Паника-керамика! Cuphead и правда вышла
Мы уж и не думали, что дождемся этого дня, однако после стольких лет разработки и нескольких переносов – свершилось! Cuphead, ядреный платформер в стилистике мультфильмов 30-х годов, наконец-то увидел свет. И это, разрешите поделиться, просто чудо, а не игра.
В первую очередь, конечно, благодаря аудиовизуальному оформлению. Если вам доводилось смотреть ранние работы студии Уолта Диснея, Макса Флейшера или Текса Эйвери, тогда вы прекрасно представляете, как тут все выглядит и звучит. Во всем, от акварельных задников и дрожащих карандашных контуров до фирменных перчаток Микки Мауса и похрустывающего винилом задорного регтайма на саундтреке, Cuphead копирует эстетику тогдашней анимации, причем настолько дотошно, что подвоха не замечаешь вовсе. Как будто ее действительно сделали в каком-нибудь «Метро-Голдвин-Майер» на заре прошлого века. Не хватает только закадрового голоса товарища Гаврилова, чтобы получить максимальный заряд ностальгии.
Честно говоря, я не ожидал, что вживую игра будет производить такое же впечатление, как в трейлерах. Ну, то есть контроллер в руках все-таки очень сильно меняет восприятие, и даже красота уровня Ori and the Blind Forest при личном знакомстве быстро распадается на кучу игровых элементов, но с Cuphead почему-то вообще все иначе. Это безупречная и цельная картинка – ни дать ни взять оживший мультик, в интерактивность которого до сих пор верится с трудом.
И боже ж ты мой, какой же этот мультик сложный. Раньше мне казалась странной изначальная идея разработчиков превратить Cuphead в сборник битв с боссами, но теперь понятно, откуда ноги растут. Они делали не добродушную прыгалку по платформам с ленивыми врагами, а натуральную полосу препятствий в 2D, где без десятка-другого неудачных попыток ничего не добиться.
Хотя акцент на встречах с крупными злодеями остался, это видно. Сайдскролл-вставки, в которых нужно лишь добраться до конца уровня, встречаются не слишком часто и усилий требуют в разы меньше. На фоне платформерного издевательства имени Bloody Trapland тут, скажем так, все совсем прозаично. А вот когда на экране появляется гигантская морковь-телепат или еще что похлеще, тогда начинается главное светопреставление, ради которого игру и затевали.
Босс-файты в Cuphead – это дистиллированная боль, разбитая для пущего эффекта на несколько стадий, каждая со своими условиями и сюрпризами. Безобидные на первый взгляд арены постепенно превращаются в смертоносную мясорубку, где нужно ловко лавировать между десятками разномастных снарядов и выпадов противника, успевая в процессе настреливать по последнему. С наскока справиться обычно не выходит, нужно раз за разом выуживать авторские трюки и подбирать «ключики» к каждому этапу. Читай – часто и обидно умирать, продвигаясь к победе в час по чайной ложке.
Удовольствие, разумеется, на любителя, к числу коих я себя не отношу, но в случае с Cuphead останавливаться не хочется. Сложность у нее все же вполне справедливая и достаточно посильная, чтобы с каждой новой попыткой действительно чувствовать, как растешь над собой, а дизайн боссов слишком уж хорош, чтобы лишать себя удовольствия посмотреть, что там дальше. За те пять часов, что я успел наиграть, моему чашкоголовому протеже встретились такие чудики, что Dark Souls со своими драконами наизнанку отдыхает. Отдельный привет Баронессе фон Бон Бон из тортового замка и ее шоколадно-конфетной свите!
Чуточку обидно, что за пределами вышеописанного докрутили мало. Незаслуженно, к примеру, обошли вниманием карту мира, на которой пока что не происходит ровным счетом ничего, кроме перемещения между уровнями и болтовни с редкими NPC. Эксплоринг стоило сделать богаче, а вместе с ним – раскрыть потенциал системы апгрейдов, ибо в текущем атрофированном виде от нее пользы немного. Из скудного ассортимента улучшений некоторые явно выгодно выделяются среди прочих, потому и резон лишний раз лезть за монеткой в труднодоступном месте пропадает почти сразу.
Без дела болтается и табель с оценками за прохождение. Фактической разницы между позорной B- и блистательной S нет, если не считать таковой соответствующую “ачивку” и сомнительное моральное удовлетворение – так что возвращаться к отдельным эпизодам будут разве что ярые перфекционисты. Опять же, будь у игры более внятная экономика и обширные горизонты для прокачки, многие бы с радостью (и слезами) боролись за наивысший рейтинг, если б за него полагалась достойная награда.
Короче, тем, кто не прочь долго и упорно долбиться об стену, методично выбивая из нее по кирпичику, Cuphead придется по нраву безо всяких оговорок. Она сногсшибательно выглядит, плавно и приятно играется (при наличии геймпада) и предлагает неожиданно серьезный челлендж – чего еще желать? Правда, если самоистязание в качестве развлечения вас не привлекает, прогноз вырисовывается неоднозначный: либо она станет долгожданным воплощением детской мечты про «поиграть в мультик», либо нагонит тоску своей хардкорной монотонностью в ритме джаза. Практика и пользовательские обзоры показывают, что полутонов здесь не бывает.
Но попробовать, мне кажется, стоит в любом случае. Во-первых, на рынке 2D-платформеров нынче какое-то засилье метроидваний и прочих роглайк-гибридов. Cuphead же – первая за долгое время качественная игра, которая к ним не относится, а потому и ощущается как нечто уникальное и свежее, даром что зиждется на тех же слонах, что стародавняя Contra и ей подобные.
А во-вторых, за 419 рублей, которые за игру просят в Steam, из новинок вряд ли найдется что-то лучше.