Обзор Jagged Alliance 3
Жаркая Африка, выдуманное государство Гран-Шьен перенимает у другого выдуманного государства Арулько эстафету и начинает регулярную Олимпиаду по государственным переворотам. В отличие от старомодных физкультурных сборищ, эти соревнования открыты решительно для любого, кто морально готов потратиться на отряд бойцов за независимость страны от других участников игр.
Нам поручена почётная миссия собрать собственный коллектив и выступить на стороне дочери условно-настоящего руководителя страны, перехватить спортивную инициативу, пройти марафон сквозь страну и повесить текущего фаворита на финишной ленточке.
***
Я думал, что практически не помню, какой он вообще был, этот двухмерный Jagged Alliance 2. Казалось, за давностью лет мозг сам собой отформатировал всю информацию. Кроме той, что это была отличная тактическая стратегия, и эпической линии дубляжа «Мне надо соснуть» в исполнении перемазанного гуталином наёмника Тень.
Однако по ходу пьесы у меня регулярно случались внезапные приступы ностальгии.
Первые флэшбеки, перемешанные с приступом детского восторга, начинаются уже в стартовых меню с набором команды наёмников, практически 1-в-1 перенесённых в JA3 из классической игры. Браузер с открытым сайтом конторы A.I.M., веб-дизайн из двухтысячных, счётчик посетителей в углу страницы,.. Сейчас эта картина бьёт дважды, по сердцам одновременно ветеранов JA и людей, помнящих narod.ru.
О, и некоторые наёмники на месте! То есть, тут-то всё ожидаемо. События третьей серии начинаются где-то через год после бардака в стране Арулько. И понятно: солдаты, пережившие движуху и не сбежавшие на пенсию, находятся в строю и ждут новых контрактов. Некоторые позавчерашние новички, впрочем, теперь заранее хотят очень много денег, поэтому сходу пересобрать дрим-тим двадцатилетней давности получится вряд ли.
Да и не узнал я по старости некоторых, хе-хе. Десантировал на стартовый остров Сдобу (такие вот клички) и только на пятом часу игры, когда наша снайперша начала вспоминать, как она тут неподалеку зажигала год назад, меня осенило, что я эту барышню видел ещё молодой и пиксельной.
Вообще, было бы убер-круто, если бы Jagged Alliance 3 вышел не только в свой 2001, но и в двухмерную изометрию. За то время, что серия пыталась вернуться к былой славе, мы пережили ренессанс 2D. Но всё-таки да, жанр лучше работает в трёхмерном пространстве.
В нашем случае камера почему-то чувствует себя не очень уверенно. Во-первых, её подвесили под углом, который лично мне интуитивно кажется слишком маленьким. Каждая первая сессия у меня начиналась с того, что я рефлекторно пытался выправить угол обзора на «нормальный», потом вспоминал, что лучше не будет, мирился и только спустя пару отыгранных стычек заново привыкал к местным ракурсам.
Наблюдать за полем боя не то, чтобы неудобно. Нормально. Жить и управлять подопечными наёмниками можно. Увлекшись очередной большой перестрелкой, про камеру вспоминаешь, только когда она в очередной раз перепутает, какой именно этаж здания сейчас тебе нужен. Но стабильно где-нибудь раз в полчаса я буквально на автопилоте пробовал «исправить» обзор.
Хорошо, что геймплей Jagged Alliance в целом сложно испортить… сказал бы я, если бы у разных разработчиков как минимум дважды уже не получалось это сделать.
Потому что с самого старта (и до самого конца) местной кампании меня начала периодически бесить одна неизлечимая проблема. Возможно, я просто очень глупый и очень слепой, но я так и не нашел в игре горячую клавишу паузы до начала боя. Господи, как мне её здесь не хватает. Есть опция «автоматической паузы», по почему-то она ничего в геймплее не поменяла.
Как обычно, JA выбрасывает наших болванчиков на разных размеров локации, в разных углах которой кучкуются враги, вытаптывают тропическую зелень патрули, ждут своего звёздного часа противопехотные мины и слоняются в поисках обеда прочие гиены. Где и кто именно нас ждёт — вечно открытый вопрос. Есть вариант разведать заранее сектор, выслав через глобальную карту первопроходца, но результаты таких маневров сильно варьируются плюс исчерпывающих ответов мы не получим плюс-минус никогда.
Так вот. Выбираешь ты, значит, весь свой отряд, осторожно, стелс-присядкой ведёшь его вперёд, и тут в зону видимости попадает солдат, идущий ровно навстречу нашим. Пауза! Пауза, пауза, «Пробел», почему ты не работаешь, гадость такая, что за лажа! В одном случае из десяти я успевал просто увести отряд назад. В два раза реже мне удавалось подготовить и сделать первый выстрел. Во всех остальных начиналась адская клоунада.
