Обзор From Dust
From Dust напоминает одновременно несколько старых стратегий, в свое время, кстати, также вышедших как на компьютерах, так и на консолях. Игры такого рода давненько не посещали наши мониторы и телевизоры, ведь сама идея стратегии с управлением окружающей средой и ландшафтом — по сути одноразовая. Но продолжений блиставших когда-то серий уже который год все нет и нет, а идея забыта, и поэтому новое прочтение концепции терраформинговой стратегии от Ubisoft очень даже интересно попробовать на зуб.
Итак, некие смуглые островитяне решили последовать по пути своих предков с целью найти свой кусочек пригодного для обитания тропического рая, для чего заручились поддержкой своего божества, роль которого и отведена игроку. Главный и единственный враг туземцев в их одиссее — сама природа, не желающая желанием менять свои законы ради горстки непонятных кочевников. Ко Вратам предков, ведущим к заветной тихой гавани, надо пробиваться через пустыни, наводнения и потоки лавы, разгребать которые и придется игроку.
Переселенцы имеют обыкновение разбивать лагеря-деревни вокруг древних тотемов, где смиренно ждут, пока их всевышний пастырь высушит очередной бурный поток или погасит вулкан, и не высовываются, пока не позовут в путь. Местный же бог леммингов может разное, набор магических тузов в рукаве зависит от того, вокруг каких тотемов тусуется паства, неизменной остается лишь сила манипулировать определенным количеством воды, песка, лавы и растительности. Подпитываемые силой обжитых священных мест чудеса призваны по ситуации дополнять этот базовый инструмент: например, при помощи одного из фокусов можно превратить всю воду на карте в застывшее желе и затем уже посредством обычного «ковша» повторить разок-другой известный библейский сюжет. Также в божественном арсенале имеются небольшая черная дыра, стероиды, бесконечные запасы песка и еще пара-тройка выкрутасов.
Кое-что наши смуглые кочевники могут сделать и сами: стоит указать штатным метеорологам дорогу до особого камня, отвечающего за контроль либо над водной стихией, либо над пламенной, как селяне начнут самостоятельно успешно обороняться от наводнений, лавы и пожаров и даже за бесплатно поделятся этими навыками со всеми своими соседями, лишь бы гонец по дороге в чем-нибудь не утонул.
Последний важный для прохождения миссий элемент — особые растения, расставленные разработчиками по картам. Два из трех их видов — кактусы-переростки и деревья-зажигалки — по сути только мешают. Ответственные за тушение пожаров и ирригацию кактусы параллельно успешно затапливают поселения, ну а огненные деревья, вроде бы предотвращающие уход определенных участков суши под воду зачастую и вызывают те самые пожары, после которых кактусы тушат огонь и заодно смывают деревни с лица земли. Главный же ваш растительный помощник — дерево-бомба. Звучит глуповато, но так оно и есть — при нагревании от лавы или «зажигалок» растение детонирует, благодаря чему с лица земли сметается вся близлежащая материя, включая неподъемный для божественной руки камень.
Периодически подопечные туземцы ожидаемо тупят и не могут перебраться через небольшой, но слишком хитро сложенный для местного искусственного интеллекта бугор, за что зачастую тут же гибнут под напором стихий. Иногда незадачливых мигрантов можно спасти, отозвав данное им божественное поручение или устроив внеплановый сеанс терраформинга, но… когда очередной лемминг оказывается на грани смерти из-за того, что решил пройтись по лаве вместо не понравившейся ему песочной насыпи, надвигающуюся трагедию предотвращать, вы знаете, не хочется. Благо, островитяне живут во всех смыслах здоровой жизнью, и если у вас в распоряжении уже есть хотя бы одна отстроенная деревня, с нехваткой рекрутов проблем не будет.
