Kathy Rain – не то, чем кажется
Когда меня просят подсказать чего-нибудь эдакого из современных квестов, честное слово, ответ у меня всегда один – игры Wadjet Eye. Скромная, но плодовитая студия уже не первый год в одиночку тянет на себе весь жанр в его традиционном, дотеллтейловском великолепии и, потихоньку экспериментируя с наследием LucasArts и Sierra, фактически создает приключенческую неоклассику. Разговор о том, как меня покорила их серия Blackwell, оставим на другой раз – но знайте, что вам должно быть очень-очень стыдно, если вы считаете себя квестоманом и до сих пор не играли ни в один проект студии.
И тут – бах! – Kathy Rain. Ну, ладно, на самом деле вообще не «бах!», потому что мы еще до релиза обещали вам про нее рассказать, но событие от этого менее значимым и внезапным не становится. На рынке пиксельных адвенчур наконец-то появилось новое лицо – и новая игра, успешно перенявшая опыт Гилберта и компании.
Кэтрин Рейн – типичная бунтарка девяностых. Она курит, слушает рок-музыку, разъезжает на кастомном розовом «чоппере» и прогуливает занятия факультета журналистики, отсыпаясь на захламленной общажной кровати прямо в кожаной куртке. А, еще у нее, конечно же, напряженные отношения с семьей, из-за которых она совершенно случайно узнает печальную весть из родного городка Конвелл-Спрингс: после продолжительной болезни скончался ее дед, герой войны и, что главнее, единственный настоящий герой Кэти.
Приехав на похороны, девушка выясняет, что обстоятельства смерти родственника далеко не так просты, как казалось, а жители города вот уже несколько лет сходят с ума или впадают в кататонический ступор при загадочных обстоятельствах. Пока власти беспомощно разводят руками, журналистка-выпускница, недолго думая, хватается за верный блокнот и начинает собственное расследование – с флешбэками и недвусмысленными реверансами в сторону «Твин Пикс» и «Сумеречной зоны».
А это уже момент спорный. И слегка спойлерный, так что если вдруг хотите сами все узнать, читайте… м-м, не знаю. Задом наперед, что ли.
Очевидно, любой детектив строится на интриге. Без нее не может быть ни расследования, ни улик, ни подозреваемых – никакой пищи для вашей фантомной курительной трубки, в общем. Завязка у Kathy Rain, безусловно, многообещающая и правильная, однако подарить аудитории Тайную Тайну™ – это еще полдела. Не менее важно дать ей адекватное разрешение, результат, соединяющий разрозненные факты в крепкую и убедительную картину. Ну, вы знаете – такую, которая окупала бы временные затраты и давала чувство причастности к чему-то крупному и завершенному. Короче говоря, нужен красивый ответ на все и сразу.
Вот в этом плане приключение Clifftop Games заметно подводит, и причина одна – мистика. Нет, меня-то хлебом не корми, дай чего-нибудь про призраков или древние культы, но коль уж вводить фантастические элементы, то обращаться с ними нужно аккуратно. Как та же Blackwell, например: оперируя схожими понятиями, она создает из них альтернативный вариант нашей вселенной – и уже потом на ее основе выстраивает повествование, со своими правилами и мифологией. Вымысла там гораздо больше, но в силу особенностей подачи он не кажется инородным и изящно дополняет изображаемый мир.
Kathy Rain же чересчур резко, без каких-либо предпосылок бросается в густые мистические дебри, к которым, похоже, она и сама-то не очень готова. На нашу крашеную голову в один момент сваливается абсолютно весь арсенал жанра – от сектантов до параллельных измерений и одержимых медиумов, – но преподнесен он беспорядочно и неуклюже. Логичного и планомерного ухода от реальности здесь нет, внятных объяснений – тоже. На все возникающие вопросы игра отвечает предельно туманными формулировками, лишенными важных деталей, из-за чего установить некоторые важные фактические связи не удается, а сверхъестественное повисает в воздухе, одновременно навязанное и оторванное от основной канвы. Выпуск «Битвы экстрасенсов» из этого вышел бы смачный, но в качестве фундамента для полноценной истории работает слабо.
