Dragon Age: Inquisition – судя по всему, главная игра 2014 года
Вспомнить, что именно творил мой Серый Страж в Dragon Age: Origins, решительно невозможно. Общий сюжет еще как-то всплывает, тем более, что инквизиция сотоварищи постоянно тыкают мне в лицо драконом-архидемоном, но мелочи той жизни, кажется, успели безвозвратно ускользнуть. Например, с кем именно мой герой десять лет назад, ээ, встречался?
Ситуацию ухудшает еще и то обстоятельство, что оригинальное ферелденское приключение было пройдено минимум раза три, и я совершенно точно помню, что Страж как минимум по разу гулял и с Лелианой (через «е» ее прямо в русскоязычном переводе пишет, ничего не знаю), и с Морриган. И еще вроде с кем-то как-то раз. Какой именно вариант любовной и остальных историй был импортирован в Inquision? Что теперь делать с этим перепутанным багажом? Еще я то ли подписывал дьявольскую сделку с Морриган, то ли нет. Я помню про эту развилку, но не помню, куда повернул.
События второй части вспоминаются легче. Тем более, что там все было более-менее прямолинейно и быстро. Но, кажется, что-то в новом импортере сейвов то ли не работает, то ли сценаристы решили железобетонно развернуть некоторые эпизоды истории, и поэтому персонажи говорят про перипетии моей личной киркволлской саги странное.
Но, к счастью, это все важно ровно настолько, насколько сильно ты хочешь сам себе испортить праздник. Inquisition – полотно эпическое и яркое вне зависимости от того, играл ли ты в предыдущие части и что ты там делал.
Начинается третья часть сразу с хороших новостей: героев и героинь-кунари создавать теперь можно. Местные орки таки накопили себе достаточно интересного бэкграунда и народной любви, чтобы пробоваться на первую роль.
Отыгрывать же предстоит вот что.
После событий второй части игры — если конкретнее, успешного восстания магов против своих надсмотрщиков-храмовников — и, предположительно, эпизодов кровавой волшебной анархии, верховная жрица местной монтипайтон-католической церкви решается на масштабные соборные переговоры, и маги вроде бы даже идут навстречу, на все идет кувырком. Некие личности приносят жрицу кому-то (или чему-то, там сразу не разобрать) в жертву и открывают n-ное количество односторонних порталов из мира демонов. Что, как нетрудно сообразить, не есть хорошо и вообще почти апокалипсис.
К счастью, злой ритуал тоже идет не по сценарию, и в руках Сил Добра оказывается человек/эльф/кунари/гном (никого, вроде, больше не забыл), способный демонические порталы закрывать. Но так как кругом очевидный раздрай, то работать придется на общественных началах, даром, что соборный партактив с готовым планом действий уже рвется в бой.
Причем, кругом — сразу знакомые лица. Два из трех дебютных компаньонов главного героя — хорошо знакомый по Dragon Age 2 гном Варрик и беседовавшая с ним по душам инквизиторша Кассандра. Плюс та самая Лелиана в качестве советника и главы местной разведки. По мере развития сюжета герой вообще встретит много кого, и, что приятно, большая часть встречных окажутся интересными персонажами. Откровенно плоские товарищи в «Инквизиции» ютятся в совсем небольших эпизодах, где уже просто невозможно развернуться.
Кстати, если и правда выбрать кунари себе в главные персонажи, то по ходу игры вас ждет приятный сюжетный бонус. Соль будет в том, что за способность закрывать демонические порталы народ наречет протагониста Вестником Андрасте. На местной религиозной орбите Андрасте занимает примерно то же место, что Иисус в христианстве, поэтому ее вестник — статус серьезный. Пикантный момент в том, что кунари в нее, ее мужа-бога и прочую ферелденскую чушь не верят, предпочитая либо следовать доморощенному кодексу Кун, либо не следовать вообще ничему. Взаимоотношения у кунари с церковью Андрасте соответствующие; наблюдать за реакцией народа на вестника-кунари — отдельная забава.
За что в свое время можно было справедливо ругать Dragon Age 2, так это за бедность полевых вылазок. Для разборок между добром и злом тогда был выделен один не самый большой город, одно большое подземелье и несколько пригородных полян, оббегать которые надо было по двадцать раз каждую. Ну, это если хотелось наиграться как следует.
По сравнению DA2 в «Инквизиции», в общем-то, не улучшились лишь боевая система, которая и так была неплоха, да глупый консольный интерфейс меню. Всем разработчикам консольных ролевых игр – срочно идти учиться у Destiny.
В Inquisition же с начинкой такой суровый порядок, что хочется сравнить открывшиеся просторы со Скайримом. Пристальное серьезное сопоставление, конечно, все равно скорее всего покажет, что с пятой частью Elder Scrolls до сих пор никто рядом не стоит, но «Инквизиция» нынче — на твердом втором месте.
Теперь у нас есть здоровые локации с кучей рассыпанных по ним заданий. A la Borderlands, только насыщеннее и почти без беготни по полкарты от раздатчика квестов до собственно движухи.
