Civilization 6 – новинки, огрехи и общее впечатление

Read in English | Новости игр, Обзоры игр | |

civ6-14

Новости часа: Civilization так же хороша, как и раньше. Глобальная пошаговая стратегия про научную победу на трехсотом ходу и ядерную войну, просто чтобы заценить, непотопляема. Гениальная механика самой первой части за прошедшие года сбросила лишний жир и одновременно нарастила себе новые элементы, делающие игру глубже и интереснее. Шестая часть серии с курса не свернула.

Краткое содержание лучшей глобальной стратегии всех времен для непосвященных. Нам дается целая планета, два юнита и много-много-много ходов, чтобы вырасти в крутейшую местную державу. А также построить пирамиды, открыть сталеварение, начать добывать уран и послать в космос телескоп «Хаббл». И как-то так отдельные игровые элементы типа градостроительства или разведки местности здорово друг с другом сочетаются, что садишься за партию ты в понедельник, а встаешь из-за компьютера – уже когда получится.

Само собой, что в игре к чему, разбираешься не сразу, но как только разбираешься…

Разработчикам пришлось нелегко – недостатков в пятой части не было, чинить было нечего. С радостью рапортую – с задачей не подрывать фундамент нашей любимой «Цивы» студия Firaxis справилась на добрые 98%, причем несчастные 2% касаются больше кода клиента, нежели геймплея. Выдыхаем и кричим тройное «Ура!»

civ6-1

Civilization 6, русскоязычная локализация и охочие слухи.

Следовательно, старые-новые нации с их юнитами, перками в прочими плюшками обсуждать сейчас смысла мало. Вдумчивая дегустация нового игрового баланса займет часов триста, а так… Греки крутые, у них дополнительная культура и свободный слот в правительстве! Петр Первый – это суровый таежный безресурсный хардкор! У Конго нет религии! Лучше сразу выставим в уме Civ6 оценку 8/10 за все стандартное для серии счастье и переключимся на реальные изменения.

Районы, кварталы, головоломки

Civilization 6 запомнится фанатам серии прежде всего как серия, в которой города начали строить по-новому. Одноклеточные резиновые поселения, сосущие из соседних земель ресурсы и ничего более, остались в прошлом. Отныне кварталы ремесленников, цирковые площади и прочие чудеса света должны строиться на соседних с городским центром клетках.

Незначительное, казалось бы, нововведение превратило градостроительство в ребус почище Candy Crush Saga. Чтобы построить завод, нужно сначала выделить клетку под ремесленный квартал, чтобы выделить клетку под ремесленный квартал, нужно сначала вырастить город до, скажем, семи жителей, потому что ты уже построил два квартала, и больше пока нельзя. К тому же при постройке квартала обязательно придется пожертвовать либо лесопилкой либо необработанными, но такими полезными с точки зрения бонусов джунглями. А чтобы древесина не пропадала даром, нужно сначала сделать строителей, которые смогут переработать древесину в пятьдесят шестеренок. Но тогда перед ремесленным кварталом нужно будет еще сделать ну допустим арбалетчиков, потому что очередь на строительство автоматом снесет лес вперед рабочих.

civ6-16

Поздравляю, мы возвели-таки завод и просели по капиталу. Теперь нужно где-нибудь вырастить район под названием «Центр коммерции». И воткнуть куда-нибудь Эрмитаж.

Насчет последнего, правда, лучше десять раз подумать.

Бесполезные чудеса света

Главной чудесной неожиданностью оказался Стоунхендж. Дававшиеся за его постройку плюс шесть к вере и плюс один к инженерам из прошлой серии сменились мгновенным появлением великого пророка. И мертвой клеткой, которая не дает вообще ничего, кроме никчемных бонусов соседним кварталам.

