Обзор Inscryption: будь как дома, путник
Готовы ли вы оказаться в плену у лесной нечисти и сразиться в карты с чудовищем?
Популярная игра Inscryption от Daniel Mullins Games, которую многие называют “Инди года 2021”, не ждет, пока вы соберетесь с духом и ответите на этот вопрос. Она просто берет и швыряет вас прямо в эпицентр событий. Ошалевший игрок без подготовки оказывается именно ТАМ. В жутковатом непонятном месте, в полутемной избушке, где за окнами свищет ветер и скрипят деревья. И, разумеется, просто так бедолага-геймер оттуда не выйдет.
Придется сыграть в карты – именно этого требует хозяин домика, зловещий лохматый Леший, которого мы видим как темную массу спутанных корней, меха и веток со светящимися глазами.
Играем мы не в “дурака” и не в “пиковую даму”, конечно, а в полноценный card battler. Наши карты представляют собой настоящих боевых существ. Они противостоят картам-монстрам противника, выложенным напротив, у них есть цифры атаки и здоровья. Начинаем мы с самым базовым набором, но колода постоянно растет по ходу игры, пополняясь новыми интересными химерами и апгрейдя старых.
Почти все карты, которыми мы играем, требуют жертвоприношений – костей или (чаще) крови. Кровь мы получаем, снимая с доски любое из наших уже стоящих там существ. Кости образуются сами – когда наши существа гибнут. Страшно! И звучит как некая некромансерско-культистская колода, правда?
На самом деле вовсе нет: карты наши вполне себе соответствуют тематике лесного домика. Мы сражаемся колодой зверей. В наших руках – волки, олени, скунсы, шакалы, кошки, жуки… Вдобавок – бесконечное количество белок. Белка – “базовое” существо с нулевой атакой и единичкой жизни, нужное изначально лишь для того, чтобы принести ее в жертву и получить одну каплю крови для призыва более мощного зверя.
“Изначально”, спросит внимательный читатель? Да. Вы не представляете, что можно сделать с белкой, если как следует над ней поиздеваться. Да и прочие звери ой как непросты! У многих есть свои дополнительные возможности – и из них вытекают многоуровневые стратегии. Кто-то бьет по площадям, кто-то позволяет атаковать “через голову” противника, змея убивает одним укусом, олень делает шаг вбок после атаки.
А ведь их еще можно апгрейдить! И сшивать вместе две одинаковые карты с помощью грибника-вивисектора… Простенький с первого взгляда набор зверушек через полчаса-час в умелых руках становится зоопарком из монструозных когтей, клыков и ядовитых щупалец. Игра идет интереснее с каждой секундой.
Прекратить играть – технически – мы можем в любой момент. Встать из-за стола, пройтись по избушке, осмотреться, потрогать запертый сейф, часы с кукушкой, попытаться решить странные головоломки в углу… Поскрестись в запертую дверь. Кто бы сомневался, покинуть домик мы не можем, цена игры – жизнь, и Леший требует продолжать.
Цена игры – жизнь, но что такое жизнь, если всегда можно начать сначала? В конце концов, это roguelite, и каждая неудача приносит что-то новое. Странную карту в колоду, изменения картинок уже известных “козырей”, нужные предметы… знания. Иногда без этого просто невозможно пройти дальше.
И, завороженный магией повествования Лешего, игрок снова берется за карты. И фигурка, обозначающая героя, путешествует по нарисованным равнинам, между ключевыми точками, между опасными битвами. Тут мы можем поторговать кроличьими шкурками (шкурка – тоже карта!), тут – улучшить своих зверей, тут – добавить им интересных способностей. А тут – снова битва с боссом, который, как и положено хитрому врагу, обладает множеством уловок, и над тактикой придется серьезно подумать.
Эта часть игры – замечательна, захватывающа и просто чудесна. Но она занимает всего несколько часов, возможно, те самые два часа, что идут до refund-границы Steam. А что же дальше?
Очень сложно рассказывать об игре, не раскидываясь спойлерами – например, совершенно нереально выкладывать скриншоты второго и третьего акта игры. Насколько я вижу, большинство обзоров ограничиваются описаниями первой главы: той самой, с мрачной деревянной избушкой. Можно бы тут и остановиться и, загадочно ухмыльнувшись во все восемьсот зубов, сказать “а дальше играйте сааами!”.
Но нет. Это будет нечестно.
Разумеется, любой, видевший хотя бы краем глаза предыдущие проекты Daniel Mullins Games (Pony Island и Hex), понимает, что в картишки с нечистью мы тут перекидываемся не просто так. Inscryption прекрасно осознает, что она – игра, и вторым планом тут происходит что-то очень жуткое и до дрожи реальное, не с нами, правда, а с другим человеком. С ютубером-обзорщиком по имени Люк, чьи видеоблоги-обрывки мы внезапно находим тут и там – то в ящике среди забытых карт, то как награду за пройденного босса.
