Обзор Far Cry 3
Far Cry 3, лучшую игру Ubisoft со времен Assassin Creed: Brotherhood, можно похвалить по многим причинам, но самая важная из них – это остров Рук сам по себе. Именно из-за него я раз за разом возвращаюсь в игру. Обычно в шутерах с открытым миром очень много пустого, ничем не примечательного места, но этот гигантский участок суши создан людьми, которые не терпят компромиссов и свято верят, что нельзя пропускать ни одного сантиметра. Таким вниманием к деталям может позавидовать даже самый заправский художник.
Остров насчитывает 18 радиовышек с помощью которых вы и перемещаетесь по сюжету игры. Также они отмечают на карте ваши следующие цели и магазины, в которых можно купить новое оружие. Кроме того, каждая вышка – это своего рода уникальный альпинистский вызов игроку: спокойно поднявшись по скрипящей и порядком изношенной стальной спирали, вы увидите изумительную панораму. Правда, затем все же придется спуститься вниз на дрожащем зип-лайне.
Кроме того, на острове порядка 30 вражеских аванпостов, которые предстоит найти и зачистить от местных негодяев. В итоге каждый из них может стать вашим прибежищем, а вражеское присутствие и влияние в регионе уменьшится. В то же время персонажи, с которыми у вас налажены дружеские отношения, могут наблюдаться буквально повсюду: в расщелине у подножья горы, окруженной джунглями или, возможно, на широком горном подступе к пляжу, или на самой вершине холма.
Лес – это родной дом для всевозможных видов животных, некоторые из которых боятся вас не меньше, чем вы их. Возле каждой дороги можно найти бесхозную лачугу со всевозможным добром, а любая пещера или укрепленный военный бункер – это веский предлог покопаться в истории острова. И спасибо тому заботливому незнакомцу, который оставил на каждом горном пике по дельтаплану. Игра идет от лица незадачливого туриста Джейсона Броди, чьи планы хорошо отдохнуть пошли наперекосяк, и вам не захочется покидать это райское местечко до тех самых пор, пока на экране не появятся титры.
В игре есть два досадных недостатка. Первый – способ, которым рассказывается история Джейсона. Иногда он становится похож на заскриптованный спектакль, как в коридорных шутерах или до безобразия линейных экшенах вроде Uncharted. Второй – тягостный и натянутый обучающий период в самом начале игры. Но неприятные впечатления от них тут же рассеиваются, стоит лишь поймать ритм острова Рук.
Ведь всю остальную часть игры вы чувствуете себя настоящим королем джунглей. На всем острове не сыскать для вас достойного соперника, покуда вы в деле. Чтобы увеличить объем сумки, нужно освежевать акулу? Вы без лишних раздумий ныряете в океан и потрошите первого подвернувшегося мако(серо-голубая сельдевая акула, лат. Isurus oxyrinchus).
Мои самые любимые моменты в Far Cry 3 – это штурм аванпостов и Wanted-миссии, когда при помощи церемониального ножа нужно убить какого-нибудь пирата или капера. Приближаясь к базе, вы находите удобное возвышение или ложитесь в ближайших кустах, затем достаете бинокль и определяете, где находятся охрана и патруль. А потом атакуете.
Незаметно пробираться сквозь джунгли, уворачиваться от внимательных взглядов, следить за неясными вражескими силуэтами… любители «стелса» на открытом пространстве должны стоять в числе первых, кто должен купить эту игру. Противники перемещаются по заданной траектории, и, бывает, остаются наедине с самими собой – это отличный момент для того, чтобы их устранить. Можно также бросить камень куда-нибудь в сторону, чтобы заставить их покинуть свою позицию. Зарабатывая опыт и открывая новые умения, на определенном этапе вы сможете использовать в драке целую серию приемов. Например, выскочить из укрытия, перерезать глотку одному мерзавцу, а затем вытащить нож и воткнуть его в голову другого.