Моментальная религия, в свою очередь… не помогает. Ранний старт своей маленькой народной секты в Civilization 6 нужен далеко не так сильно, как в Civ5. Очки веры все равно капают в основном за счет пантеона и религиозного квартала. Который ты, кстати, не построил, потому что был занят Стоунженджем. Строй теперь еще и квартал, иначе не видать тебе уникальных храмов, миссионеров и апостолов, ради которых, в общем-то, и надо бы поднажать с накачкой веры.

Отличное чудо света. Время и очки производства ушли, клетка рядом с городом провалилась в черную дыру, бонусная выработка не сложилась, ветка развития, ради которой строилось чудо, по факту стоит на месте. Класс!

civ6-15

Если задуматься, то, конечно, Стоунхендж образца Civ6 не так уж и плох. Как вариант, с его помощью можно зарезервировать себе какое-нибудь конфуцианство и потом лет на тысячу – или даже две – напрочь забыть про религию и предаваться воинским утехам.

К чему это я. Отныне чудеса света не являются тупой дорогой накачкой мощи цивилизации: построить себе столицу на двадцать жителей, стопиццот производства, науки и собрать в городе решительно все уникальные сооружения не получится. Во-первых, этих самых уникальных сооружений стало слишком много, во-вторых, каждая первая клетка нынче на счету, в-третьих и в-главных, от непродуманного спама всеми чудесами света подряд больше вреда, чем пользы.

Как по мне, так это здорово. Чем меньше в игре элементов, которые можно прокликивать на автопилоте без каких-либо задних мыслей, тем интереснее в «Цивилизацию» играть.

Министерство внутренних дел

Вторая большая новость для любителей Civilization 6 – это ветка, кхм, политических открытий, идущая параллельно открытиям научным. Отныне очки культуры складируются в основном в нее.

Подавляющее большинство полит-технологий дают новые «карточки» внутренних бонусов государства. Например, практически со старта игры ваша цивилизация получит четыре потенциальных перка. Два из них будут военного характера, два – производственного; слотов же на старте будет по штуке на тип. Придется выбирать, куда нация будет выруливать.

Запутались? Не беда, дайте Civ6 волю, и она за ручку проведет вас по всем основным моментам новой механики.

Чем дальше в партию, тем больше слотов и вариантов развития событий. Наша внутренняя политика – инструмент гибкий, подходящий как для затыкания разных пробоин типа мертвого бюджета или нулевой дипломатии, так и для укрепления преимущества, например, в науке.

Некоторые культурные институты дают еще и здания, районы и прочие юниты. Смотрите не проморгайте на полпартии клетки с пригородами.

До конца, конечно, политическая механика не отшлифована. Настоящее-настоящее древо открытий политика Civilization получит, наверно, только в седьмой серии. Сейчас же похоже, что дизайнеры сами не до конца представляют, как это счастье должно быть скроено, а потому идут на упрощения и компромиссы. Очевиднейший из них обнаруживает себя в институте политической философии, который открывает сразу все комбинации бонусных слотов для античности. Вечный стартовый алгоритм каждой первой цивилизации – учишь базовый институт, а дальше заходишь в древо открытий и тыкаешь автопилот до этой самой политфилософии, потому что зачем тебе все остальное, когда слотов под ништяки всего две штуки.

civ6-17

А так, впечатления от новой внутренней политики – сугубо положительные. Тундровый Санкт-Петербург тоже не сразу строится, главное – фундамент крепкий.

Маневры

Кругом война. Нация любви и мира – это на местных континентах какой-то новый единорог. Эх, куда делись мои спокойные границы из предыдущей части?

Когда сильно везет, варвары отпочковываются прямо у тебя под боком и развлекаются на твоей границе чуть ли не с первого хода. И вот беда, двумя лучниками больше не отбрыкаться. Города больше не стреляют! По крайней мере, пока у городов нет стен. А стена – это, я извиняюсь, и целая технология, и n ходов на постройку, и вообще. Жадный любитель древних чудес света узнает сей прискорбный факт быстро и так же быстро отправляется стартовать новую партию.