Люк Кардер жил себе спокойно и горя не знал, пока случайно не набрел (очень странным образом) на дискету со старой DOS-игрой. Игра называлась… все правильно, Inscryption. И ее по идее не должно было существовать, потому что компания, владевшая этим брендом, выпускала только бумажные карточные игры. Заинтригованный, Люк щелкнул по иконке – и одним этим простым действием ввязался в дикую мешанину из интриг, безумия и чужих грандиозных планов.
Думаете, я тут секреты раскрываю и спойлерю интересное? Ни разу, совсем наоборот. Это только семечки, это вы узнаете за пару часов игры сами, или даже на странице Steam увидите в трейлере. Спойлерами было бы – описать подробно второй и третий акт. Не буду.
Но кое-что скажу, чтобы у игроков не было ложных ожиданий.
Жанрово Inscryption не меняется, не превращается в мрачное хождение по запутанным коридорам или в разгадывание головоломок (честно говоря, зная предыдущие игры автора, была у меня такая версия). Нет.
Это будет все та же карточная игра. Разве что второй акт нацелен больше на составление гармоничной колоды из многообразия опций (за что он мне и понравился – люблю такое!). Третий расширяет механику первого, но снова убирает deckbuilding, сосредотачиваясь на разнообразии механик. Если сравнивать с известными карточными играми, второй акт похож на Pokemon Trading Card Game. Третий – на Hearthstone, даже больше, чем первый.
(Тут мне исключительно не повезло, потому что я не люблю накопительную ману Hearthstone, и застрять с ней в третьем акте… арргх!)
При этом, конечно же, продолжаются внезапные видеоблоги Люка, становясь все загадочнее. Продолжаются не то что взломы, а прямо-таки тараны четвертой стены вдоль и поперек, сюжет намекает на что-то жуткое, скрытое в коде игры, в общем, все по канонам. Психологический хоррор во всей красе.
Казалось бы, все идеально, дайте две, чего не хватило автору данных строк, что он недоволен?..
Во-первых, третий акт. Можно, конечно, сказать, что я сама виновата и плохо играю в Hearthstone (и то верно). Но он, в отличие от актов 1-2, интересных и атмосферных, несправедливо затянут и не радует ничем хорошим между боевками. Даже с точки зрения цветовой гаммы третий акт навевает исключительно тоску. Представьте себе самое скучное освещение, наложите на него унылый синий фильтр, в таком окружении мы будем сидеть часа четыре.
Во-вторых, глюки. Inscryption – первая игра за N лет, которая все в том же третьем акте умудрилась не просто вылететь посреди боя, выбив компьютер в BSOD, а вылететь, убив по дороге драйвера DirectX. И свои собственные сейвы, но это мелочи, у меня были бэкапы.
В-третьих, финал. И это самый огромный минус игры. Он меня разочаровал максимально. Не спойлерю? Не спойлерю. Сами проходите и скажете, как он вам, если хотите поспорить. Как по мне, такие концовки в играх (и вообще в художественных произведениях) выдают неумение правильно завершить сюжет – открытым ли финалом, закрытым ли, полуприкрытым с подвывертом ли, каким угодно. Это финал в духе “так, а теперь надо сообразить, чем мы это закончим, потому что достойный эндинг я не придумал”, оставляющий игрока с ощущением “ну и зачем я все это проходил”?
Pony Island была и остается прекрасной игрой – от и до, шедевром, цельным, не требующим доработки. Inscryption же скорее как очередное недотесанное бревнышко, притащенное Лешим из бурелома – выглядит интересно, есть красивые изгибы, чуть подпилить, вышло бы скульптурно. Но отовсюду торчат какие-то сучки, зацепки, занозы, корни кривые, бок бобром подгрызен…
Оценка 70% – исключительно из-за двух часов, стартующих игру, и из-за тестирующегося сейчас Kaycee’s Mod, превращающего эти два часа в бесконечный теоретически roguelike. Остальное идет Inscryption только в минус. Берите, если хотите – но только на распродаже и будьте готовы, что Inscryption разительно изменится как раз к моменту, когда вы войдете во вкус. (А лучше подождите стабильной версии Kaycee’s Mod, как раз тогда и цена упадет до справедливых 30%.)
Этой игре стоило оставаться первым актом – и всё. Ничего больше. (Второй акт хорош, но слишком уж контрастирует.) Без видеоблогов Люка Кардера, без затянутости третьего акта, без ужасного финала, потому что все это выбивается и уничтожает магию. Тогда Inscryption была бы однозначной инди-игрой года. Иногда ради того, чтобы получить шедевр, приходится безжалостно брать скальпель и отрезать лишнее. Автору явно было жаль это сделать – и зря. Он почти держал в руке волшебство, но упустил его.