Геймплей как таковой довольно хаотичен — дизайнеры все-таки не смогли до конца совладать с игровой концепцией, отчего многие испытания проходятся как будто в лихорадке. Вроде у тебя и есть все необходимые инструменты, да вот происходящая вокруг подопечных туземцев геологическая и погодная ерунда не дает особо много времени задумываться о победной стратегии и прочих изящных божественных вмешательствах. Успеть бы потушить пожар там, иссушить воду здесь и остудить лаву вон в том месте, чтобы симпатичные деревеньки не превратились в ту самую пыль, из которой придется возводить все по-новой. В определенные моменты в том или ином месте на карте может внезапно проснуться вулкан, а аглухая пустыня – оказаться затопленной хлынувшей сразу источников из восьми водой. Как ни странно, в этом ничего плохого нет, другое дело, что от игры ожидалось немного не то. Тем не менее, под такие условия подстраиваешься быстро, жонглирование песком, водой, лавой и божественными чудесами начинает затягивать, и ладно уж, что потенциал не раскрыт.
Дополнительным мотиватором еще как-нибудь искорежить местную почву являются ачивменты, раздаваемые за превращение игровых песочниц в цветущие и благоухающие сады, полные экзотических растений и животных. Ни в одной из миссий не приходится бороться с выставленным разработчиками таймером геймовера (за что им, кстати, большое спасибо), так что заниматься садоводчеством каждый раз можно вдумчиво, не спеша. Выращенные пальмы и прирученные жучки приятно разнообразят изначально довольно скучные картинки окружающего ландшафта; созерцание того, как природа метр за метром приходит на неспокойные острова From Dust — отдельное эстетическое удовольствие, плюс как только игрок одолевает основную головоломку на карте, засев почвы становится простым и быстрым делом, поэтому выполнять это отдельное озеленительное задание в дополнение к режиссированию великого переселения туземцев скучно не бывает. К тому же, игра полностью проходится за несколько часов (примерно один вечер не самого напряженного божественного ремесла), почему бы не растянуть себе удовольствие?
Игровая графика сама по себе не поражает, вся ее прелесть — в вышеозначенных метаморфозах. Вот кругом один песок, а вот — voila – и полкарты ушло под воду, еще треть в магме, а на оставшихся землях скучковались спрятавшиеся в джунглях деревни.
Вожделенный свободный редактор карт открывается только в самом конце игры, и он бесит. Точнее, бесит неадаптированное под ПК управление, с которым во время прохождения основной компании в общем-то еще можно было мириться, но при работе с расширенным божественным инструментарием хочется выплакать всю оставшуюся в организме после маневрирования болванчиками из Dungeon Siege 3 кровь. При игре на компьютере в распоряжении у геймера, как известно, имеются целая клавиатура и мышь, для игр типа From Dust, как ни крути, подходящие куда лучше, чем хваленые геймпады. Но нет, разработчики перевесят функционал десяти геймпадовских кнопок на десять клавиш, а про наличие еще 90% рабочего функционала клавиатуры забудут — развлекайтесь как хотите. ПК-гейминг умирает, ПК-гейминг умирает… душить его прекратите, умирает.
Без интернета в From Dust (по-хорошему) не поиграть, но это не должно сильно огорчить привыкших раздавать и качать торренты 24/7 людей. Что может подкосить даже прожженных интернетчиков, так это плохое качество портирования игры с консолей. Железобетонно низкое количество кадров в секунду, невозможность толком настроить игру под себя, инвалидное управление, оставленный от консолей интерфейс — Ubisoft собрала в игре весь джентльменский набор. Вдвойне за это обидно олухам типа меня, не купившим From Dust в Xbox Live (как вариант, в PSN) в надежде на более удобное управление в компьютерной версии. Ну как так, у меня же есть мышка, зачем кастрировать ее до состояния аналогового стика, ну почему бы хоть чуть-чуть не перестроить игру под ПК?
From Dust хорош, но запросто мог бы быть (еще) лучше, портируй его разработчики как надо, а не как проще и дешевле. Тем не менее, сыграть в него стоит всем не чуждым необычных проектов любителям виртуальных развлечений.