И вот, райский остров по соседству соблазняет тебя разориться на новую партию поселенцев, висячие сады манят бонусным приростом населения, а ты обязан клепать мечников. Потому что иначе поселенцы не дойдут, а сады построятся только к 1000 году нашей эры. Причем не тобой, а каким-то вшивым компьютерным болванчиком, играющим за Китай. Пора захватить Китай.

Все равно вечно дурные искусственно-интеллектуальные цивилизации тебя в покое больше не оставят. Мутные фигурки на границе нынче набираются смелости эту самую границу перейти гораздо быстрее, нежели в Civ5. Там-то какой-нибудь Сиам мог всю партию устраивать суровые маневры на сопредельной территории, осуждать твое правительство и мяться у порога до самой твоей научной победы. Нет, на пятнадцатом ходу придут варвары, а на тридцатом – автопробег колесниц Toyota с миссионерскими прицепами.

civ6-18

Резкий контраст с предыдущей частью поначалу выбивает из колеи. Впрочем, обратно втягиваешься быстро, и втягиваешься настолько сильно, что начинаешь брать в аренду боевые корпуса городов-государств.

Про аренду, правда, – это несмешная шутка. Сама идея нанимать себе каких-нибудь швейцарцев здорово звучала в пресс-релизах и была бы даже на самом деле интересна, если бы не фатальный дефект болванчиков, отвечающих за полисы. Товарищи категорически не хотят обновлять технопарк. Единственный действенный способ заставить город-государство произвести на свет юнит ну хотя бы на одно поколение отстающий от мирового НТП, – обнулить ему личный состав. Получается, либо ты покупаешь бестолковых вояк, сливаешь их и ждешь у моря погоды, либо сам идешь на полис войной. Избей союзника, чтобы тот стал крепче – отличная логика, я считаю.

Даром, что адекватности в действиях компьютерных игроков (что цивилизаций, что просто полисов) не прибавилось.

Дипломатия ботов

Разбор ни одной глобальной пошаговой стратегии не обходится без пассажа-другого про искусственный интеллект и его тактический, дипломатический, военный и прочий гений. Или отсутствие такового. Главная тому причина – бесконечная лапша из концентрированного пиара, щедро развешиваемая по нашим ушам перед каждым первым релизом.

У Civilization 6 на повестке дня значились какая-то новая крутая дипломатия про Скрытые Интересы. Дескать, у лидеров других цивилизаций будет по одному открытому жизненному приоритету и одному скрытому. С открытыми интересами все понятно – норвежцы любят кораблики, Китай хочет сам построить все чудеса света, Рим благосклонно относится к государствам с большой территорией, и так далее. А скрытые интересы – это какая-то тайная политическая догма, до которой нужно либо догадаться, либо тупо нашпионить, кто там чего хочет.

Здорово, только я наперед знаю, чего все хотят. Все хотят победить. И никакие совпадающие интересы и схожая политика не помешают при случае накатить на тебя осуждающую бочку и объявить войну. Вопрос только в том, произойдет это по окончании n ходов декларации о дружбе – ура, у вас совпали интересы! – или просто так. Пока что самые большие компьютерные красавцы, встреченные вашим покорным в Civilization 6, – это японцы. Нация так сильно обрадовалась моему культурному развитию, что захотела декларировать миру свою со мной дружбу, и, получив утвердительный ответ, в течение трех ходов выкатила к моим границам всю свою армию. Затем Япония, само собой, дождалась окончания декларации и как ни в чем не бывало пошла на своего культурного кумира войной.

На что именно влияет механика интересов и новая крутая дипломатия, для меня до сих пор загадка.

civ6-2

Зато новая механика сравнительно честного выкачивания ресурсов из полисов вполне себе удалась. Малопонятные очки дружбы из предыдущей части Civ6 конвертировала в послов. Новая условная единица влияния на полис хороша прежде всего наглядностью. Вот, выдало город-государство тебе квест – «Построй броненосец». Выполнил? Молодец, получи одного нового посла в полисе.

