Обзор Dragon’s Dogma: Dark Arisen
Игра доступна только на платформах Xbox 360 и PlayStation 3. Обзор PC-версии 2016 года находится по ссылке. Оригинальная original Dragon’s Dogma вышла в мае 2012. Dragon’s Dogma не дотягивает до звания классики, но вполне заслуживает не менее важный титул – первый удачный пример сочетания наследия идей японских RPG с тем к чему мы все так привыкли.
Грэнсис, красивая, но не самая дружелюбная местность из прошлогодней РПГ Dragon’s Dogma, где игроки рубили монстров направо и налево, отличалась определённым отсутствием самобытности, несмотря на свою суровую привлекательность. Её просторы были набором фэнтези-шаблонов: все эти зелёные луга, скалистые утёсы, зловещие лесные чащи были везде, от Средиземья до Вестероса, и игра Capcom очень уж рьяно следовала этим традициям. За 60 лет ландшафты Толкина настолько прижились в книгах, фильмах и играх, что вряд ли найдётся такой холм или долина, которые можно заселить орками так, чтобы это выглядело оригинально.
Bitterblack Isle – это бухта, ведущая в сеть подземелий с пещерными ходами, каменными залами и спиральными лестницами, и это сердце Dragon’s Dogma: Dark Arisen. Новая игра от Capcom – это местами расширение, а местами проект, дотягивающий до уровня оригинала. Здесь всё уже не так клишировано, но всё равно есть кое-что знакомое.
Например, в призрачных посланиях, которые вы слышите, проходя мимо дымящихся трупов, разбросанных по подземелью, предупреждающих вас о смертельной опасности, ожидающей впереди. В длинноногих скелетах, кидающихся на вас, скрипя коленками, в ходячих доспехах (которые после гибели рыцарей стали намного проворней), фехтующих рапирами. В странных помощниках, которых вы встречаете на своём пути по мощёным, поросшим мхом тропинкам, и которые с радостью продадут вам полезные травы или броню, но всегда будут казаться какими-то подозрительными.
Или в поддельных сундуках, которые вы открываете с надеждой на драгоценный клад, а в итоге на вас прыгает прятавшийся там уродец. В злобных драконах с опаленными ноздрями и тяжеленным хвостом, взбудораженными запахом крови ваших бывших врагов, топающих по осыпающимся коридорам с самодовольной важностью охотника, знающего, что он намного сильнее своей жертвы. В продуманной структуре архитектурной головоломки Bitterblack Isle, отлично совмещающейся с элегантной идеей открытия коротких путей по мере разгадывания тайн.
Да, что мгновенно и бесспорно бросается в глаза, так это то, что команда разработчиков провела массу времени в Dark Souls, Игра не то, чтобы лишена аутентичности, у неё хватает и своих интересных идей. Но ей заметно не хватает новизны, пусть даже преданность миядзаковскому стилю и идёт ей на пользу.
Вы попадаете на Bitterblack Isle на лодке, управляемой чудаковатой Ольрой, страдающей амнезией. Ольра ждёт вас каждую ночь на пирсе Кассардиса. (Dark Arisen поставляется не как загружаемое дополнение, а как отдельная игра, включающая в себя весь контент дебютного релиза, плюс кучу новых вещей – в том числе и Eternal Ferrystone, позволяющий мгновенно путешествовать по миру – а также новых противников и немного переделанный интерфейс. Новая местность доступна в любое время, как только вы будете к ней готовы. Ветераны, у которых остались старые сохранения, могут идти туда сразу, А новичкам придётся прокачаться до 45 уровня, чтобы противостоять злым и толстым монстрам, населяющим Bitterblack Isle).
Вы и ваши сопровождающие, пешки – бойцы под управлением компьютера – высаживаетесь на берегу и оставляете Ольру наедине со своими (утраченными) воспоминаниями. Вы проходите через древние створчатые двери, углубляясь в причудливое сооружение, спрятанное под поверхностью острова. Его локации с восхитительно мрачными названиями, вроде Сада Бесчестия (Garden of Ignominy) или Святыни Бесплодных Истин (Shrine of Futile Truths), аккуратно освещены так, чтобы отбрасывать драматичные тени и позволять взору наслаждаться архитектурой. Новые враги – Elder Ogres, пылающие Pyre Saurians и зверюги Necrophagous, привлекаемые запахом разлагающейся плоти – прибавляют опасности вашим приключениям. А одно лишь случайное появление призрачного Grim Reaper заставляет вашу команду в срочном порядке бежать в сторону ближайшего выхода из лабиринтов в духе Spelunky.
Многие проблемы оригинала остались на месте. Вы не можете выделять конкретную цель, поэтому о точных ударах в бою с несколькими агрессорами можно забыть. К тому же, анимация движений персонажей не так продумана, как в Dark Souls, а их скорость поощряет вас на частые атаки, а не на чередование ударов и блоков. Навигацию по меню, конечно, подправили, но по существу, её бы надо полностью переделать (особенно, учитывая время, которое приходится тратить, разгребая инвентарь).
Зато, в отличие от обширных просторов прежних локаций Dragon’s Dogma, Bitterblack Isle – компактная и глубокая область, с множеством ветвящихся путей и тайников. И это радует гораздо больше.
Главное новшество игры, система пешек, ярко сияет в этих тёмных глубинах. Наряду со своей собственной пешкой, вы можете нанимать ещё двух воинов из тайного измерения «разломов». Битвы с тремя компьютерными помощниками бесконечно увлекательны. У них нет восхитительно распахнутых глаз, как у Элизабет из BioShock Infinite, зато они куда более полезны. Вместо того, чтобы нюхать цветочки, они забираются на мерзкого огра и яростно колотят по его вискам. Они зовут на помощь и вовремя подлечивают друг друга и вас.
Именно присутствие пешек отличает игру от одиночных путешествий по миру Dark Souls. Пусть болтовня компаньонов иногда раздражает (актёры подбирались, исходя из телосложения персонажей, вследствие чего голос коротышек напоминает хапнувшую гелия Джули Эндрюс, а долговязые звучат, как Андре Гигант), но со временем вы привяжетесь к ним, и всегда будете спешить на помощь напарнику, не только из-за его практической пользы.
Многие предметы в Bitterblack Isle располагаются случайным образом, придавая игре сходство с «рогаликами», а если вы найдёте проклятую броню, то нужно будет возвращаться на берег к Ольре, которая снимет заклятье и идентифицирует предмет, чтобы его можно было использовать. Наряду с высокоуровневым оружием и бронёй, вам нужно будет искать «добавки» (augments), чтобы развивать навыки основного персонажа и пешек. Это значит, что над билдом придётся ещё поработать, несмотря на то, что вы уже могли потратить на это множество часов.
Dark Arisen, без сомнения, в плену у идей Dark Souls. Но игра использует их творчески и с умом, не тупо копируя (что, к тому же, не так уж и просто), а добавляя нечто своё. Dragon’s Dogma ещё не до конца определилась со своей индивидуальностью, но это расширение позволяет понять, что у Capcom ещё есть способные команды разработчиков – и есть серия, не лишённая амбиций, которая, скорее всего, пышно расцветёт со временем.