Обзор Crysis 3
Знакомство с местностью, составление плана и его проверка в действии посреди огромного открытого мира: вот три главные составляющие, передающие тёмную атмосферу джунглей, отличающую оригинальный Crysis от других почти-настолько-же-красивых шутеров. В Crysis 2, несмотря на всю его пышность и зрелищность, такие вещи казались лишь далёкими воспоминаниями. Прошлая битва Пророка с Цефами под слоем сюжета с инопланетным вторжением и таинственными нанокостюмами скрывала в себе более интересную историю о том, как технологии могут влиять на игровые миры, и как те, в свою очередь, могут влиять на удовольствие, полученное от игры.
И это была безрадостная история. Мультиплатформенность подразумевала компромиссы в плане графики, а компактные городские пространства не могли предоставить тактическую свободу, сравнимую с первой игрой. Забудьте о продумывании на несколько ходов вперёд и о выработке стратегии – вы обречены блуждать среди этих клаустрофобных улочек в поисках пути к следующему «экшен-пузырю».
Crysis 3 – это попытка совместить первое и второе. Через 20 лет после событий Crysis 2 то, что осталось от Манхэттена, заключено в высокотехнологичный купол, разработанный сетью Cell для сдерживания остатков пришельцев и контроля над планетой. Под куполом – именно то, чего хотели многие игроки: перемешанная городская архитектура, открытые знакомые улицы и густая растительность: садисты, которым нравится играть со своими врагами перед их убийством, смогут найти для себя немало подходящих для этого площадок. Местами заповедник, местами – буровая станция: именно в такое окружение попадает Пророк, освободившись из плена Cell.
И в большинстве случаев, это удачное совмещение. В начале игры я пробирался по Финансовому кварталу и заметил оленя, бродившего у ручья. В игре встречаются животные? Это хороший знак – как и то, что в зарослях неподалёку солдаты Cell начали беспокоиться. «На нас кто-то охотится!» – говорит один из них, заметив тело своего товарища, которому не повезло встретиться со мной минуту назад. – «Он вооружён луком».
Ах, да. Лук. Примите за данность, что Crysis – это бесстыдный симулятор Рэмбо, и лук превратится в замечательную игрушку. Бесшумные убийства одним выстрелом и способность стрелять, оставаясь невидимым, дают понять, на какой из основных составляющих серии решила сосредоточиться Crysis 3. Играя в новое детище Crytek как в своеобразный стелс-экшен, вы наверняка получите массу удовольствия.
ИИ всё так же ведёт себя немного неоднозначно, но людишки по-прежнему паникуют и отделяются от группы, а инопланетяне пополнились новыми видами. Они стали более дикими, как в плане внешности, так и в плане агрессии, а с тех, что покрупнее, можно срывать тяжёлые орудия, если захочется резко сменить темп игры.
Время от времени, Crytek являет нам восхитительный театр садизма, заполняя красочные карты внезапными вспышками жестокого – и зачастую бесшумного – экшена, разбавленного периодами напряжённого ожидания. Темп устанавливает нанокостюм, предлагая на выбор скрытный режим невидимости и режим практически полной неуязвимости для моментов, преисполненных как героизма, так и безрассудного риска. Но основное внимание сконцентрировано на луке, с его завораживающим поскрипыванием и постоянной нехваткой стрел.
Местная свобода всегда заключена в ощутимые рамки, но хоть маленькие уровни и будут раздражать поклонников Crysis и Crysis Warhead, линейность Crysis 2 теперь завуалирована более умело. Вообще, ограничения игры даже идут ей на пользу. К примеру, энергия вашего костюма кончается медленно, когда вы замираете, и истощается гораздо быстрей, когда вы двигаетесь или находитесь под обстрелом – что создаёт приятное напряжение всякий раз, когда вы не в безопасности. А постоянная нехватка боеприпасов заставляет действовать более творчески для их сбережения. Укладывать врагов только там, где вы сможете забрать стрелу с трупа, и никогда не ввязываться в перестрелку, пока не отметите все близлежащие тайники с оружием на своём визоре.
В свои лучшие моменты игра сталкивает вас с одним-двумя отрядами солдат на открытой, но в то же время запутанной местности. Например, на стоянке поездов, где враги успешно контролируют сигнальные мостики, но теряют преимущество в затопленных тоннелях, проходящих под путями; или в центре города, превратившемся в дикую саванну. Кстати, необязательные цели обычно помогают заработать очки для апгрейда костюма. Отклонение от основного курса и убийство нескольких лишних врагов, вполне вероятно, позволят вам купить перк, продлевающий невидимость или прибавляющий скорости. Удобно.