Полное колониальное счастье с бонусной продукцией и передачей редких ресурсов достигается за счет как минимум шести послов. Тогда полис признает вас своим сюзереном, и все становится хорошо. С одной оговорочкой. Если ваших благородных французов-дипломатов в Карфагене будет, скажем, восемь, а грязных норвежских викингов – девять, то карфагенский трюфель и карфагенская же разведка уйдут таки к викингам, поэтому расслабляться нельзя.

Сюзереном каждого первого полиса стать реально, но сложно и скорее всего не получится. С этими полисами не угадаешь – то ты им друг, то их соблазнила соседняя сволочь. Зато теперь города-государства включаются в игру практически с первого хода, а не с того момента, когда у вас появилась куча лишних ресурсов на задабривание левых князей.

Недопиленный интерфейс

Если случился у Civilization 6 хотя бы один откровенный провал, то это, эхм, собственно клиент игры. Разработчики неплохо поработали над новым дизайном интерфейса, правильно выстроили управление и нарисовали приятный тайлсет, но, похоже, тупо не успели как следует все обкатать и подчистить.

Первый звонок звенит уже в стартовом меню. Оное напрочь отказывается запоминать настройки последней отыгранной партии, заставляя каждый первый резет заново проставлять сложность, тип карты, скорость игры и нашу цивилизацию. Я уже даже не могу точно вспомнить, когда именно “Цивилизация” научилась запоминать настройки партии, и вот тебе на, внезапная деградация. Можно предположить, что игра специально все сбрасывает, типа новая партия – новые расклады, но… Но не надо было чинить то, что не сломано. Боюсь, забывчивость стартового меню шестой “Цивы” будет раздражать меня бесконечно.

civ6-19

Второй звонок звенит на первом ходу, где клиент опять сбрасывает настройки, на этот раз – отображения клеток. Не надоело переставлять плашки настроек партии? Отлично, на тебе еще ход сурка, где к традиционной постройке столицы и отправке воинов на разведку прибавляется вечно слетающая галочка “отображать очки ресурсов на клетках”. Ну нравится мне, когда постоянно видно, сколько моя банановая плантация вырабатывает кукурузы, ржавых шестеренок и золотых монеток, дайте мне проставить несчастную галку раз и навсегда.

Третий и самый главный звонок звенит, когда срабатывает система автоматического переключения юнитов. О, боги “Цивилизации”, почему я не могу выбирать юниты в нужном мне порядке? Почему вместо перетаскивания лучников на пары клеток вправо я обязательно должен дать команду ВОТ ЭТИМ КОНКРЕТНЫМ РАЗВЕДЧИКАМ, промазать из-за автоматического переключения по карте и отправить не тех юнитов не туда, куда им надо? За что, за что вы так? Неужели никто из тестеров не рассказал вам, как это бесит?

Есть в интерфейсе Civilization 6 еще куча шероховатостей, но на фоне тройки лидеров они даже как-то и не раздражают. Городское меню деградировало? Да ну и ладно, оно хотя не дергает тебя между разными поселениями, и вообще, что тебе два лишних безопасных клика в меню после суицидальных маневров катапультами.

Ждем-с первого дополнения и надеемся на адекватные заплатки.

**

Насколько же выше непотопляемой восьмерки новшества Civilization 6 подняли игру? Я бы сказал, сейчас Civ6 заслуживает девять баллов из десяти. Все новые механики безоговорочно хороши, но переживают естественные болезни роста, куда деваться. Минус полбалла за вызывающий эпизодическое бешенство клиент игры и минус полбалла за крадущих из моей столицы шедевры живописи шпионов.

Sid Meier's Civilization VI
Sid Meier's Civilization VI
Дата выхода:
21 октября 2016
Издатель:
2K
Разработчик:
Firaxis Games
Жанры:
Глобальная стратегия / Мультиплеер / Стратегия
Платформы:
PC
В рейтинге игр:
18 место
Оценка редакции:
90 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Да
Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить