Обзор Gunpoint
Gunpoint – это экшен-головоломка про скоростной взлом электронных систем и прыжки через высокие здания (над крышей или сквозь них) за один скачок. Детективную мини-сагу о высоких технологиях создал Том Френсис (Tom Francis), известный по статьям в PC Gamer, и это – его первая игра. Удалось ему перейти Рубикон? Сейчас узнаем.
Gunpoint – забавное название для игры про взлом электрических штук, не правда ли? Не могу придумать не единой причины, почему её не назвали Powerpoint. Наверное, воображения не хватило.
Вообще-то, тут и пушки есть, но если вы хотите чего-то здесь добиться, то пальбы придётся избегать. Ещё вам придётся много прыгать вниз с высоких зданий и прыгать в эти самые здания сквозь зеркальные двери. Внутри вы меняете расположение проводки на дверях, камерах, датчиках движения и розетках так, чтобы они включали то, что включать не должны. Вы – злорадный электрик, способный заменить всю проводку в доме ради собственной коварной выгоды, и при этом вы даже не притрагиваетесь к самим проводам. Всю работу за вас выполняет специальная штука, позволяющая на расстоянии получить доступ к любому устройству в здании – вне зависимости от того, где скрываетесь вы и ваше безразмерное пальто.
Крутаните колёсико мышки вверх и попадёте в режим взлома, где простая система Протяни Линию От Одной Штуки К Другой позволит использовать обычные выключатели для открытия дверей, камеры для управления лифтами, а лифты – для превращения розетки в аналог шокера. Разноцветные линии на скриншотах могут выглядеть пугающе сложными, но на практике всё довольно просто. Хотите, чтобы датчик движения выключил свет в охраняемой комнате? Протяните линию от датчика к лампе. Пройдите мимо датчика. Дело сделано.
Ближе к концу игры механика станет более комплексной, двери будут срабатывать по таймеру, а провода делиться на разные цвета (например, зелёным выключателем можно открыть только зелёную дверь), и вам придётся быстро продумывать действия, оставаясь незамеченным. Всё в конечном итоге сводится к открытию дверей, потому что двери – главный враг человека, который проникает на чужую территорию с целью украсть какую-то информацию. И вы – именно такой человек, так что вам – ему – приходится облачаться в крутую шляпу и плащ с высоченным воротом, чтобы заработать на жизнь промышленным шпионажем.
Кроме упомянутых хитростей с проводкой, вы можете прыгать на большие расстояния и спрыгивать с ещё большей высоты без ущерба для здоровья – если только вас не заметят охранники, достаточно меткие, чтобы одним выстрелом убить вас прямо в воздухе, словно пролетающую мимо птицу. Скорость и плавность этих супер-прыжков (всё дело в техно-штанах, не иначе) превосходна. Я не ожидал такой отзывчивости от игры, что выглядит так невзрачно. И это не единственная причина, по которой Gunpoint напоминает более маститую Hotline Miami. Другая сторона элегантной супергероики с прыжками сквозь стёкла – в падениях со слишком большой высоты: лицом вниз, прямо перед вооружённым врагом, который даже не будет удивлён. Будто это какой-то лютый симулятор Some Mothers Do ‘Ave ‘Em.
Управление, как и сам взлом, гениально простое и очень интуитивное. Кликаете мышкой, удерживаете кнопку и тащите линию куда надо – где отпустите, там и приклеитесь, как Спайдермен. Если только не на стекле – в таком случае оно со звоном разобьётся. Если только вы не приобретали апгрейд для заглушения этого звука. Прыгать можно прямо за спины врагов, чтобы оглушать их или при желании превращать в кровавое месиво (и снова пламенный привет Hotline Miami). В конце миссии это будет учтено при подсчёте смертей и рейтинга скрытности, и тут чётко прослеживается другой вдохновитель Gunpoint, Hitman. Вы можете быть конченым психом или призраком, или кем-то посередине. Это несколько влияет на сюжет, но на самом деле вы вольны делать что угодно, вас ни к чему не принуждают и не осуждают ваши действия.
