Обзор Just Cause 3
Эволюция привычных уже сериалов – жуть какая любопытная штука. Копаться во временах, когда лощеные ныне блокбастеры были страшненькими и неуклюжими, одновременно смешно и познавательно. Помните, вот, чем пытался стать самый первый Just Cause? Шведским GTA-клоном о государственном перевороте в тропиках, который в результате не запомнился ничем, кроме бессмысленной акробатики. Отвратительная была игра, если уж откровенно. А потом к сиквелу прикрутили несколько смелых трюков и много-много разрушений, и симулятор Че Гевары начал потихоньку отступать перед развлечениями песочницы: свергать очередного диктатора было, конечно, интересно, однако не меньше удовольствия доставляли, скажем, самодельные карусели из самолетов или эксперименты с C4. В общем, случайно или нет, но Avalanche Studios свою золотую жилу нашли.
Неудивительно, что тренд решено было продолжить. Про что теперь Just Cause 3? Само собой, про то, как ты привязываешь к вертолету начиненный взрывчаткой танк, берешь на таран огромную цистерну с топливом, взмываешь над всем этим на парашюте и пускаешь самонаводящуюся ракету в десяток подъехавших на шум джипов. Ну, немножко про революцию тоже. Кажется.
Рико Родригес, неизменный герой всей серии, возвращается на родину. Там, в славной республике Медичи, искрящейся итальянским колоритом, его ждут давние друзья и, конечно, новые враги: архипелаг оккупирован деспотичным генералом, в стремлении к мировому господству подмявшим под себя добычу местного ресурса и производство продвинутого оружия. Он злобно смеется, угрожающе кричит и жестоко карает провинившихся подопечных в перерывах между трапезой – напрашивается всеми силами, короче говоря. Ну, а мы и не прочь снова взяться за работу. Вива ле Революсьон, или как у вас там принято.
По большому счету, абзац выше – исчерпывающая мотивация к действию и единственный фрагмент сюжета, который имеет значение. Дальнейшее повествование, как и следовало ожидать, поверхностное и держится исключительно благодаря нарочито карикатурным образам: в ближайшем окружении Рико есть и чудаковатый ученый, и скользкий американец, и убежденные борцы за правое дело, и боевая дама – и даже приятель из детства по имени Марио с соответствующим акцентом и шуткой про «итс а ми». Их яркость и самобытность как раз и удерживает от пропуска большинства катсцен – так и ждешь, чем компаньоны порадуют в этот раз. К сожалению, вместо комических зарисовок их роль гораздо чаще сводится к разговорам о повстанческой рутине, поэтому потенциал характеров реализованным назвать трудно.
Ситуация почему-то меняется лишь ближе к концу. Там персонажи становятся живее, а ролики с их участием внезапно прибавляют в юморе, и тогда все работает как надо. При должном внимании к режиссуре постановка начинает напоминать хороший комедийный боевик, но что помешало выдержать ее всю в таком ключе – загадка. С другой стороны, это же Just Cause, которая тщательной работой над сценарием никогда не отличалась. Здесь веселой должна быть игра, а не история.
И она веселая, не сомневайтесь. По крайней мере, довольно продолжительное время.
Многое, чем обычно в похожих проектах балуют с осторожностью и очень маленькими порциями, в Just Cause 3 вываливается на голову игроку в первые же минуты. Бесконечная взрывчатка, базуки, гранаты, крюк-кошка, парашют, бронированные транспортные средства на заказ – это лишь часть стартового арсенала, который вы можете с ходу пустить в дело. Очевидно, дела у нас преимущественно взрывоопасные, ибо отвоевывать Медичи предстоит буквальным подрывом авторитета врага регион за регионом.
На каждом клочке оккупированной территории есть ключевые объекты – динамики с пропагандой, проекторы, высвечивающие слайды о красивом будущем, агитационные плакаты, антенны, трансформаторы, топливные баки и тому подобное, – уничтожая которые, вы отбираете владения у врага и откидываете его к границам. Идея простая и абсолютно неизменная на протяжении всей игры, но благодаря фантастическому сочетанию фирменных геймплейных элементов и, конечно же, обилию фейерверков спасение республики – долгоиграющая забава. Зоны варьируются по сложности (от маленьких поселений до укрепленных фортов), так что всегда есть возможность подобрать себе площадку по вкусу и устроить на ней беспредел любого сорта. Гранатометное безумие среди воспламеняющихся емкостей, постановочный саботаж с одновременной детонацией, бомбардировка с парашюта, танковый штурм или зачистка с вертолета – в Just Cause 3 всегда найдутся средства для ваших экспериментов.
Несмотря на то, что освободительные процедуры лишь косвенно касаются сюжета и относятся к «песочной» стороне процесса, они определенно занимают центральное место в игре. Карта усыпана каким-то колоссальным числом провинций, и к борьбе за них хочется приступить сразу же после короткого пролога, потому что это увлекательно, разнообразно и зрелищно. Почти как если бы подработку «Разгром» из Saints Row обвешали гаджетами и выпустили в открытый мир.
Эти две игры, кстати, похожи больше, чем может показаться. Вингсьют, с помощью которого Рико теперь вообще живет в воздухе, так удачно дополнил трюкаческий инвентарь героя, что его передвижение по плавности стало напоминать Saints Row IV с ее левитацией и непринужденной беготней по стенам. Есть и схожие недостатки типа вязкого управления транспортом и далекой от лучшей в мире механики стрельбы – к счастью, ни то ни другое у Avalanche на первый план не лезет. Однако ж ассоциация с творением Volition все равно остается.
