Обзор одиночной кампании Company of Heroes 2
Как вы уже наверно слышали от некоторых источников, во время Второй мировой войны на западном фронте Германии было довольно шумно, однако на восточном фронте дела обстояли гораздо серьезней. Во всяком случае, именно эту мысль постарается донести до вас Company of Heroes 2, заручившись поддержкой нового роскошного движка и довольно броской презентации конфликта. Но значит ли это, что долгожданное продолжение добавит в игру нечто большее, чем глубокие сугробы и остервенелая милитари-суматоха? Чтобы выяснить это, я надел валенки, завернулся в телогрейку и отправился на войну.
В течение первого часа Company of Heroes 2 яростно гремит звуковыми эффектами и грозится убить любой намек на стратегию. Чистая ярость и ни капли размышлений – среди прочих громогласных RTS она чувствует себя довольно комфортно. Непрерывный «клик-клик» мышкой заглушается смертоносным ревом пулеметов, а случайный скрип мозговой извилины тут же тонет в оглушающих звуках безудержного насилия – мясорубка на восточном фронте не останавливается ни на минуту.
Впрочем, учитывая сеттинг, наличие в игре постоянного шквала всевозможных звуков вполне оправданно. Число людей, погибших по обе стороны конфликта, поистине ужасает, и очаги столкновений на каждой карте быстро устилаются ковром из мертвых тел и дымящихся остовов машин. Среди груд погибших и раненых очень трудно разглядеть ту самую группу героев, которая вынесена в заглавие игры, однако кат-сцены, отражающие весь ужас и чувство вины выживших в этой бойне, вряд ли оставят кого-то равнодушным. Впрочем, визуальное великолепие битвы и мощь игрового движка могут сделать войну одним из средств для проведения досуга – игроки наверняка будут вглядываться в экран, словно псы, заглядывающие в окно на разделочную доску мясника. Но это довольно грязное зрелище. Стоит приблизить камеру поближе и весь ужас творящихся событий становится как на ладони – взрывы делают из солдат настоящее месиво. Они ползают, шатаются и бьются в ужасной агонии.
Многие карты кампании теснятся от непрерывного потока союзников и врагов, над головами которых визжат самолеты и минометные снаряды, и каждое происходящее на периферии сражение вносит свой личный вклад в ощущение того, что это по-настоящему большой конфликт. Чувство вовлечения в перестрелку или оборонительные действия, которые являются лишь частью чего-то необъятного – пожалуй, самое убедительное из всех, что мне доводилось испытывать. Иной раз это даже отвлекает. Временами кампания Company of Heroes 2 так рвется показать масштаб и отдельные кусочки войны, что игроку ничего не остается, как взять на себя роль наблюдателя, следуя за случайным указателем и громким приказам командира, который время от времени велит подобрать и использовать то или иное оборудование.
А теперь соберите все это вместе и постарайтесь понять мои первые впечатления – они были не очень приятными. Следуя за очередной стрелкой к очередной цели и осознав, в который уже раз, что мне не угрожает никакой опасности, т.к. подкрепления будут прибывать снова и снова, я тут же написал на клочке бумаге: «Call of Duty RTS». Просто больше людей в мясорубку и плевать на последствия.
Меню лишь усугубляет положение. Знаете, я размышлял, стоит ли писать короткий параграф об этом треклятом меню. Но вот он я, глядите, пишу параграф. Меню рекламирует свои (косметические) товары, события с двойным опытом и возможность вещать бой на всю киберспортивную и не только округу, из-за чего здорово смахивает, скорее, на цифровую витрину, чем на игру. Оно шумит, гремит и хочет, чтобы я загрузил свои победы и поражения, или нарисовал танк, или предзаказал какую-то штуковину, или черт знает что еще. Мне казалось, будто оно кричит на меня.
Кроме того, есть еще DLC и XP-прибамбасы, но они не прибавляют игре особого блеска. Я решил ничего не покупать, но разблокировал некоторые декорации и способности юнитов, чтобы использовать их во время кампании или против AI в режиме Theatre of War («Театр войны»). Как и в случае со скрипом мозговых извилин, этот режим очень просто не заметить посреди шума и гама, который творится в игровом меню. Если сравнивать Theatre of War с синглплеером, кооперативом и соревновательными сценариями, то это – это настоящая жемчужина. Выберите битву, сторону (Советский Союз или Германию), создайте карту и в бой. Это гораздо более прямолинейная RTS-модель, где события, как и в оригинальной игре, набирают обороты постепенно, а дополнения просто выше всяких похвал. Так и хочется сказать, что Theatre of War удалось избежать мясорубочных злоупотреблений кампании, но это будет не совсем правда. События в «Театре войны» обостряются с каждой минутой – все начинается со строительства базы, которое заметно гибче, чем в COH 1, и со временем превращается в миниатюрную гонку вооружений. Вы атакуете танками, а я ставлю мины и тем самым вынуждаю вас съехать на лед или разрываю к чертовой матери ваши гусеницы. Вы бросаетесь на меня с пехотой, а я поджидаю вас готовыми к бою пулеметными гнездами.
