Обзор F1 2013
Современная машина класса Формула 1 имеет больше сходства с инопланетным кораблём, чем с припаркованным возле вашего дома хэтчбеком. Двигатель, обороты которого искусственно ограничены отметкой 18000 об/мин, кнопка электрического привода, по нажатию прибавляющая 80 л.с. и прижимная сила, которой, согласно легендам, достаточно, чтобы ездить по потолку – всё это делает понятие «автомобиль» бесконечно растяжимым.
Пятёрка болидов из 80-х, представленных в F1 2013, тоже выглядит незаурядно со своими толстыми и гладкими покрышками и монструозными турбокомпрессорами. Разница в том, что между их механикой и традиционными авто ещё прослеживается, хоть и тонкая, но заметная связующая нить. Хэмильтон и его коллеги вынуждены владеть своими болидами с точностью скальпеля, ведь эти машины так и жаждут скорости и крутых поворотов – того, что вы сможете прекрасно ощутить с помощью контроллера.
Введение в игру старинной техники – не только приятный бонус, но и необходимость. Ежегодные игры Формулы 1 свято следуют спортивным канонам, и текущий сезон принёс с собой виртуальный стазис. Впервые с тех пор, как Codemasters завладела лицензией, в календарь не было добавлено ни одной новой трассы, а все автомобили практически идентичны. Если бы F1 2013 просто изобразила новый сезон таким, какой он есть, это было бы слишком циничным обновлением.
Но с режимом классики F1 2013 уже становится достаточно оригинальной, чтобы привлечь к себе внимание. Ситуация немного усложняется выходом сразу двух разных версий игры – обычной, с машинами из 80-х и двумя старыми трассами, и Classic Edition, которая стоит на £10 дороже и включает в себя шесть болидов из 90-х и две дополнительных трассы. Те, кто не планировал лишних затрат, смогут позже проапгрейдить обычную версию с помощью DLC.
Управление автомобилями из другой эпохи – без сомнения, главная особенность игры в этом году. Ездить на них сложнее, но это лишь подчёркивает их разительное отличие от образцов 2013 года и сильнее апеллирует к вашим инстинктам. Вам придётся укрощать грубую, неразбавленную мощь либо с помощью деликатного использования правого стика, либо посредством щедрого обратного руления. Дикая ярость ранних моделей, когда они задевают за бордюры и балансируют на грани сцепления, просто завораживает.
Более того, болиды из каждого сезона отличаются друг от друга, как небо и земля, начиная от грохочущего металлического монстра Алана Джонсона, на котором он выиграл чемпионат мира в 1980-м, до управляемой ракеты Найджела Мэнселла – машины, из-за одной которой уже стоило бы раскошелиться на Classic Edition. Отдельного внимания заслуживают Lotus и Ferrari 1988 года, выдающие почти всю свою мощь в одном волнующем рывке на 11000 оборотов.
Эстетически, игра великолепно играет на ваших расплывчатых воспоминаниях из той эпохи. В режиме классики можно выставить цветовой фильтр, который добавит в 80-е бледный желтоватый оттенок, вызывая в памяти летние деньки, когда вы выкуривали полпачки Gaulouises Blondes между второй и третьей свободной практикой, любуясь своим навороченным телевизором с плоским экраном. Для 90-х есть свой прохладный, синеватый оттенок, отсылающий к усовершенствованию технологий вещания – и к медленной гибели романтики автоспорта, которую возвестил гер Шумахер.
Проблема в том, что при всём удовольствии от вождения, капризы лицензирования не позволили сделать новый режим более насыщенным. Представлены только три команды (Ferrari, Lotus и Williams), что приводит к меньшему числу гонщиков на машинах из разных сезонов и невозможности запустить чемпионат. 1988 – единственный сезон, где все три команды выступают на равных автомобилях, но при этом удручает отсутствие McLaren, доминирующей в том году. Даже с учётом DLC и мультиплеера, режим классики выглядит скорее как оригинальное новшество, чем настоящая альтернатива нормальной игре.
Если хотите, можете вовсе не обращать на него внимания, но тогда вам останется только игра, до боли знакомая по прошлому сезону. Все нововведения несущественны, и самое значительное из них – возможность сохраниться посреди гонки, для тех, кто не желает тратить на неё целый вечер. Графику слегка подтянули – видимо, благодаря уменьшенному количеству игроков в заездах – теперь отдельное внимание уделяется крупным планам. Результат – чёткая и красочная игра, провожающая текущее поколение.
При прямом сравнении с прошлогодней игрой, всё выглядит как набор минорных улучшений, но при этом легко упустить из виду, насколько укомплектованной стала игра за четыре года таких улучшений. Такие особенности, как местные погодные условия, полностью кооперативный чемпионат и возможность дополнить мультиплеерную сетку компьютерными противниками, до сих пор являются редкостью в подобных играх – и в то же время присутствуют в игре по официальной лицензии. И это, не говоря уже про 21 трассу в качестве арен для однопользовательских и многопользовательских соревнований.
Классический режим – это пробный, но многообещающий шаг в сторону более разнообразных игр про Формулу 1 – не страдающий от случайных недостатков спортивных сезонов. Эволюция гоночных технологий заметна уже на примере горстки местных болидов, а богатая история F1 позволяет добавить ещё немало икон спортивного автомобилестроения. И я надеюсь, что в дальнейшем Codemasters Birmingham последуют этим путём.
Итак, F1 2013. Сама по себе – великолепная гоночная игра, но в контексте ежегодных итераций здесь можно выделить только приятно неожиданный, но жутко ограниченный режим классики. Преданные фанаты серии могут и расстроиться, что их просят доплатить целых 450 рублей за небольшой слой контента из 90-х, особенно хардкорщики, которых сразу охватит мучительная ностальгия. В свою очередь, это является доказательством особого отношения к представленным классическим моделям, так что выбор версии может превратиться в настоящую дилемму.