Обзор Cities XL 2012
В сердце каждого любителя экономических/градостроительных игр живет во многом иррациональная надежда на каждый второй «тайкун» класса B. Смотришь на эти немецкие и прочие поделки, и хочется думать, что ну ладно графика, ну что там стабильный код, но играть-то в этот раз может оказаться интересно!
Такие тайные переживания — они, конечно, не от изобилия любимых симуляторов. Сейчас бодрячком держится разве что серия Anno, да остров Tropico, пусть и уходит под воду, без боя не сдается. От такого счастья и приходится искать любимый геймплей там, где его быть, как подсказывает опыт, не может.
Купить Cities XL 2012 просто — во-первых, ты клюешь на название, во-вторых — оно стоит всего рублей 300. Дороже обычного лотерейного билета, но все равно по игровым меркам немного. Другое дело, что билет здесь всегда проигрышный.
Грубо говоря, мы с вами, дорогие обладатели последней Cities XL, выиграли очередной экземпляр «SimCity для бедных» без каких-либо бонусов, зато со всеми вытекающими. Игра позволяет нам расчерчивать виртуальные гектары дорогами и традиционными жилыми/промышленными/так-далее зонами в свое удовольствие, создавая какой-нибудь там город своей мечты. Собственно, все.
Ну, джентльменский набор градостроителя тоже на месте, да. Всякие-разные графики готовы проинформировать вас о том, кому в нашем селе жить хорошо, а кто недоволен, а красно-сине-зеленый графический фильтр по старой дружбе даже подсветит, где именно живут наши недовольные и что им там надо для счастья.
Справедливости ради: когда игра не тормозит по своим, неизвестным моему компьютеру причинам, чертить дорожки и закладывать фундаменты подо всякие заводы можно без каких-либо войн с интерфейсом. То есть, кнопки-то на экране – по заведенной традиции — распиханы в неподвластном логике порядке, но вот уже дотянувшись до нужного инструмента, игрок может преспокойно линовать (скучные) текстуры ландшафта. Отдельно радует наглядность процесса застройки. Хочешь расчертить все треугольниками? Запросто, а теперь смотри, сколько именно земли уйдет от такого авангардного проекта в никуда, а какие участки благодарные горожане все же смогут приспособить под свои нужды. Устраивает расклад? Здорово, продолжаем в том же духе.
Все вышеперечисленные прелести Cities XL 2012 можно познать а) методом слепых тычков в виртуальное небо, б) засев за обучающие миссии. Добрый вам совет: не запускайте ни одной «обучающей» задачи, пока совсем не встанете в тупик. И даже когда встанете в тупик, лучше не запускайте. Громоздкая нудная тренинговая кампания начисто отбивает какое бы то ни было желание играть. Лично я продержался недолго — желание заснуть прямо на клавиатуре сократило мой рабочий день уже на пятой миссии. После пробуждения игру захотелось моментально деинсталлировать.
Но надо было еще снимать скриншоты.
Простор для маневра
Стратегическое решение наплевать на тьюториал дало свои плоды.
Прежде всего, исчезли надоедливые помощники-наставники. Вас бесит, что в новых играх за каждую ерунду выдается по скаутской нашивке-ачивменту? Значит, вы забыли, насколько хуже дело обстояло раньше. Парочка виртуальных персонажей, выданных вам в Cities XL 2012, чтобы не было скучно учиться (вот ирония), всю дорогу разыгрывает одну и ту же шутку и больше мешает процессу, нежели помогает. Даешь ачивменты хоть за каждый чих, лишь бы я больше никогда не попадал в этот цирк.
Также игнорирование последних уроков жизни от игры открыло мне целый глобус с натыканными по нему площадками под новые города. Выбирай — не хочу. Стройся где хочешь, как хочешь, сколько хочешь. Здорово, чо.
Правда, есть у этой свободы и обратная сторона. Помнится, при зеленой траве и голубом небе даже в экономических симуляторах были свои одиночные кампании. Например, надо было «разъезжать» по разным городам и решать местные специфические проблемы. Здесь проблемы с трафиком, там постоянные забастовки рабочих, тут нужно развивать туризм… Свобода свободой, а без конкретных вызовов в Cities XL 2012 таки бывает уныло.
Меня подставили!
Несмотря на то, что опытному любителю «тайкунов» в игре все должно быть в целом понятно и знакомо, с проектами прибыльных городов у меня сразу возникли проблемы. Статистика показывала, что все в моем новом поселении здорово (только заводов я понастроил лишних), но деньги в казну почему-то не шли. Я начал по-всякому изворачиваться: строил особые автобаны, тщательно следил за занятостью офисных и прочих секторов, перераскладывал пасьянсы построек в жилых районах — не помогало ничего.
Становилось все более очевидно — игра мне где-то врет. Где именно, предстояло выяснить уже обкатанным ранее методом тык, но догадаться было нетрудо. Назло табличке «Уменьшите производство!», продолжавшей надо мной издеваться, я влепил на карту еще несколько заводских районов, чтобы город утонул к черту в тостерах. Тут свершилось чудо: мой неизлечимый градостоительный изъян обернулся сногсшибательной ошибкой то ли разработчиков, то ли локализаторов.
С того момента чтение графиков и прием сигналов от игры превратились в плохой интерактивный шпионский триллер. А что, если и тут дезинформация, и там тебе не то показывают, и вообще? Никакого удовольствия, сплошные нервы.
А значит — пора увольняться. То есть, пора удалять Cities XL 2012 с компьютера, любви не случилось. Движок барахлит, графика серенькая, да еще и приврать любит, ну куда это годится?
***
Появление тайкунов класса B и ниже нынче выглядит какой-то аномалией. Если уж сейчас делать подобный проект, то надо делать его хорошо, иначе как-то совсем теряется смысл. Есть мнение, что текущий тренд в мире «созидательных игр» обязывает разработчиков клонировать не SimCity, а Minecraft, причем желательно для консолей или мобильных платформ.
Cities XL 2012 и ей подобные игры выглядят уже не просто пытающимися ухватиться за луч чужой славы поделками, но каким-то чудом уродившимися в наши дни динозаврами, причем динозаврами травоядными. CXL 2012 была бы неплохим развлечением на недельку-другую, будь сейчас на улице год эдак 2002’й. Зачем за такую игру платить сейчас, понятно плохо.