От любви до ненависти – обзор Hatred
Сами звезды говорили, что Hatred получится. Скандальное явление публике, кровавая идея, запрет на продажу в Австралии, заочное табу на Twitch и солидный рейтинг Adults Only (исключительно для занудных дядек, то бишь) – что могло пойти не так? Оказывается, что-то все-таки могло, ибо самое противоречивое явление индустрии вышло не совсем таким, каким его ждали. Противоречия-то есть, только по другим статьям.
Одна из подсказок на загрузочных экранах игры напоминает: «Вы – не герой». Вырванная из контекста, эта фраза как нельзя лучше описывает действия центрального персонажа. Видите ли, наш подопечный – маньяк, съехавший на идее избавления мира от мерзких людишек. В порыве искренней ненависти он сеет смерть и хаос на улицах своего города, расстреливая невинных, поджигая заправки и, наверное, даже закидывая кошек на деревья. Отправить на тот свет как можно больше «грязных отродий», прежде чем погибнуть самому – его главная цель на вечер.
Собственно, об этом абсолютно вся игра. И чем дальше в лес, тем тоскливее смотреть, как она губит собственный потенциал. Антагонист не раскрывается, у него нет личности, предпосылок, харизмы, хоть чего-нибудь, за что можно было бы зацепиться. Он просто тупой мужик, бубнящий грубости – ассоциировать себя с ним не хочется, а вникнуть в его мотивы попросту не получается, поэтому на все злоключения смотришь со стороны, не задумываясь и не сопереживая. Ну, стреляет одна картонка по другим, велика беда.
Еще более досадным при таком раскладе кажется местный уровень жестокости. Угрюмые тона и обилие казней поначалу успешно пудрят мозги, но спустя некоторое время понимаешь, что ничего убер-жесткого ты так и не увидел. Более того, почти все приемы предельно вторичны. Снова палить людям в лица, топтать головы а-ля «Американская история X», вскрывать глотки, сворачивать шеи и все в подобном ключе. Нет повода для «эй, а вот это уже чересчур», как и нет какой-то феноменальной подробности в изображаемых сценах – какая-нибудь GTA иной раз выдает чего похлеще. Разница только в том, что убивать гражданских здесь требуют, а не разрешают.
В общем-то, глубокого сюжета с тотальной расчлененкой мы не просим, но когда задевают животрепещущую тему, волей-неволей ждешь развития мысли. Между прочим, даже Manhunt было что сказать – Hatred же, посвятив себя насилию, вообще никакой ценности в этом плане не несет.
Зато на геймплейном поприще не так все плохо. Бессмысленное истребление визжащих толп и полицейских отрядов происходит в приятной механике на манер первого Postal, управляется все буквально парой кнопок, а перестрелки динамичны и просты в освоении. Для желающих просто оторваться от повседневных дел лучшего пристанища не найти.
Отдельной причиной восторга послужит система разрушений. Здешние стены легко крошатся от внешнего воздействия, предлагая, кхм, простор для тактических маневров, от импровизированных входов в здания до ловких прострелов. Не то чтобы они тут нужны, но возможность разнести половину квартала все еще способна вызвать трепет – да и перед обилием незабвенных красных бочек, баллонов, гранат и ракетниц трудно устоять.
Противники, к сожалению, чаще ведут себя как бестолковое стадо, из-за чего большинство трюков, которым они обучены, не работают вовсе. Например, гражданские умеют подбирать оружие для самообороны – очень неожиданный фокус, способный застать вас врасплох и доставить массу хлопот, – однако ж дурни в большинстве случаев отдают предпочтение именно винтовке под вашими ногами и радостно бегут отдаваться кровожадному убийце. Случается еще нелепее, когда спецназ, грамотно окружив здание, начинает ковырять дырки в стенах без видимой цели. Пушечное мясо, что с него возьмешь.
Но по-настоящему портит картину повальное однообразие. Каждый этап – это банальный отстрел энного числа неверных, нажатие пары кнопочек и побег на другую локацию. Ни тебе особенных условий на уровнях, ни уникальных ситуаций. Есть, правда, побочные задания, но вы, скорее всего, уже догадались, в чем они заключаются.
Не менее монотонны средства умерщвления несчастных. Видов оружия и без того мало, так некоторые еще и выдают ближе к концу игры, как огнемет, который к моменту своего появления уже почти бесполезен. Плюс хотелось бы побольше вариантов взаимодействия с жертвами – скажем, брать людей в заложники: зачем называть копов «живыми щитами», если ты не пользуешься ими по назначению?
Компенсируется все это небольшой продолжительностью – на высоком уровне сложности титры поползут по экрану где-то на исходе пятого часа игры. Прохождение затягивают по большей части финальные миссии, которые являют собой форменную подлянку в плане баланса. Там, черт возьми, «Хаммеры» спаунятся прямо у тебя на голове!
Из технических проблем, за вычетом исправляемых багов с производительностью, особенно выделяется камера. На маленьких локациях это сплошная отрада для глаза – но вот на больших дистанциях начинается синдром Hotline Miami 2, где враги точно так же лупили игрока через всю карту, а тому приходилось отвечать слепыми очередями.
Под занавес стоит отметить замечательное визуальное оформление. Черно-белая гамма подчеркивает мрачную атмосферу игры, а вкрапления цвета делают картинку сочной и выразительной, несмотря на скучный левел-дизайн. Когда темную улицу впервые озаряют яркие полицейские «мигалки», становится ясно, что Hatred без своего стиля была бы совсем другой.
Сколько нужно поляков, чтобы устроить скандал в игровой индустрии? Наверняка не скажем, но коллектива Destructive Creations точно для этого не хватило. Hatred чужды дискуссии о морали и жестокости – это безыдейный шутер, позволивший себе чуть больше некоторых во имя веселья. Если большего вы и не ждали, то как развлечение на вечерок вполне себе сойдет.
Жалко лишь, что втопчут в грязь игру намного быстрее, чем подняли на вершины.