Обзор Cities: Skylines
Игра не дает начать со строительства многополосных дорог, нужно проложить хоть один отрезок любой небольшой дороги. Задолго до выхода Cities: Skylines я был знаком с моделью формирования дорожного трафика и примерно знал, где понадобятся широкие автострады, а где можно обойтись узкими улочками. Но не тут то было: интерфейс всячески намекал, что нужно сделать именно так, а не иначе.
Если вы не планируете наперед, то вы будете нести большие потери. У кого нет водительских прав, по началу могут не понимать систему, кроме как по косвенным признакам, скоплениям автомобилей на дорогах города. Вы должны убедиться, что машины скорой помощи и пожарные могут достичь каждого дома, что образование и медицина легко доступны в жилых районах. Эффективность обслуживания явным образом зависит от планирования дорожной сети и размещения инфраструктурных зданий.
Это эволюция города, а не пристраивание новых районов. По мере роста населения появляются новые типы зданий, которые нужно вмонтировать в уже существующие районы. Вы замечаете вдруг, что пробки становятся большой проблемой, а ближайшие строения мешают расширению дорог, придется прибегнуть к помощи экскаваторщиков и с помощью лома и мата перепроектировать целые кварталы.
Экономическая модель не бросает каких-либо серьезных вызовов. С нехваткой средств я столкнулся лишь однажды, когда нужно было построить дополнительную электростанцию. Все мои проблемы решил кредит под какой-то жутко низкий процент. Может быть, в США так принято, но под 5% годовых денег на развитие у нас никто не дал бы. Местные кредиты превращаются в дешевое средство интенсификации роста города.
Нужно помнить, что это всего лишь игра. Не ждите от нее правдоподобной симуляции городского менеджмента. Проблемы мегаполисов гораздо глубже, чем электроснабжение, водопровод, канализация, медицина и образование, чем мы можем себе представить.
Одновременно с этим Cities: Skylines достаточно проработанная имитационная игра. Наверное, если бы игра была сложней и максимально приближена к реальности, то она бы не так сильно затягивала. Зашел на час, очнулся под вечер, а отметка населения перевалила уже за 100 тысяч человек.
Черновые мысли от Доктора
Очевидное сравнение с многострадальной SimCity напрашивается с порога. Авторы словно намеренно тычут палкой детище Maxis, перенимают у него все самые полезные повадки, но делают это на уровень-два качественнее. Абсолютно идентичный интерфейс, вселяющий подозрения в наглом плагиате, оказывается гораздо более глубоким и в то же время интуитивным. Городское планирование носит не только косметическую функцию, но и практическую, да и в целом оборачивается делом предельно занятным, разнообразным и по-хорошему сложным. А чтобы жизнь совсем сказкой показалась, тут еще и поддержка Steam Workshop, где нашел пристанище весь пользовательский контент самого разного рода.
Но главным козырем Cities: Skylines на фоне явного конкурента выступает масштаб. После здешних мегаполисов возвращаться в SimCity с ее жалкими клочками земли и сорокаминутными деревнями не хочется, честное слово, вообще. На освоение одной карты может уйти часов пятнадцать без учета красивенького планирования улочек, декорирования, целесообразной организации транспорта и еще миллиарда позволенных вещей – даже за это время стремительно растущий город вряд ли упрется в постоянно раздвигающиеся границы. А когда все-таки упрется, можно поставить мод на снятие лимитов. Или попробовать новую местность из Мастерской…
Что самое радостное, играть заново тут всегда одинаково приятно. Каждая попытка отличается от прежней, и каждый новый город – будто проба пера перед еще более грандиозным проектом. Постепенно небоскребами зарастают вторая, третья, четвертая карты, и все время в урбанистических шедеврах находится очередной изъян, подталкивающий начать все с чистого листа. В Cities: Skylines постоянно чему-то учишься, что-то узнаешь и находишь собственные пути решения проблем – оттого и топтаться по тем же самым граблям с идентичным набором действий жутко интересно и весело.