Обзор Legend of Grimrock
Квадрат – прекрасная форма, которой преступно пренебрегают в современном игровом дизайне. Квадрат надежен и устойчив. Его границы четко определены и если вы попадете в квадрат, вы всегда будете точно знать, где находитесь. В погоне за все более и более высокой детализированностью окружения игры растеряли простую красоту прямых углов и линий.
Legend of Grimrock – очень «квадратная» игра. И пусть вас не вводит в заблуждение вид от первого лица. На этот раз вы не будете изничтожать монстров по кругу. Это подземелье, ролевая игра в ее классическом понимании, где вам нужно создать отряд из четырех персонажей, а затем провести их через мрачный лабиринт, подбирая по дороге все, что плохо лежит и убивая одного монстра за другим. Здесь нет персонажей, с которыми можно завести роман, нет побочных квестов, вообще нет никаких заданий. Ваша цель проста и понятна как квадраты, из которых состоит карта лабиринта, – вы должны выбраться.
Двигаться по карте просто. Шагните вперед и вы передвинетесь на следующий квадрат. Нажмите на кнопку перемещения в стороны или назад и ваш персонаж повторит движение. Вращение осуществляется поворотом на 90 градусов. Вы всегда точно будете знать, что именно вы можете делать, но не думайте, что из-за этого игра станет простенькой прогулкой из точки А в точку Б. В самом начале вы можете выбрать так называемый Old School режим, который отключает карту и возлагает на ваши собственные плечи ответственность за отслеживанием продвижения (один шаг – один квадрат). «Вооружитесь рулоном миллиметровки и карандашами», предлагает игра, «и будьте готовы потеряться».
Взаимодействие такое же простое, как и движение: все, что должен делать ваш персонаж осуществляется интуитивными средствами управления «наведи и кликни». Предметы легко подобрать и перенести в пустые клетки инвентаря персонажей или разместить в рюкзаке. Перемещать их также просто. Кликните, возьмите, переместите, отпустите. Когда найдете ступку и пестик, сможете варить зелья. Поместите флягу и соответствующие травы в окошко пестика (конечно же, квадраты) и появится зелье.
Когда клетку впереди занимают обычные для RPG враги вроде гигантских улиток, скелетов и пауков, вы кликаете правой кнопкой на оружие, которым снаряжены ваши сопартийцы, чтобы нанести ответный удар. Все становится немного сложнее, когда появляется несколько врагов, и вот тут геометрическая конструкция игры на современный взгляд может показаться стесняющей. Вас запросто могут окружить и нападать со всех сторон, а выбраться из опасного места будет непросто. И дело даже не в самой игре, скорее это вам придется перетренировать пальцы, привыкшие к джойстику, на стиль битвы, который давно вышел из моды. Удовлетворение, которое вы получите, когда сможете перехитрить четверку бронированных скелетов, стоит этих усилий.
Оружие дальнего боя – камни, ножи, сюрикены – можно метать, а пользоваться луком так же просто, как держать в другой руке стрелы. Магия менее интуитивна, для нее требуются особые очки навыков в соответствующих специализациях, а также особые комбинации рун, которые нужно выбрать, перед тем как использовать заклинание. Это не очень удобно, но эффект столь силен, что защита вашего мага станет приоритетной задачей (впрочем, как и всегда).
Чтобы отдохнуть после сражений, нажмите R, так вы сможете восстановить здоровье и выносливость, но это возможно далеко не всегда. Все не так сложно как в Dark Souls, но игра относится к тому типу, в котором вы с легкостью сможете загнать сами себя в угол посредством плохого управления инвентарем, плохо подобранной команды или неверного выбора на дереве развития.
В соответствии с общим подходом к созданию игры, дерево умений для каждого из привычных классов (воин, вор, маг) достаточно простое, но требует определенных размышлений. Самые мощные способности припрятаны на верхушке каждого дерева, но новые уровни вы будете получать редко, так что раскачать всех до максимума не получится. Станете мастером на все руки – проиграете в мощности, будете специализироваться в чем-то одном (только мечи или только магия огня) – рискуете попасть в невыгодное положение в бою. Это трудно, иногда немножечко нечестно, но это игра, в которой игрок никогда не защищен от последствий своего собственного выбора. Как и в настольной RPG, вам просто нужно кинуть кубик и постараться извлечь максимум выгоды из того, что вы выбрали.
Хотя по сути Legend of Grimrock больше сосредоточена на загадках, нежели на потасовках. Сюжет укладывается в пару строк – вас по ошибке бросили в тюрьму, расположенную в недрах горы и время от времени вас направляет таинственный голос. Даже сражение, каким бы важным для игры оно не было, в итоге оказывается лишь прологом к очередной запертой двери. И вот тут, в тупичке, игра начинает играть мускулами, а вы будете охотиться за спрятанными ключами, решать зашифрованные загадки или просто считать стены и этажи, чтобы найти скрытые уровни, сдвигающиеся панели или кнопки. Все начинается довольно просто, но уже скоро вы будете чесать затылок при виде очередного тупика, пытаясь при этом побороть отчаянное желание отправиться на YouTube за решением.
Тот факт, что сообщество уже начало заполнять интернет подсказками и прохождениями явно говорит о том, как быстро и решительно Legend of Grimrock нашла свое место в игровом пейзаже. Это та самая игра, которая обязана своим существованием новой эпохе цифрового издания – игра для позабытой ниши, созданная талантливыми фанатами для таких же поклонников как они сами. Системы и правила «Легенды» понятны всем, но если слова «Eye of the Beholder» ничего для вас не значат, ее очарование будет сложнее уловить.
Финская инди-студия Almost Human разумно распорядилась своими ресурсами. Игра выглядит хорошо, но можно заметить, где сэкономили время. Текстуры стен и объекты постоянно повторяются, а анимация монстров копируется, так что по мере приближения большие группы выглядят как инфернальные танцевальные коллективы. Но это не важно. Все это не столько кажется дешевым и повторяющимся, сколько помогает сфокусироваться на нужных вещах. Вы будете в замешательстве или в неуверенности насчет того, что происходит, только тогда, когда сами разработчики хотят вас запутать. Окружение – визуально и на слух – станет для вас рядом инстинктивно понятных подсказок, которые будут вас направлять.
«Легенда о Гримроке» идет по тонкому канату с потрясающей уверенностью. Ее категорическое следование дизайну из 90х совершенно бессовестным образом пробуждает ностальгию, но в том же время нет ощущения, что она пользуется этим для собственной выгоды. В такую ловушку попадают многие инди-проекты, вдохновлявшиеся ретро-играми: они позволяли прошлому маскировать дыры в дизайне. «Легенда» так не поступает. Она напоминает нам, что старые приемы еще имеют свою ценность, но ее продуманная конструкция и хороший баланс гарантируют, что она может уверенно держаться на ногах и в 2012 году и сама по себе оправдывает свое существование.
Любителям ролевых игр среднего возраста не нужно лишних стимулов, чтобы погрузиться в «Легенду» с головой, а вот для новичков, которые только открывают для себя жанр посредством огромных эпичных полотен вроде Skyrim, ее «квадратная» надежность станет настоящим глотком свежего воздуха.