Зачистка аванпостов – это самое увлекательное, что есть в игре, но для этих миссий одного лишь ножа будет недостаточно. Можно определить маршрут патруля, а затем порадовать его миной, или открыть клетку с животными, чтобы выпустить медведя или тигра, которые сделают большую часть работы за вас, или же сеять смерть и ужас при помощи надежного огнемета. После зачистки вражеская база пропадает с карты.
Какой бы идеальный план вы не придумали, он всегда может пойти наперекосяк. Но это не имеет значения, потому что ваш арсенал не ограничивается одним лишь пистолетом. Есть удобный дробовик для разборок на близком расстоянии. Лук с разрывными стрелами. Но мой фаворит – гарпунное ружье. Это оружие пригодится, например, если забраться на палубу корабля и неожиданно наткнуться на пиратов, по которым вы уже успели соскучиться во время лесных вылазок. Это ружье позволяет поразить противника с расстояния и это крайне полезно, особенно если учесть, что количество «стелсовых» навыков, которые можно изучить, не бесконечно.
В то же время я очень люблю моменты, когда местная фауна не спрашивает приглашения, чтобы вступить в игру. Вчера я, как обычно, крался через прибрежный аванпост, увидел на пристани двух охранников, потренировал на них двойной захват снизу и хотел уже прошвырнуться по ближайшим контейнерам в поисках добычи. Но неожиданно осознал, что все прошло чересчур гладко и верно, увидел неподалеку еще одного противника, который вот-вот должен был меня заметить. Пока я чертыхался и нащупывал свой бесшумный MP5, охранник выпрямился, завертел головой по сторонам и вдруг свалился на землю и начал кричать. Выглянув из-за угла, я обнаружил, что беднягу одолел леопард. Опасайтесь леопардов!
Впрочем, дикая природа помогает вам далеко не всегда и даже, наоборот, готова с радостью вами отобедать. Однажды, вблизи другого аванпоста я приметил медведя и подумал, что неплохо бы приспособить зверюгу для атаки на противника. Я пальнул ему в зад, а затем пытался протащить сквозь толпу пиратов в надежде, что он на них нападет. Но мой план покатился к чертям. Пираты забили тревогу и отняли половину моего здоровья, а когда я все же оторвался от них, внезапно выскочил медведь, который решил со мной не церемониться и добил. Какой можно сделать из этого вывод? Пользуйтесь услугами леопардов, но бойтесь медведей, которые могут застать врасплох атакой с фланга.
Возможности наклониться (по крайней мере, на Xbox 360) и таскать тела убитых появятся только после того, как вы откроете навык убивать ножом, и это немного раздражает. С другой стороны, система обнаружения последовательна и отделена от сюжетных миссий, которые более линейны и закрыты, благодаря чему вы можете выйти из сражения, просто убежав в ближайшие кусты.
Пускай атаки на вражеские аванпосты – это очень увлекательно, но в игре найдутся и другие интересные занятия, которые могут не понравиться гринписовцам. В игре можно охотиться на животных (будучи, собственно, местной фауной, они также являются основой для очень сложной системы улучшений инвентаря) просто так, а можно выполнять охотничьи задания: застрелить из лука редкую пантеру или убить из пистолета несколько свирепых медведей. Чтобы быстрее перебираться с места на место, можно воспользоваться потрепанным джипом или багги, которых навалом на просторах острова Рук. Кроме того, некоторые из них могут стать триггером для новой миссии. Игрокам с обостренным собирательным инстинктом понравится наличие массы предметов для коллекционирования. Не говоря уже об изюминке Far Cry 3 – всевозможных сюжетных заданиях в открытом мире (например, атака на пиратский корабль), в коих игра редко испытывает недостаток.
Стоит признать, что все эти интересности были реализованы еще во второй части. Но она, будучи где-то увлекательной, бывало, фокусировалась исключительно на самой себе. Вспомните поездки на автобусах, точки возрождения противников и прочие моменты, которые, казалось, были в игре лишь для того, чтобы ее дизайн соответствовал сеттингу. В ущерб вещам, которые были бы приятны самому игроку. Far Cry 3 дает такому подходу жесткий отпор: быстрые путешествия, отсутствие точек вражеского «респауна», дружелюбные чек-поинты и др. Однако дело не только в том, что игра умудрилась избавиться от недостатков предшественника, но и в том, что все здесь выполнено на высочайшем уровне.
