Обзор Jagged Alliance: Back in Action
Несмотря на то, что ниша подобных стратегий с каждым годом становилась все уже и уже, уж новый-то Jagged Alliance, будучи сделанным как надо, свои деньги вполне себе мог принести. Игру не сказать что с нетерпением, но все равно ждали. Игра скакала от разработчика к разработчику, меняла даты релизов, исчезала из эфира и вновь в нем появлялась, проделывая классические па «культового проекта с непростой судьбой».
Я надеялся на разработчиков Jagged Alliance: Back In Action и верил в то, что конечный продукт вырулит хотя бы на том, что дизайнеры не станут чинить того, что не сломано. Тысячу лет назад, в далекие дремучие времена популярности пошаговых стратегий тактического и не очень плана JA задавал моду: вторгшиеся в алмазно-банановую республику наемники творили чужую революцию по лучшим законом двухмерного тактического боя, выбивали города из подчинения по почву из-под ног истерички Дейдраны, постоянно умирали и возрождались по заклинанию Load, западали в сердце и не отпускали верных поклонников даже после Silent Storm и 7.62.
Получил ли я и тысячи других не стареющих геймерской душей людей того, что хотел? Нет. Зато теперь я могу рассказать, как оно там сейчас в Арулько.
Как там дела
Первые десять минут все идет как надо. Нам показывают ожидаемо низкобюджетный трехмерный ролик, посвящают в не первый десяток лет известную завязку сюжета и выдают на руки тот самый виртуальный ноутбук с «Магазином Бобби Рея», почтовым ящиком и списком доступных наемников. Все, как в старые добрые времена! Ну, за исключением того, что портретики персонажей стали какие-то уродливые (или это во мне говорит ностальгия по старине?), а так — кривой русский язык, вызовы по «модему», досье,.. На месте положительно все. Даже сложно сказать, это наши опять продешевили или нарочно шутят для своих.
Все так хорошо и знакомо, что на первую миссию летишь в приподнятом настроении. А по прилету все начинает как-то портиться. Прежде всего, я не ожидал увидеть на карте всех врагов сразу. Для тактической пошаговой игры отметка всех противников на локации — есть глупость слишком очевидная, чтобы оставить ее в игре, но вот мои два бравых наемника без разведки забираются на вышку, снимают первого охранника аэропорта, затем без разведки стелс-танками прутся через полкарты на удобную позицию, откуда совершаю пять подряд удачных вылазок за спины врагам, потому что они телепаты. Почему тогда в моем списке наемников нет кидающихся файерболами магов? Я бы посмотрел, как они разруливают революцию разноцветными молниями, чо.
Зато наши солдатики как обычно едят и стреляют подножным кормом и трофейными пулями. Затем отбирают у трупов последние пушки, раздают местным социально и политически активным гражданам, чтобы те делом доказали свою твердую позицию. Дальнейшее вовлечение местных в политический процесс потерялось, хотя может быть оно все слишком хорошо для меня спрятано.
Как я выяснил чуть позже, этот easy mode распространяется не только на стартовое поле боя, но и на все остальные стычки. Как и другие невесть откуда взявшиеся нововведения-недостатки. Первый и главных из них — ужасное-ужасное непроработанное-непроработанное управление. Кто бы мог подумать, что клавиатуру с мышью можно действительно превратить в большой и неудобный геймпад, без взаимозаменяемых команд, проверенных годами контроллеров и прочих радостей жизни адекватного ПК-проекта. Чтобы найти способ повернуть камеру, мне понадобилось часа три. Совет дня: зажимайте «Alt». Других способов нет. Нельзя ни порулить камерой, зажав среднюю или любую другую клавишу мыши, ни нажать что-нибудь где-нибудь на клавиатуре, чтобы сменить ракурс. Ну или как-нибудь можно, но эти функции слишком хорошо спрятаны, чтобы я до них добрался. Что в любом случае плохо.
