжительность жизни средней многопользовательской игры? Эта цифра была бы искажена тяжеловесами-долгожителями вроде Craft’ов или DOTA, но судя по всему, многие соревновательные игры пользуются большой популярностью лишь на выходных, но забываются всеми (за исключением нескольких посвященных), стоит лишь начаться рабочей неделе.
Я надеюсь, что Leviathan: Warships останется на плаву благодаря обширному контингенту офисно-кресельных адмиралов и, возможно, даже некоторых сидяче-туалетных/общественно-транспортных капитанов, которые могут присоединиться к битве при помощи кроссплатформенной магии. Правда, стоит предупредить: одно/многопользовательская кампания – это нечто большее, чем просто мануал, так что некоторые уроки этих игровых эпизодов лучше сразу забыть. Игроки-люди изумительно непредсказуемы, тогда как в кампании вам приходится сражаться с кораблями, которые идут один за другим, испытывая ваше терпение и тактическое мастерство.
Глядя на Leviathan первым делом в голову приходит, конечно, Frozen Synapse (одна из лучших инди игр 2011 года), однако этой игре довольно далеко до того, чтобы называться, к примеру Frozen Fleetzone – битвы в Leviathan играются асинхронно. Игроки планируют маршрут и направление, развертывают оборудование на каждом из своих кораблей, а затем раздают приказы. В одной битве может участвовать до четырех игроков, и как только все инструкции розданы, начинается бой.
Если не установлены другие временные лимиты, в каждом раунде экшен длится не больше нескольких секунд, а игроки могут менять свои планы, покуда их морские коровы не вернулись домой. Если ваши противники будут достаточно терпеливы, вы можете сделать перед сном один ход, посмотреть результаты, добраться до кровати, заснуть, проспать всю ночь, пойти на работу, пробыть там целый день, прийти домой, сделать из спичек точную копию «Авроры», приготовить ризотто и лишь затем начать думать о следующем этапе игры. Желательно играть несколько раундов сразу, хотя лично мне нравятся быстрые матчи, в которых поспешные приказы могут повлечь топорные маневры.
Почти каждый новичок быстро понимает одну вещь – в отличие от проворных отрядов в Frozen Synapse, корабли в Leviathan являются довольно громоздкими объектами, поэтому столкновения – это довольно частые явления. Флотилии конструируются при помощи системы баллов и содержат, как правило, не больше шести кораблей, которые в начале битвы сгруппированы вместе. Маленькие, с легко считываемой планировкой карты содержат заливы, бухты и крошечные архипелаги, которые очень подходят для устройства засад и коварных бутылочных горлышек. У вас всегда будет соблазн на полных парах рвануть вперед , в туман войны, навстречу врагам, однако когда громадные бегемоты теснятся в одном месте с миниатюрными разведчиками и быстрыми канонерскими лодками, победы не жди. Столкновение металла о металл означает катастрофу.
Во время первой попытки засвидетельствовать свое военно-морское господство я напоролся одним из своих самых больших кораблей на риф, а две других громадины, обняв друг друга, сгорели в огне, а все благодаря ленивому нраву и огромному радиусу поворота. Интерфейс достаточно ясен и прост, чтобы избегать подобных титанических ошибок, но мое стремление к выполнению сложных пируэтов и па во время морского боя приводит к тому, что мне сложно оценить риски, которые возникают при управлении этими кашалотами.
В общем и целым корабли движутся довольно медленно. Им требуется какое-то время и для того, чтобы разогнаться, и для того, чтобы сбавить ход. Гигантский дредноут, ощетинившийся рельсотронами и тяжелыми орудиями, разворачивается также быстро, как такса в бочке меда. Потратьте все средства на двух-трех великанов, и едва отплыв от вашего первоначального местоположения, вы поймете, что даже острова и скалы способны двигаться быстрее, да еще и постоянно скрываясь из поля зрения. Проектирование всестороннего и гибкого флота – залог победы.