Выбирать есть из чего, но стоит помнить, что первые две игры (я имею в виду Crysis и Crysis Warhead) поощряли различные стили геймплея так же усердно, как Crysis 3 поощряет стелс. В новой части безумно интересно играть крадущимся охотником, а вот переть напролом быстро надоедает. Игра всё равно остаётся хорошим шутером, но играя без лука, вы столкнётесь с ничем не выделяющимся оружием и непримечательными декорациями. Ускорив темп игры, Crysis 3 можно пробежать часов за пять – а вспомнить будет и нечего.
Не отступая от традиций FPS, нам представят обязательные покатушки, турели, вертолёт и пару боссов. Если не прятаться, не выжидать, не экономить стрелы, это будет обычный середнячковый шутер. В чём-то игру можно сравнить с Warhead, но Crytek явно не стоит радоваться таким сравнениям. Кроме Психа с его грубым, стэтхемовским стилем, Crysis 3 позаимствовал из ранней игры и относительную скоротечность, которая проявляется, когда дело доходит до масштабных схваток – так что даже самые упёртые фанаты стелса не доберутся до финала незамеченными.
Ближе к концу игры вас ждут, в большинстве своём, открытые сражения. Игра попросту не использует свои сильные стороны, когда приходится чаще полагаться на режим брони. Если враг видит, как в него летит стрела, сразу теряется весь интерес к процессу.
В частности, последний уровень – ужасно линейный, скучный и совершенно незапоминающийся. Раздражает то, что это сделано во имя сюжета – история же обязательно должна закончиться грандиозно. Рассказ о «гибели мира» ничем не хуже того, что мы видели в других играх – но и ничем не лучше. И уж точно не следовало приносить в жертву тактическую песочницу ради того, чтобы провести нас за ручку по финишной прямой. В Crysis 2 нам травили небылицы, используя в качестве одного из центральных персонажей предмет одежды; в Crysis 3 дела с сюжетом обстоят ненамного лучше.
Ну, по крайней мере, эти небылицы завёрнуты в красивую обёртку, и вы увидите покачивающиеся папоротники и отблески на воде вне зависимости от вашей игровой платформы. И пусть эти красоты являются нам не в открытом мире, художники и программисты Crytek всё равно проделали потрясающую работу. На PC всё выглядит блестяще, и даже на Xbox 360 городские леса остаются прекрасным и органичным местом, где можно засмотреться на игру света и тени на густой листве, при этом не испытывая проблем с производительностью, которые имели место ближе к концу Crysis 2. Речь идёт не просто о детализации, а о великолепной проработке: городские улицы превратились в узкие полоски суши, тянущиеся вдоль вулканического пляжа, а Финансовый квартал стал тропическим гротом – жутковатым местом в ночное время. Нью-Йорк прекрасен снова.
Такое разнообразие играет на пользу мультиплееру – десятки карт включают в себя и грязные равнины, и военные объекты. А ещё тут нашлось интересное применение луку в «Режиме охотника»: два игрока облачаются в нанокостюмы и вооружаются луками, а остальные выступают в роли обычных солдат Cell. Убийство каждого солдата переводит его на сторону охотников – чем меньше их остаётся, тем сильнее возрастает напряжение.
Стандартные Deathmatch и Team Deathmatch дополняются свежим взглядом на CTF и King of the Hill, а действие всегда происходит в лихорадочном темпе, благодаря дизайну карт и системе классов. Прокачка и снаряжение схожи с другими онлайн-шутерами, но всё же местный мультиплеер сохраняет определённое своеобразие – не то, чтобы именно благодаря основной кампании, но в Crytek UK сумели грамотно скомпилировать все её плюсы.
Ну что ж, история заканчивается, и нанокостюм, похоже, уходит на заслуженный покой. Можно ли считать игру достойным завершением серии? Не совсем: финал кампании как будто делали впопыхах, а интерес к повествованию по мере прохождения теряется всё сильнее. Впрочем, у Crysis 3 есть свои прелести: стоит лишь включить тактический дисплей и затаиться в тени посреди пышного окружения. Вы поймёте, о чём я, когда будете убивать врагов, нарушая тишину лишь свистом стрел и поскрипыванием лука.