Псы на велосипеде войны
А еще смесь Real-Time и пошаговой стратегии совсем сошла с ума. Раньше, при зеленой траве, все было просто — у нас было передвижение по локации и пошаговые бои. Теперь у нас дурдом. Все смешалось в доме наемников: перестрелки переходят в реальном времени, в паузы можно разве что пораздавать приказы и, отжав паузу, смотреть на творящийся на поле боя цирк и хаос.
Хаос, потому что совершенно не понятно, что последует за чем и кто когда выстрелит, а цирк, потому что по вашему экрану бегают клоуны с ружьями. Как показала практика Jagged Alliance: Back In Action, лучшие западные наемники целятся по шесть секунд, принципиально не стреляют по движущимся мишеням, никогда не стреляют в упор, а также впадают в ступор после любого ранения. Сломанная боевка может хорошо мимикрировать под настоящее развлечение, пока вы идеально подготавливаете засады и безошибочно их проводите. Ни ваши подопечные, ни враги просто не успевают полностью раскрыть свои таланты, убивая/умирая после пары удачных попаданий издалека, но стоит развернуться более-менее продолжительной перестрелке или возникнуть стычке на близкой дистанции, начинаются чудеса.
Удачное попадание по врагу «перезапускает» его подразумеваемый ход, и vice versa. В результате обидного промаха с пяти метров ваш наемник может запросто погибнуть потому, что не найдет в себе сил собраться с духом и сделать второй выстрел. Хотя казалось бы, обстановка как нельзя больше располагает к щедрой раздаче свинца всем желающим.
Да, запомните еще одну вещь: крестьяне с мачете опаснее, чем вы думаете. На-амного опаснее. Явно опаснее, чем парни с пистолетами. Потому что они будут сломя голову нестись вам навстречу, и радуйтесь, если смогли попасть по ним хотя бы один раз (ну, чтобы притормозить молодцов и запустить эту сволочную систему перезапуска ходов), иначе вашего бойца срубят. Потому что вплотную стрелять нечестно, и наемники начинают работать прикладами. Если у наших вояк все хорошо со здоровьем, то может быть, они даже переживут эту атаку с парой хит-поинтов, если нет, то добро пожаловать обратно на экран загрузки.
А еще, если бегать в риалтаймовом режиме вправо-влево прямо перед носом вооруженного чем-нибудь огнестрельным врага, очень может быть, что он вообще не выстрелит. Вообще никогда. Ну, пока не найдет другую мишень. На бегу мы тоже никто не стреляем, что, наверно, выравнивает картину для двоих столкнувшихся друг с другом стрелков-спринтеров.
Единственное, что остается нам всем, – это повернуть инвалидность местной риалтаймово-пошаговой системы в свою пользу. Тем более, что пока кактус не повернется своими колючками, его, кто бы мог после всего этого подумать, вполне можно есть. Пока операции идут согласно плану, про вычурные кривые клоунские затяжные перестрелки можно забыть, с вычурным кривым клоунским управлением можно мириться, а просто посредственная графика не вызывает раздражения.
Кто здесь хотел как лучше?
Отлично, теперь пара добрых слов. Из геймеров из девяностых-начала двухтысячных делают капитальных шизофреников. С одной стороны, у нас есть в целом отличный новый Deus Ex, а с другой — вот Postal 3 и новый Jagged Alliance. Пока одни разработчики работают и делают хорошие игры, другие просто имеют свою еще полностью не иссякшую аудиторию, пока могут.
Другая сторона, правда, отвечает, что это так разработчики стараются подогнать старые машины под новые стандарты. В конце-то концов, кому нужны эти пошаговые двухмерные колымаги, кроме нас стариков, и сколько нас стариков еще не ушло на геймерскую пенсию? Так вот, отварищи оптимисты, если вы и правы, то эта попытка перенести старую школу на новые рельсы — полный провал. Все новые элементы чужеродны, игра держится на том, что в ней осталось старого.
Ну и как скептик из анекдота, третья сторона видит огни поезда — управление делалось ногами, равно как и боевая система, что в любом случае не позволяет как следует насладиться Jagged Alliance: Back In Action, будь то просто наплевательское отношение к разработке или благие намерения.
Возвращения не случилось. Старые игры лучше практически по всем параметрам вне зависимости от градуса ностальгии.