Взять хотя бы сюжет. В самом начале Джейсон спасает своих друзей от главаря пиратов Вааса, похожего на классических злодеев из фильмов про Бонда, которые любят смаковать подробности вашей ужасной кончины, но редко когда просто выстрелят вам в голову. Однако в дальнейшем на вашем пути встретится несколько неожиданных злодеев (нелепый старый шпион, девиант Аусси с голым торсом и сумасшедший Немец), которые удивят вас необычными сюжетными поворотами по ходу игры. Нужно отдать должное сценаристам, они четко разграничили вашу личную тягу к острову и историю Джейсона, что позволяет избежать недоразумений, которые обычно характерны для игр с открытым миром (я на отчаянной миссии по спасению друзей, но, ого, смотрите какая клевая штука!), и сохранить интригу.
Помимо внушающей соло-кампании в Far Cry 3 есть кооператив на 4 человека, в который можно играть по сети или, в случае Xbox 360, даже на одном экране, разделенном на четыре части. Персонажи – квартет, собранный из национальных стереотипов (чего стоит один только бывший героиновый наркоман из Шотландии, который любит смачно выругаться), преследующий своего бывшего корабельного капитана. В программе всевозможное снаряжение, оружие и взрывчатка, оборона всевозможных объектов и гоночные состязания на вездеходах друг с другом.
Кроме того, есть мультиплеер с внушительным списком режимов «захвата-чего-угодно», который вместе с однопользовательской кампанией и кооперативом по традиции становится частью любого уважающего себя шутера от первого лица. Как видите, Far Cry 3 – не исключение. Впрочем, мне не посчастливилось его опробовать. И так же, как и в Far Cry 2, вы можете создавать свои собственные карты и загружать их для других геймеров, а разработчики в дальнейшем размещают список лучших работ. Надо думать, это для того чтобы люди подольше зависали в игре.
Кооператив, мультиплеер и редактор уровней – это наглядные примеры того, как Ubisoft удается выполнять свою задачу сверх положенных нормативов. Приплюсуйте сюда Assassin Creed 3, и у вас совсем не останется аргументов в споре с этим французским издателем, т.к. очевидно, что он предлагает сверх оптимальное соотношение цены и качества на завершающем этапе этого поколения консолей. Но есть один момент – студия Ubisoft Montreal просто обязана обзавестись машиной времени, даже несмотря на то, что у нее уже есть Анимус. Иначе как успеть к дате релиза, если запихивать в одну игру столько контента? Far Cry 3 – это отличная игра, но я все равно буду громко жаловаться по этому поводу. Потому что лично для меня этот дополнительный контент совсем не обязателен, притом, что сама игра – это лучший боевик с открытым миром, который мне довелось опробовать в этом году. Мне было бы достаточно просто соло-кампании на DVD-диске. Имейте это в виду, Ubisoft.
Что ж, выше описаны причины, почему Far Cry 3 – это лучшая игра с открытым миром. Помимо прочего, это настоящая фабрика анекдотов. Приятные впечатления начинаются сразу после того, как вы просыпаетесь в убежище и ныряете в джунгли. Дивные ландшафты у подножья холмов, солнце, подмигивающее сквозь щели в укрытии, бескрайние небеса, дикая природа, зеленые деревья и высокая трава… Far Cry 3 – это еще и уникальное техническое достижение. Сложности лишь подзадоривают, и тебя постоянно тянет обратно в игру. Хочется вновь раз за разом чувствовать ритм острова Рук.
И напоследок. Слова разработчиков о том, как здорово в игре исследовать, сражаться, побеждать и другими способами влиять на окружающее пространство обычно выглядят красиво лишь на бумаге, но, как правило, разительно отличаются от того, что фактически представляет собой игра. Far Cry 3 не из этой оперы.