Самый безобидный вариант, при котором не хочется резко выйти в меню загрузки сейвов, — это простое начало боя. Наши растерялись, чужие растерялись, но находятся на сравнительно удобных позициях — нормально, работаем.
Самый трэш — ты таки успеваешь подготовить выстрел одним из наёмников, но так как время не остановилось, а до этого была отдана команда «вперёд», остальной отряд уполз чуть вперёд. Из-за этого один из твоих подопечных в последний момент подставился под прицел, и в первом же действии получил дружеский выстрел в затылок.
Играть в JA3 в хардкорном режиме, я считаю, чревато для психического здоровья.
В остальном же боёвка — отличный пример классической пошаговой стратегии. Нас высаживают на локацию, исчерченную на квадраты, где мы вертимся в поисках огневых точек получше, стараемся оптимально использовать очки действия и спецприемы персонажей, любуемся тем, насколько эффективны могут быть гранаты и периодически занимаемся пиксель-хантингом.
Здорово, что дизайнерам удалось реально разнообразить обычные стычки. Разные достопримечательности местной глобальной карты достаточно сильно отличаются друг от друга и по ландшафту, и по наборам вражеских болванчиков, чтобы игроку приходилось включать голову и перестраивать тактику по ходу каждой отдельной пьесы.
Любимый квест в каждой потасовке — понятно, найти и без лишней крови оккупировать снайперское гнездо, чтобы оттуда безнаказанно раздавать хэдшоты через полкарты. Но попадаются такие места сильно не всегда, а иногда к ним просто слишком неудобно продираться, и приходится танцевать по обстоятельствам.
Вражеский искусственный интеллект, конечно, старается сделать нам хуже, но особенно хитрых манёвров от него не ждите. Сила африканских боевиков — в численности и постепенно улучшающемся арсенале, а не в смекалке. Поэтому бойтесь гранатомётчиков, хе-хе.
Хорошо, что даже встречи с рутинными патрулями в случайных секторах карты случаются разными. Во-первых, в игре есть суточный цикл и смена погоды. Перестрелка днём при солнышке и ночью в пыльную бурю — это, скажу я вам, две большие разницы. Во-вторых, дизайнеры JA3 постарались и вместо стандартных двух-трёх арен для случайных перестрелок сделали каждый первый квадрат глобальной карты уникальной локацией. Ясно, что большинство клеток просты и даже рядом не стояли с серьёзными городскими локациями, но и небольшой вариативности хватает за глаза. К тому же, много какие безымянные сектора таят в себе секрет-другой и/или на самом деле являются горячими точками второстепенных заданий.
Главная-первая цель у нас, напомню, — освободить местного бывшего президента, да только путь вместо очевидного прямого захвата карты слева-направо сулит множество неочевидных крюков, вынужденных остановок, поиска средств для пропитания и благородного разбоя.
Второй эпический флэшбек у меня случился, когда JA3 предложила захватить алмазный рудник. Точно! Рудники, ополчение!
Я помнил про первого из двух китов, на котором стоит местная экономика — «доброе» мародёрство. В целом солдаты удачи питаются подножным кормом и стреляют трофейными боеприпасами из трофейных автоматов, параллельно зачищая жилые дома от плохо лежащих предметов.
А вот про следующего кита я совершенно позабыл. Наёмники любят не только собирать местные целебные травы и чужие снайперские винтовки, но и регулярную зарплату. Деньги, которые тоже надо откуда-то брать. Глобальное финансирование гражданской войны крепко сопряжено с захватом очень, очень неудобно расположенных месторождений и грабежом алмазных караванов.
Вдобавок, местные жители тоже регулярно предлагают факультативные прогулки с перестрелками. Кому с революцией помоги, кому клад найди, кому ещё чего — какое тут слева направо по карте. В дополнительных заданиях можно реально закопаться; несколько раз по ходу кампании, после ещё одного большого попутного приключения я вслух переспрашивал себя: «Так, а какая у меня тут вообще конечная цель?» Дел столько, что планирование следующих действий на глобальной карте становится ещё одним нетривиальным (и, соответственно, интересным) вызовом.
Наряду с положительными моментами, игроки сталкиваются с некоторыми техническими неудобствами, такими как проблемы с камерой и отсутствие горячей клавиши паузы, что может немного снизить общее удовольствие от прохождения. Тем не менее, для поклонников тактических стратегий и фанатов серии, Jagged Alliance 3 представляет интересный вызов и возможность окунуться в захватывающее приключение с уникальной атмосферой.
Короче, с одной стороны, контента — вагон, с другой — геймплей достаточно интересен и разнообразен, чтобы с головой уйти в JA3 на несколько десятков часов, победить и сходу вернуться в Африку на новом уровне сложности.