Только вот где последнее вытягивало оригинальностью и изобретательностью сюжетных заданий в качестве компенсации недостатков, Just Cause 3 увлеченно пихает одно и то же. Получая столько фана от пальбы по канистрам в свободном режиме, ждешь как минимум чего-то похожего на скриптовых рельсах – но там совсем все грустно. Среди основных миссий издевательски много ситуаций сопровождения кого-либо куда-либо в слабо замаскированных вариациях, где даже отойти в сторону-то особо и нельзя, иначе тебя потеряют и все провалят.
Вот и приходишь ты с розовыми от радости и взрывов щечками на задание, а тебе говорят: вот, мол, твой друг, защищай его. Справился? Окей, сейчас он будет ехать на машине, а ты отбивай от него врагов. Ух-х, как же ты играешь! Давай теперь будет два напарника – один на вертолете, другой на машине. Или нет, вы все будете защищать груз и другого напарника! Точно! Игре в такие моменты, кажется, веселее, чем тебе.
Интересных поручений во всем списке натурально единицы. Они преступно короткие, зато эффектные и запоминающиеся: то верхом на самолете истребители отстреливать позовут, то угонять танк с силовым полем, то боеголовку оседлать заставят – щепотка постановочного угара придает Just Cause 3 особенный шарм и новизну. А машинки побомбить и во фриплее можно.
При этом особенно досадно, что пропуск в сюжетные дебри на определенных этапах надо заслужить, освобождая провинции в промышленных масштабах. Нет, это, несомненно, безумно круто, летать по архипелагу и рушить все, на чем есть красные ленточки, но не по 15-20 раз подряд. Вынужденная свобода надоедает в момент, и от нее хочется побыстрее отвязаться самыми банальными и скучными методами – для игры, не терпящей обыденности, это смерти подобно. А когда за титанические и монотонные труды в награду дают очередную миссию с конвоем, возвращаться к сюжету тем более отпадает всякое желание.
Если зачистка ключевых объектов может быть утомительной, их поиск – досуг еще менее захватывающий. Причем первые два региона укомплектованы относительно плотно, что исключает такую проблему, а вот на большой земле это ужасно раздражает. Города, видимые за много километров, контрастируют с блокпостами, которые днем не то что с огнем – даже с вертолетом не сыщешь. Зачем вообще было скрывать местоположение целей, мы так и не поняли, но учитывая размеры карты, курсировать в надежде обнаружить тот самый последний пост иной раз приходится десятки минут.
Не подталкивает к исследованию и само окружение – погоня за квадратными километрами привела к тому, что Just Cause 3 безнадежно пуста. На начальных локациях, опять же, это ощущается не сильно ввиду компактности, зато дальше чувство меры начинает барахлить. Миниатюрные скопления домиков вдруг разрываются шести-семикилометровыми дорогами, такими же холодными, как исполинские горы на горизонте. Естественно, прочесывать такие дистанции на автомобиле окончательно становится невыгодно, да и воздушный транспорт едва спасает. Между населенными пунктами нет ровным счетом ничего, что оправдывало бы длительные марафоны от точки до точки – даже случайные задания от криворуких граждан, готовых годами ждать, пока вы столкнете им лодку в воду, появляются близ цивилизации.
Единственное оправдание существующим просторам – великолепное графическое исполнение. Кое-где игра, возможно, отстает от крупных коллег по сезону, но 90% времени ее картинка просто чудесна. Серия наконец-то отошла от своей блеклой палитры и разразилась сочной цветовой гаммой, преобразившей и оживившей мир Just Cause, подняв его по эстетическим показателям где-то на уровень Far Cry 4. В сочетании с предлагаемым драйвом и зрелищами это особенно важно: массовое уничтожение не вызывало бы и половины нынешнего восторга, не сопровождайся оно столь красочными взрывами.
Сделать процесс в целом веселее вроде как призваны многочисленные улучшения, но и они просто так не даются. С захватом провинции на ее территории появляются испытания, прохождение которых продвигает вас по соответствующей ветке скиллов и открывает «модификации»: одни упрощают жизнь любому, повышая боезапас и скорость, тогда как другие (реактивные заряды, например) годятся только для конкретных нужд и стилей – именно поэтому их можно в любой момент отключать и включать, подстраивая под момент. Список апгрейдов особых сюрпризов не таит, но почти все они положительно сказываются на разрушительно-взрывном экшене, поэтому овладеть ими хочется без остатка.
Все бы ничего, только челленджи эти однообразны и унылы. Практически не надоедают только задания вроде разрушения базы на время или гонок на заминированной технике – как раз потому, что они предлагают бесконечный, пускай и узкоспециализированный, боезапас и/или нестандартные условия. А вот прохождение нудных заездов по чекпойнтам, в которых максимальный балл не получить без улучшений, скатывается в каторгу уже к четвертой попытке.
Но это не мешает получать искреннее удовольствие от игры, если вы знаете, как себя порадовать. Инструментарий для самостоятельного развлечения тут встроен достаточно обширный, чтобы без проблем провести в Медичи по меньшей мере 40-50 часов без всяких челленджей и миссий. Не ведитесь на провокации сюжета и не спешите увидеть конец истории, потому что самые правильные эмоции возникают только в свободном плавании. Потихоньку взрывайте базы, придумывайте изощренные трюки, коллекционируйте машины, экспериментируйте с физикой и модификациями – чередовать эти занятия никто не мешает. Главное – ко всему подходить с энтузиазмом. Песочница в Just Cause 3 имеет куда большее значение, чем в GTA, на которую она когда-то равнялась.
С третьего раза у Avalanche получилась идеальная игра для периодических визитов. Самая дружелюбная, яркая и разнообразная из всей серии, Just Cause 3 может утомлять при долгих сеансах, но после небольшой передышки обязательно заманит обратно за новой порцией взрывного драйва, которую вы гарантированно получите.