На первый взгляд возможности дизайна судна кажутся ограниченными. Есть три основных орудия – от «ружей», которые плюются снарядами на близком расстоянии, до дальнобойных пушек, уничтожающих все и вся, а также коллекция более экзотического оружия и экипировки, включая щиты, маскировку, мины и даже чудовищный глубинный удар, вызывающий кракена, который крушит всякого, кому хватило глупости проплывать поблизости. И хотя в конечном счете ограниченные возможности идут игре на пользу, если на корабле разместить что-нибудь наобум, это тоже может принести какую-то пользу. В игре нет сухостоя и даже самые неожиданные комбинации могут повлечь убедительную победу, если пользоваться ими с умом.
Секрет в позиционировании. Большинство орудий срабатывают автоматически, когда враг появляется в пределах прицельной арки, которая зависит от месторасположения пушки, которая может смотреть назад, вперед или вбок. Кроме того, не стоит забывать о дистанции – большинство пушек имеют минимальный и максимальный радиус действия, а это значит, что корабли, вооруженные мощными орудиями, склонны здорово медлить, но это не мешает построить гибрид, который может функционировать сразу во всех диапазонах. Лично я, когда дело касается постройки отдельных судов, использую подход «специалистов» – в итоге весь флот становится чем-то вроде мастера на все руки.
Моя самая большая победа состоялась с участием трех экспериментальных кораблей – миниатюрных катеров, у которых была броня, одна пушка (лазерное орудие, очень эффективное во время ближнего боя) и ни грамма лишнего веса. У моего противника была пачка больших судов, не оснащенных оружием для схватки на короткой дистанции. Используя остров как прикрытие, мои крошечные террористы приближались с разных сторон, вплотную прижимаясь к вражескому борту, а затем начинали стрелять по нему, словно пираньи, которые рвут на части голубого кита.
Кроме того, у меня имелись большие суда, снаряженные артиллерией для пальбы на длинной дистанции, но они почти не внесли никакого вклада в эту кровавую баню. Если бы они подплыли достаточно близко, чтобы можно было открыть огонь, их бы сразу уничтожили. А у малышей не было такой проблемы – они могли вилять в мертвой зоне перед гигантами, избегая серьезных повреждений.
С мой стороны проблема заключалась в том, что я уже показал свои козыри. Этот прием работает только единожды, по крайней мере если вы не встречаете сильного сопротивления, так что мне нужно было отступить, открыть экран управления флотом и выработать новые трюки. Я уже было хотел отправить те же корабли, но с минами вместо лучевого оружия, чтобы они подплыли вплотную и разнесли в клочья своих громадных оппонентов. Однако вместе с тем я улучшил опустошающе мощные рельсотроны, требующие, впрочем, ручного прицеливания и несколько секунд на перезарядку.
Leviathan – это маленькая игра, и поначалу ее ограниченные карты и скромный выбор могут разочаровать. Однако я нашел бы эту игру скорее хорошо отлаженной, чем ограниченной. От постройки флота до результатов отдельных этапов, матчи следуют давней тактической традиции планирования, реагирования, паники, крушения планов и последующего удара кулаком в экран, попутно ругаясь, как заправский пират. Я предпочитаю командные бои 2х2, т.к. добавленная трудность в лице затрудненной координации движений влечет веселые неудачи и великолепные победы, но Leviathan – это также игра, в которую я буду очень счастлив поиграть вместе с незнакомцами.
Есть особое удовольствие в том, чтобы внезапно обнаружить неожиданную комбинацию оборудования и вооружения, учиться на своих ошибках и применять эти знания, создавая новый флот.
Я не плавал в бурных водах Leviathan уже несколько недель, поэтому жду не дождусь узнать, стала ли трендом моя тактика атаки крошечными лазерными катерами-пираньями или успела обзавестись противником в лице какой-то новой черной магии. Так или иначе масштаб игры, случайные криты и несколько скудный контент уравновешиваются тщательным планированием и неожиданными приемами – и это достаточная причина для того, чтобы посещать Leviathan хотя бы несколько раз в день. Плохая игра с серьезным потенциалом.
*Первый и последний скриншоты – PC версия. Остальные скриншоты – ipad версия Leviathan.