Про Harvest Moon: Light of Hope
Есть в релизе Harvest Moon для ПК невеселая ирония. Сколько прошло лет, выросло любителей «чисто японских» видеоигр, вышло клонов разной степени качества, а для того, чтобы Light of Hope появился в Steam, Nintendo должна была выпустить приставку с тачскрином. И только тогда разработчики из Natsume заключили, что невероятно ленивый порт игры на компьютеры – чтобы на начальном экране висел «Tap to start», а самой игре светились подсказки для геймпада — достаточно не пыльная работа, чтобы и ничего толком не править, и клиент все равно работал.
Даром, что Harvest Moon: Light of Hope — это та же Skytree Village для 3DS, только в профиль. И вообще, серия-то на самом деле уже пережила ребрендинг.
Самое смешное, что у студии и в самом деле получилось. Добро пожаловать в симулятор молодого фермера из японских мультфильмов с самым удобным управлением из тех, что сейчас есть на ПК!
Краткое содержание предыдущих серий
Дебютировавшая, кажется, на Super Nintendo серия Harvest Moon от игры к игре рассказывала по большей части одну и ту же историю, как молодой юноша (как вариант, девушка) тем или иным поворотом судьбы оказывался заброшен на, кхм, заброшенную ферму. После чего знакомился с жителями близлежащего городка, сажал картошку с кукурузой, ходил по грибы, чинил амбары, женился на приглянувшейся соседке… словом, строил счастливую сельскую жизнь.
Игровой процесс выглядел, да и до сих пор выглядит, примерно так: герой просыпается в кровати в шесть часов утра по местному времени, затем выходит во двор, где клетка за клеткой копает грядки, затем сажает в эти грядки семена, затем поливает грядки, затем выпалывает появившиеся на некоторых клетках сорняки, затем бежит в город ухаживать за барышнями и закупать новые семена, затем ложится спать. На следующий день наш герой встает в шесть часов утра по местному времени, затем выходит во двор, где клетка за клеткой копает грядки, затем сажает в эти грядки семена, затем поливает грядки, затем выпалывает появившиеся на некоторых клетках сорняки, затем бежит в город ухаживать за барышнями и закупать новые семена, затем ложится спать.
На третий день нашему герою предлагают поучаствовать в соревнованиях по спортивной рыбалке, где скорее всего пока что невозможно занять первое место, потому что и удочка профессиональная еще не закуплена, и навык нужный до невменяемого состояния еще не прокачан. Зато неделя сурка закончилась, и вообще, такая гулянка случается только раз в сезон.
Но вот фестиваль закончился, пора возвращаться к семейному бизнесу. Чтобы потом подойти к новому празднику уже и первым парнем на деревне, и состоятельным человеком. На второй год такой жизни, глядишь, и жениться можно будет…
В общем, добро пожаловать в пастораль с простым, зато бесконечным гринданом и счастьем в мелочах типа купленного на ярмарке ковра для гостиной. Необычное было развлечение, особенно на фоне Марио, Secret of Mana, Jungle Strike и прочих FIFA 96.
Легкое опоздание
Как мы уже знаем, игра имела достаточно широкий успех, чтобы разродиться кучей сиквелов (и даже спин-оффом имени Rune Factory), но в достаточно узких кругах, чтобы сурово застрять в мире камерных японских развлечений для японских же консолей.
Распоследняя игра в жизни Harvest Moon носила подзаголовок Skytree Village и вышла в 2016 году на Nintendo 3DS. От старших родственников она отличалась двумя вещами. Первая — скудноватый по актуальным меркам набор контента, вторая — новый большой сюжет про переживший дикий ураган остров с магическим маяком.
Впрочем, мы ж кругом хардкорные приверженцы ПК, откуда нам знать про всякое разное. По четыре кандидата на должность невесты/жениха, несколько локаций, которые открываются далеко не сразу и далеко не за просто так, здоровенные просторы на ферме, чего еще желать?
Ой, подождите. Кажется, у нас тут как-то вышла одна игра, называлась Stardew Valley. Лобового сравнения с ней Skytree Village, пардон, Light of Hope, не выдерживает никакого. Козырь у учителя, пасующего перед учеником, ровно один — управление мышью.