Спектр заданий, правда, не сильно оригинален — отрой сокровища, побей бандитов, успокой духов, изруби демонов, доставь лекарства бабушке, но! В кой-то веке дизайнерам удалось удачно привязать левые задания к основному приключению. Инквизиция — сила для современного Ферелдена и остальных новая, поэтому просто так честной народ в спонсоры/добровольцы/сочувствующие к вам не подтянется, крутые квесты и шмотки не даст и сюжет продвинуть не позволит. Сперва нужно обрести влияние над гражданами. Чем больше добрых дел сделано — тем больше у Партии Второй Инквизиции условных очков влияние и тем больше перспектив открывается. Больше перспектив — больше миссий. Чем дальше, тем больше эта спираль счастья раскручивается и тем больший у игрока простор для маневра.
А еще у нас теперь есть советники.
Помимо собственно боевых товарищей, лично сопровождающих Вестника в его вылазках, инквизиция может похвастаться тремя мощными генералами. Первый — бывший храмовник Каллен, вторая — заведующая дипломатией орлесианская аристократка Жозефина, третья – наша старая знакомая Лелиана, главная по разведке и шпионажу. Если пристально следить за перипетиями новой истории, то все трое, получается, важные фигуры на местной шахматной доске; с чисто практической стороны дела товарищи эти полезны как мальчики-девочки на побегушках, выполняющие «фоновые» задания a la Asssssssns Creed. Ну, вроде «подожди час, и у тебя сами собой появятся 100 золотых и три пучка укропа».
Ну и наконец, у нас теперь есть база. И не одна.
Если в первой части DA путешественники, даром, что Серые Стражи, скитались по королевствам нищим кочевым табором, а во второй у семьи героя был пустой скучный городской домик, то новоявленная инквизиция работает уже основательно, с генеральской ставкой, стратегическими форпостами и лагерями разведчиков на местах. Само собой, за просто так нам достанется только заброшенный замок у черта на рогах и пара палаток; форпосты придется отбирать с боем, а потенциальные лагеря размечать лично. Отобранные укрепточки служат одновременно чекпоинтами (на которые можно быстро телепортироваться через карту) и складами зелий. Единственное, чего им не хватает, так это возможности прямо где-нибудь за полевым военным столом направить своих помощников на новые задания, а так – просто красота.
Рутины в Dragon Age: Inquisition ровно столько, сколько вы сами захотите. Благодаря гениальному решению дизайнеров, сделавших железо/травы/прочие материалы для крафтинга возобновляемыми, задания на сбор десяти корешков петрушки и пяти золотых самородков также стали бесконечными, но прямого опыта за них получить нельзя. Зато стало можно с одной стороны, выковать и сварить себе столько легендарных портянок +10, сколько душа пожелает. Если душа пожелает вообще не заморачиваться со сбором мусора, то полевые и шахтерские работы можно делегировать тем же Лелиане, Жозефине и Каллену. Таким образом и необходимый минимум ресурсов будет всегда под рукой, и на неинтересный гриндан размениваться не придется.
Диалогов в игре, как нетрудно догадаться, тоже море. Трудно представить, чтобы кто-нибудь осилил вычитать и все эти переговоры, и вдобавок еще разнообразные записки-книги-прочие мемуары, как обычно щедро раскиданные по миру. Хорошо, что содержание этих самых записок можно спокойно игнорировать, иначе с чтением текстов в «Инквизиции» был бы совсем хардкор.
А то, знаете, участились случаи «текстового гриндана». Это когда ты обязан пролистывать простыни смешанных со знаками препинания букв, ничего не значащих ни для тебя лично, ни даже в контексте игрового сюжета. Вот просто нужно проговорить бессодержательный по сути диалог, чтобы по его окончанию у героев случилось +2 к морали. И так тыщщу раз, пока не покоришься судьбе или не забьешь на прохождение.
Пользуясь случаем, передаю привет разработчикам Banner Saga и желаю им, чтобы релиз второй части серии случился лучшим, нежели дебют.
У DA:I вообще хорошо получается подстраиваться под предпочтения игрока. Захотел много Драмы, получил много Драмы, не захотел – насильно сопартийцы рассказывать про тараканов в своих головах не будут. Захотел лично изготовить мегамолот +500 ко всему на свете – вперед в поход за ресурсами-рецептами, не захотел – можно запросто обойтись чем-нибудь трофейным. Да, и отдельно хочется похвалить дизайнеров за то, что игр тебя никуда в общем-то не гонит и почти не мешает со спокойной душой выедать “второстепенный” контент, прежде чем заходить на новые крутые сюжетные виражи.
Словом, Dragon Age: Inquisition вышла со всех сторон солидным проектом, не обделенным ни дизайнерским талантов, ни сценарными изысками, ни количеством контента. Electron Arts выбрали самый что ни на есть подходящий момент, чтобы продавить свою новую ценовую политику для стран бывшего СНГ – из двух тысяч рублей, потраченных на цифровой ключ DA:I для Origin, ни жалко ни копейки. В конце концов, сколько может быть жалко на лучшую игру года?