И чем ближе к финалу, тем менее удовлетворительными становятся вихляния сюжета. Поначалу-то спонтанность и недосказанность принимаешь за чистую монету и дань уважения мастерам мистики, но потом понимаешь, что пресловутые мастера так не делают. Если у Дэвида Линча, чье влияние прослеживается с порога, подобная манера изложения всегда оправдана сильнейшим символизмом, то тут странные вещи напрочь лишены второго дна и происходят только потому, что ничего лучше автор придумать не смог. То есть немалая часть фантастики в Kathy Rain – это всего-навсего универсальные заклепки, с помощью которых прикрыты сценарные огрехи. Можно их особо не продумывать, лепить куда угодно и выводить к любой развязке – и никто не подумает, что ты глупый.
От этого обиднее всего, потому что мистика отнюдь не выглядит неуместной. Напротив, смещение акцентов, о котором намеренно умалчивают во всех пиар-материалах, приятно удивляет и делает интригу еще более интересной и значимой. Добавь происходящему больше деталей, удели больше внимания лору, подтяни обрубленные сюжетные ветки – и финал вышел бы фееричным откровением, только выигравшим бы от участия потусторонних сил и прочей ереси. Нынешний же вариант излишне пуст, поверхностен и шаблонен, так что должной отдачи перед титрами не получаешь. С тем же успехом концовка вполне могла оказаться сном страдающей шизофренией собаки.
Но пора уже и о хорошем. Как бы там ни было, сколько бы там проблем мы ни насчитали, когда игра набирает обороты – отцепиться от нее уже невозможно. Сам процесс расследования обставлен наилучшим образом, и во многом благодаря ему описанное выше излучает не так много негатива, как могло показаться.
В Kathy Rain, как и в любом прилежном детективе, нужно много разговаривать, поэтому на личностях собеседников тут держится едва ли не больше, чем на сюжете. И надо сказать, последний может проседать сколько угодно, пока игра располагает такими прекрасными персонажами. Трудно понять, в озвучке тут дело или в длинных и живых диалогах, но каждый герой – стопроцентное попадание в точку. Их не слишком много, зато даже самые схематичные образы удались так, что их хочется встречать, слушать, встречать еще раз и слушать опять – раз за разом. Сама Кэти, кстати, на поверку тоже оказывается весьма харизматичной героиней, а не просто набором пестрых стереотипов.
Время от времени болтовня перемежается пятиминуткой умственной активности – какой квест без головоломок, верно? По сложности они, правда, даже близко не олдскул: чаще всего это совсем очевидные задачки юмора и/или действа ради. Хватает, впрочем, и эпизодов похитрее, а раза три-четыре за игру встречаются увесистые паззлы, расколоть которые сразу не получится. Но, как и у Wadjet Eye, изобретательность здесь превыше мудрености, так что даже если от игрока только и требуется, что кликнуть на пару активных точек в верной последовательности, обставлено это все равно интересно и оригинально.
Особенно отрадно, что с логикой решений все в полном порядке. Кипятить носки в кастрюле и поднимать ключи резиновой уткой не придется – головоломки держатся в пределах обыденного, а значит, минимум нарушений естественного темпа игры и никакого бессмысленного бэктрекинга в поисках правильного ответа.
Ну и, конечно, атмосфера. Конвелл-Спрингс – замечательное место для детективной истории. Дух маленького меланхоличного городка, взлелеянный десятками писателей и режиссерами, в сочетании с пиксель-артом приобретает какие-то уникальные ностальгические нотки, которые поддерживает старомодный и весьма колоритный саундтрек. Несмотря на нарочитую банальность, местные декорации запоминаются и привлекают – есть в них что-то такое пугающе-уютное.
Так что да, ворчать можно долго, но удовольствия от игры в любом случае получаешь достаточно. При всей своей сумбурности она умеет настроить на верный лад, развлечь и заинтриговать хорошей, даром что не доведенной до ума, историей – этого ли мало? Для одного хорошего вечера определенно хватает.
Хотелось бы верить, что слоган «A Detective is Born» выбран неспроста. В Kathy Rain скрыт огромный потенциал, но сейчас он болезненно упирается в проблемный сценарий. Зато следующая игра при ответственной работе над ошибками имеет все шансы встать в один ряд если не с великими, то с выдающимися уж точно.