Обзор Donkey Kong Country: Tropical Freeze
Несмотря на то, что все четыре с небольшим года существования Wii U сопровождались болью и унижениями, кое-какую выгоду из общепризнанного провала Nintendo извлекла. Прежде всего, конечно, в виде бесценных уроков бизнеса и дизайна, позволивших компании выпустить куда более успешную консоль, наладить отношения со сторонними издателями и спроектировать геймпад, не напоминающий гибрид телевизора со столешницей.
Но Wii U – это еще и десятки по-настоящему хороших игр, которым в свое время сильно не повезло с целевой платформой. Игр, которые практически никто не видел и портами которых, следовательно, можно без зазрения совести забивать релизную сетку новенького «Свитча» при необходимости. Тут и стараться особо не надо, и жаловаться публика как будто бы права не имеет. Вы ж все равно нашу прошлую консоль не купили, какая вам разница?
Так с тонущего корабля на бал пожаловали, среди прочих, замечательная Bayonetta 2, Pokkén Tournament, Mario Kart 8 и вот, Donkey Kong Country: Tropical Freeze – на удивление добротный платформер условной свежести для всех, кто по вполне понятным причинам пропустил его в 2014 году.
Из джунглей в джунгли
На скамейке запасных маскотов Nintendo нынче неспокойно: к родным островам Донки Конга причалили северные захватчики! Да еще не когда-нибудь там, а ровнехонько в день рождения нашей улыбчивой гориллы. Буквально выдув всю обезьянью семейку из-за праздничного стола, варвары превращают тропические берега в морозные земли, потому что они злые, а герой, очнувшись за сотню экранов от дома, отправляется в долгое приключение с целью дать им сдачи, потому что где-то в глубине души он тоже очень злой. Еще бы – даже тортик не дали попробовать!
Описывая собственно начинку этого приключения, невозможно не приплести сюда свой недавний опыт знакомства с Kirby Star Allies, потому что Tropical Freeze – полная ее противоположность. На фоне амбициозного и всего такого из себя современного Кирби товарищ Конг выглядит как гость из далекого прошлого, ограниченный классическим набором жанра. У него даже никакой особенной геймплейной фишки нет – только привычное «бегать, прыгать, брать и бить» с контекстными вариациями.
Во всем, от проработки уровней до мелочей вроде инертности в управлении массивной тушей Конга, чувствуется любовь и понимание того, что делает игру увлекательной.
Ну, вернее, фишка-то есть, но весьма сомнительного назначения. Суть в том, что на уровнях регулярно встречаются бочонки с другими обезьянками, которые дают бонус к здоровью на пару с уникальной способностью персонажа. Дидди позволяет держаться в воздухе чуть дольше за счет джетпака, Дикси – подбрасывает немного выше, а дедушка Крэнки ударяется в ностальгию и нагло копирует ключевую механику DuckTales. Ту самую, с пружинящей тростью.
Занятное дополнение, да только на деле пользы от него мало. Все три умения мало того что практически идентичны, так еще и являются, по большому счету, лишь вспомогательными средствами, упрощающими прохождение там, где вполне можно справиться и без них. Сама игра ни разу даже не пытается вплести новые механики в действо и не генерирует вокруг них никаких ситуаций, поэтому к родственникам Конга довольно быстро начинаешь относиться как к банальному живому щиту, напрочь забывая, что с ними в комплекте идут какие-то там усиленные прыжки.
С другой стороны, именно благодаря такой спартанской основе Tropical Freeze удается то, что не удалось Star Allies – оставаться интересной дольше, чем первые 20 минут.
Мартышкин труд
Свое название Retro Studios оправдывают с лихвой. Может, инновации им и даются с трудом, зато программу старой школы они отрабатывают столь тщательно, что придраться к качеству исполнения не получается при всем желании. Во всем, от проработки уровней до мелочей вроде инертности в управлении массивной тушей Конга, чувствуется любовь и понимание того, что делает игру увлекательной. Сам по себе платформинг здесь преподносится и ощущается не просто как костыль для очередного геймплейного наворота, но как самостоятельное и захватывающее испытание, приносящее уйму удовольствия.
И, как оказалось, способное устроить маленький геноцид вашим нервным клеткам. После Кирби как-то даже непривычно видеть, насколько сложными бывают платформеры.
Хотя стартует Tropical Freeze не многим лучше, щедро набивая карманы игрока и ведя его за ручку по аккуратно расставленным платформам, уже с третьего-четвертого уровня кривая сложности устремляется строго вверх. Чуть зазевался на простеньком этапе – и он уже перешел в какой-то нечеловеческий тест на реакцию, где каждый прыжок нужно рассчитывать с точностью до доли секунды, а любая ошибка карается откатом на во-о-о-он тот чекпойнт. Небрежности в действиях тут не прощают, и на то, чтобы к этому приспособиться, уйдет не один десяток накопленных жизней.
Врать не стану: умирал и переигрывал целые локации я очень часто. Это в самом деле игра не из легких, и кое-где в честности ее челленджа впору усомниться, но любые трудности здесь стоят того, чтобы их преодолеть. Наконец-то докатив злосчастную вагонетку до конца, чувствуешь себя ни много ни мало повелителем аркадных автоматов, а долгожданная победа над боссом после тридцати четырех заходов и получаса разучивания паттернов сопровождается эйфорией уровня, простите за сравнение, Dark Souls.
А коли хочется просто поиграть в своем темпе, не скрипя зубами на каждом первом экране, в версии для Switch добавили специальный Funky Mode, где вместо хиленького Донки по джунглям носится мачо-примат Фанки Конг. Он и урона больше выдерживает, и двойным прыжкам обучен, и вообще молодец, коих мало. Радости от прохождения при этом, правда, тоже на порядок меньше, но расслабиться никогда не помешает, да и осуждать подрастающих казуалов уже не модно.
Это в самом деле игра не из легких, но любые трудности здесь стоят того, чтобы их преодолеть.
Что действительно бы не помешало новоявленному порту, так это подробные настройки управления. Из-за того, что на одну кнопку здесь по традиции совершается сразу пятнадцать разных трюков в зависимости от ситуации, времени года и актуального курса доллара к рублю, не раз и не два случалось так, что я укатывался прямиком в пропасть, пытаясь разбить коробку на двухсантиметровом уступе. При этом 70% пространства контроллера откровенно пустует, что только дает лишний повод пожаловаться на невозможность создать кастомную схему под себя.
* * *
Быть может, с точки зрения неумолимого прогресса это все напрасное сотрясание воздуха, и все же старые как мир идеи по-прежнему работают, если их должным образом реализовать. Невзирая на то, что приключения Донки Конга чересчур полагаются на избитые методы и приемы, к ним хочется возвращаться по самым разным причинам, будь то бестолковые собирашки, пропущенные на первом забеге, или твой внутренний мазохист, которому пришлась по нраву неожиданная сложность местных уровней. Такое никакими инновациями не купишь.
Tropical Freeze, скажем прямо, не венчает наш список «утопающих» эксклюзивов, которые срочно нужно спасать (мы все еще ждем новостей про The Wonderful 101), но второго шанса на Switch игра определенно заслуживает. Кое-где она могла отступить чуть дальше от своих старомодных убеждений, однако это не мешает ей быть качественным, техничным и жутко увлекательным платформером, которыми современная библиотека Nintendo отчего-то не балует.