В целом ритм игры передан очень хорошо – есть простор как для действия, так и для полета мысли, но при этом игра не страдает от недостатка напряжения. Даже против AI, в сражениях с которым я провел большую часть игрового времени, самый идеальный ход состоит в том, чтобы прочитать на поле боя как можно больше действий противника. Зачастую невозможно предугадать лучшую стратегию, будь то выбор перков в дереве развития конструкций/техники или маршрут через карту, не попытавшись хотя бы чуть-чуть предугадать, откуда последует новая атака и какую она примет форму. На одном уровне война смахивает на перетягивание каната, этакое «взад-вперед» противостояние за контроль над ресурсами и пропускными пунктами, на другом похожа в игру с потрясающим набором интерактивных солдатиков. Мечта любого мальчишки.
Большую часть тактической привлекательности игры составляет простота перемещения юнитов. Да, иногда вверенные вам солдаты устраивают странную неразбериху вокруг укрытия, но зачастую четко следуют вашим указаниям – приседают на корточки под огнем, пока враг пытается обойти их с фланга, или задействуют более тяжелое вооружение. Блестяще! Это значит, что со временем союзные юниты и вовсе не потребуют действий игрока – только во время ходов и атак противника. Впрочем, это только в том случае, если в игру не вмешается погода, т.к. неподвижность может обернуться смертью.
Во время метели мобильность и видимость снижаются, а машинисты просто обязаны открыть огонь, чтобы другие солдаты остались живы. Погодные условия плюс то, что танк или боец могут провалиться под лед, может статься, не смахивают на большое дополнение, но реализованы на твердую пятерку. Настолько, что мне казалось, будто я сам чувствую тот холод, который пробирает до костей моих солдат, бредущих сквозь вьюгу – покрытые снегом карты очень сильно повлияли на тактику. В игре, которая во многом зависит от своего ритма, изменение скорости юнита, а также необходимость реагировать на изменение подходов к позиционированию и строительству влияют на итоговую стратегию очень и очень сильно.
Кампания рассказывает свою историю довольно неплохо, но все равно оставляет неприятный осадок. Иронично, но отчасти именно потому, что рассказывает историю. К вашим услугам и превосходные визуальные эффекты, и динамичная борьба за территорию, и смена времен года, а на последних этапах вам и вовсе дают поучаствовать в затяжных и умопомрачительных сражениях, поэтому было бы совсем здорово, будь кампания не исторической. А в мультиплеере и против впечатляющего (и в конце концов предсказуемого) AI технические улучшения вроде усовершенствованного способа вычисления угла обзора и развитой способности изничтожать окружающий ландшафт позволяют изобретать альтернативные тактики.
Засады – это самая эффективный способ ведения боя, особенно когда ваши войска сталкиваются с техникой. Получая повреждения, она тут же реагирует самым замечательным образом: прекращает работать и реалистично трясется по всем законам физики. Кроме того, Советский Союз – это настоящий чемпион по реквизиции брошенной техники и оружия, что создает некоторое напряжение при развертке юнитов. Выступая против кинжала (ружья) с ружьем (танком) наперевес, будьте готовы к тому, что ваша же вундервафля повернется дулом против вас.
RTS-игры, как правило, начинают нагнетать напряжение сразу после того, как загрузится карта – как будто вы попали в уплотнитель отходов, который сжимается с каждой минутой – но Company of Heroes больше похожа на фехтование или шахматы, чем на жим лежа. И именно поэтому этот долгожданный сиквел, даже в условиях того, что не сразу понимаешь его настоящую изюминку, можно считать настоящим успехом. Да, тут почти все осталось по-прежнему, но COH все так же чувствуется совершенно не похожей на другие RTS. Я бы хотел, чтобы эта игра больше сосредоточилась на отдельных индивидуумах – в моем воображении, как это часто бывает, возникают эдакие Men of War – но у COH 2 свой подход, благодаря которому удалось совместить мелкомасштабное тактическое позиционирование с широкими стратегическим ходами и решениями.
Я подозреваю, что некоторых отпугнет излишняя схожесть новой игры с оригиналом, и будем честны, в ней не чувствуется ни какой-либо свежести, ни темперамента. Однако Company of Heroes с течением времени не утратила своих достоинств и продолжает гордо маршировать в военно-мясорубочном углу просторной и набитой до отказа комнаты, которой является жанр RTS. Новый движок очень впечатляет, но изюминка COH 2 может не выбраться из-под кучи мертвых тел и груды искореженного металла, генерируемых непередаваемым визуальным великолепием – особенно в самые взрывные моменты игры. Впрочем, стоит развеяться дыму и снегу, и какая-то важная составляющая также будет утеряна – добавляя тонкие геймплейные штрихи, технология делает процесс принятия решений более элегантным, чем можно было бы предположить. Company of Heroes 2 – это обманчиво шумная и жестокая игра, которая на самом деле разработана для тех, кто не может похвастаться быстрой реакцией, но призывает на помощь сообразительность и гибкий ум.
Продрогшие, голодные и верные долгу.