Причина всех ваших прыжков, взламываний и расправ над охраной в том, что вам за это прилично платят разные аморальные директора, суровые полицейские и запуганные жертвы махинаций. Признаюсь, я нахожу историю про войну оружейных мегакорпораций, нанимающих вас, подставляя собственный персонал, где каждый ведёт двойную, тройную, со счёта можно сбиться какую игру, слегка перенасыщенной и запутанной, но нескончаемый поток шуток и комедийной профанации (вы сразу узнаете почерк Френсиса, если знакомы с его статьями) помогал мне не заморачиваться и пролистывать диалоги, решив для себя, что тут все в какой-то мере подонки и вообще неважно, на чьей я стороне. Все варианты ответов делятся на вежливые, грубые и болтливые, так что сам разработчик позволил мне долго не думать над сюжетом.
Это один из нескольких способов, которыми Gunpoint отражает другую карьеру Френсиса – он на своём веку переиграл в сотни, если не в тысячи игр: хороших, плохих и в бесконечную бесцветную массу тех, что посередине. Поэтому он, как и я, прекрасно понимает, когда его время тратится на какие-то излишества, на отсутствие заботы об игроке или на циничное принуждение. Gunpoint незамысловата, сразу переходит к делу и почти ничем не раздражает. Если хотите начать миссию, не вникая во все диалоги, вы можете это сделать. Хотите сохраниться и выйти в любое время – вы можете это сделать. Напортачили и хотите переиграть последние секунды проваленной миссии? Пожалуйста. Не хотите слушать лекции по использованию новых вещей? Как угодно. Множество таких мелочей, собранных вместе, создают игру, где максимизируется приятно проведённое время и минимизируется время простоя вашего мозга.
Хотя игра, пожалуй, даже слишком незамысловата. Вместе с приятной возможностью отмотать время на 1, 5 или 10 секунд назад и перебрасыванием ненужных апгрейдов на что-то более полезное Gunpoint временами теряет необходимую сложность. Особенно в поздних миссиях, когда успех очевиден сразу и всё, что для него требуется – это время.
Вдобавок, прохождение уровней хоть и таит в себе некую свободу в плане вариантов махинаций с проводкой и нейтрализации охраны, все действия всё равно сводятся к открыванию дверей и сбору цветных ключ-карт (в частности, активирующих блоки предохранителей, позволяющих взламывать другие устройства в здании) по старой доброй традиции, а это ограничивает вариации контролируемого хаоса, к которому очень располагает механика Gunpoint. Я уже видел неофициальные карты, где потенциал игры позволил сотворить исключительные вещи.
Игра проходится всего за 3-4 часа и останавливается прежде, чем её механика получает шанс раскрыться в полной мере. У меня складывается впечатление, что это только начало чего-то большего. Может и так (учитывая, что в день выхода игра занимала первое место в чартах Steam), но при столь невысокой цене, вылизанности, продуманности и внимании к игроку, мне совершенно не стоит придираться. К тому же на последнем уровне можно с ноги вышибать двери, зачастую прямо кому-нибудь в лицо, и это уже многое окупает, в очередной раз напоминая о брутальности Hotline Miami.
Может, потенциал игры и не раскрыт до конца, но для дебюта Gunpoint очень впечатляет – убийственная механика, заставляющая жаждать продолжения, приправленная стилем и заботой о мелочах. Отдельно хочу поблагодарить автора за блестяще подобранный саундтрек: нуарные клавишные мотивы поддерживают в игре атмосферу классических шпионских фильмов вместо киберпанка, который мог прийти в голову первым делом.
Gunpoint доступен по цене 249 рублей, игру можно купить в Steam или напрямую на сайте разработчика. Там же доступна демо-версия.