SV прилежно перенял у Harvest Moon все лучшие ее элементы. Приятный мультипликационный стиль, фестивали и прочие ивенты из разных частей HM, а главное — беззаботную атмосферу. Вместе с вышеперечисленным счастьем, правда, Stardew Valley полностью скопировала еще старую модель управления и плохо знакомый с преимуществами клавиатуры и мыши интерфейс. Все прекрасно, но вот почему-то невозможно играть в неспешные симуляторы фермера без передвижения на WASD и нельзя вывести здоровый экран инвентаря фильтрами, не говоря уже про чудеса типа перетаскиваемого интерфейса.
В LoH можно играть одной только мышкой, и уже за это достижение я бы рекомендовал попробовать ПК-переиздание на зуб всем любителям жанра. Если раньше рядовой любитель пиксельных грядок 3х3 мог только мечтать об управлении, хотя бы отчасти совместимым с новомодным изобретением 1970 года, то теперь у нас есть живой тому пример. Да еще и от родоначальника жанра! Ленивый, халтурный порт, в половине случаев даже больше мешающий фермерским делам, а все равно управление получилось удобнее всего, что до этого появлялось на ПК.
Инди-разработчики, старшие японские братья дали вам зеленый свет. Сделайте наконец хотя бы в 2018 году аниме-ферму со слушающимся мыши героем.
Отремонтировать все
Ну и надо-таки отдать должное сюжетной завязке про ураган. Старт игры на острове с населением в два человека — это необычный для серии и в целом интересный поворот.
Да, поначалу наше новое жилище практически необитаемо. Дороги завалены, дома заколочены и брошены. Живут на острове лишь Покахонтас и занимающаяся всякой околонаучной деятельностью барышня. Собственно, первая находит героя (или героиню), коротающего время в бессознательном состоянии, и подбрасывает на крыльцо второй, чтобы та в свою очередь разобралась, как там у протагониста со здоровьем.
Отремонтировать придется весь остров. Новый родной дом, дороги, мосты, дома, магазины, шахту, пляжную кабинку, спуск в подземное царство, сам магический маяк — все требует к себе внимания, а также камня, древесины и прочих ресурсов.
По мере продвижения реновации на остров будут возвращаться его прежние обитатели. Ничего особенного, кроме благодарственных речей, они с собой поначалу не принесут, зато городок постепенно оживет. Откроются лавки, заработает кузнец. В конце концов, будет с кем флиртовать. Отличный стимул.
Часов пять я занимался только тем, что с азартом чинил островитянам домики. Ферма по факту была не фермой, а хижиной на лесозаготовке. Полторы грядки с капустой, десять секунд на полив, и вперед, на реконструкцию всего и вся.
Стоило, впрочем, вернуть более-менее всех горожан на родину, и энтузиазм поутих. Все-таки, привык я уже к более людным местам, просторам побогаче и картинке посочнее. Балованный стал.
Стакан наполовину пуст
К Harvest Moon: Light of Hope у вашего покорного есть всего две большие претензии. Почему такой халтурный порт и почему так поздно.
Хорошо, бестолковые кривые игровые клиенты на ПК — это общий недостаток 95% японских проектов. Не поддающееся растяжке окно, нетронутый консольный интерфейс с консольными же подсказками, всплывающие в самых неожиданных местах баги в портированном коде, на все это счастье покупатель японских игр в Steam фактически соглашается заранее. Вот как так вышло, что купить Harvest Moon на компьютере стало возможно только в 2017 — тайна, покрытая мраком.
Ой, я придумал третью большую претензию. Почему Harvest Moon: Light of Hope — это Skytree Village, а не великолепная Rune Factory: Frontier? Раз уж все равно вы не новинку выпускаете, а старую игру переиздаете, зачем нам вот этот бедный родственник без ничего? Зачем нам нужна эта бледная тень былого счастья, проигрывающая даже Harvest Moon DS: Grand Bazaar 2008 года розлива? У нас уже есть не раз упомянутая выше Stardew Valley.
Вот в прекрасный Frontier я бы переиграл в превеликим удовольствием. А многие геймеры, впервые знакомящиеся с жанром, и вовсе были бы в восторге.
Эх.