Проходная феерия имени Call of Duty: WWII
Виртуальная Вторая мировая война в этом году начинается сразу с десерта. Не знаю, десятый ли, двадцатый раз нам предлагают взять штурмом знаменитый Омаха-Бич, но устоять перед соблазном все равно трудно. Высадка в Нормандии – сцена среди играющего населения по-настоящему культовая и значимая, так что любую качественную ее интерпретацию мы готовы встречать с распростертыми объятиями. Особенно в условиях затяжного дефицита проектов соответствующей тематики.
Особенно если за дело снова берется Call of Duty.
Однозначно качественной WWII не назовешь, но сомневаться в ее визуально-постановочном мастерстве даже не приходится. Под хмурым французским небом она творит всамделишный блокбастер, лощеный и пленяющий убедительностью изображаемого действа. Это уже не цирк дюжины статистов, косящих под бравых союзников и злобных фашистов, а тщательно срежиссированое зрелище. С высокополигональными актерами, сочными взрывами и драматичными всплесками крови на фоне неспокойного океана.
В новой Call of Duty явно прослеживается влияние прошлогодней Battlefield 1. Не то чтобы серия никогда раньше не обращала внимание на то, что «война – это ай-яй-яй», просто посыл сей теперь венчает весь спектакль, облачая его в меланхоличную палитру, лишенную привычной уже бравады. Если раньше конфликт преподносился скорее как развлекательная площадка для крутых мужиков с пушками, сейчас это всеобщий кошмар, последствия которого не ограничиваются боевыми потерями. Игра об этом регулярно напоминает, обращая наше внимание на антураж. Разбомбленные города, повешенные фермерские семьи, жертвы концлагерей и немецкие беженцы в подвалах – это тоже война, страшная и неизбежная.
Общечеловеческую драму сценарий подкрепляет драмой конкретной, рассказывая историю Первой пехотной дивизии США, однако многие ее переживания пропущены через старую добрую попкорн-призму. То есть люди-то страдают, но делают это с голливудским пафосом, необъяснимой жаждой к самопожертвованию, переворачивающимися в кадре поездами и прочими штампами дорогого боевика. Большего, впрочем, и не надо.
Волнует другое – насколько WWII предсказуема. Не в декорациях или сюжетных поворотах, а в конкретных игровых ситуациях, их соединяющих. Когда дежурный восторг первых глав стихает, где-то на задворках подсознания начинает формироваться навязчивая мысль: это уже было.
Геймплейно кампания – это, извините, слишком уж Call of Duty, утрированная до стандартных пунктов ежегодной программы. Снайперская миссия? Есть. Покатушки на танке? Ага. Стелс в тылу врага? Игры с переодеваниями? Тоже видели, причем не только в Medal of Honor бог знает какой давности, но и вполне себе год назад в исполнении Infinite Warfare. Эпизод с зенитками, эпизод с самолетами, эпизод с «полежу-ка я без сил, пока на меня падают обломки местной архитектуры» – все это уже проходили. В прочтении WWII, учитывая сеттинг, избитые зарисовки практически не меняются, тогда как действительно что-то новое предлагается лишь за редкими исключениями.
Даже хваленое возвращение лайфбаров и аптечек, признаться, погоды не делает. Подразумевалось, видимо, что без регенерации появится стимул играть рискованно, не размениваясь на позорные прятки по углам, и что получится этакий ловкий контраст агрессии во имя безопасности а-ля DOOM за счет подбрасывающих припасы компаньонов. Да вот только в Call of Duty по умолчанию иначе играть не выходит, ибо скрипты сами себя не активируют, а на уровнях сложности повыше одно неверное движение в любом случае означает откат к чекпоинту. С регенерацией или без.
Конечно, трагедии из этого никакой нет. Ехать по вылизанным блокбастерным рельсам, глазея на первоклассную картинку, по-прежнему здорово по разным причинам. Кое-где и вправду вытягивает режиссура, местами цепляет, страшно сказать, заурядный сюжетец, разок-другой из тебя таки выдавливают приглушенное «вау» – и даже бессмертный тир периодически развлекает как надо. К тому же темп у WWII такой бодрый, что ни продохнуть, ни задуматься попросту не успеваешь.
Ну и без отчетливого чувства ностальгии не обошлось. Не думал, что когда-нибудь скажу такое, но я соскучился по Второй мировой в играх. По болтанке десантного катера у оккупированных берегов Франции, по стрекочущим немецким пулеметам, по рваным свастикам, пинап-арту на массивных бомбардировщиках и звону разряженного «Гаранда». А тут на тебе, все радости жизни в красивой и современной AAA-обертке. Негласное табу, наложенное после чудовищного перенасыщения рынка лет так десять назад, наконец-то нарушено, и можно без зазрения совести признаться – нам всего этого не хватало.
Тем не менее реинкарнация классической эстетики серии не должна быть такой, м-м, проходной. Война-то никогда не меняется, но показать ее можно с такого количества всевозможных ракурсов, что за упущенный потенциал слегка обидно. Долгожданное возвращение в окопы Второй мировой сопровождается неожиданной банальностью методик и освещаемого материала, из-за чего особенной ценности в масштабе линейки WWII не представляет. Да, ярко, атмосферно и увлекательно – но без откровений.
И нет, не заставляйте меня рассказывать про мультиплеер. Умоляю. Только не про этот ужасный, тоскливый мультиплеер…
Из года в год я лелею надежду на ренессанс сетевого режима Call of Duty, даже регулярно участвую во всевозможных бета-тестах – но их обычно хватает, чтобы наиграться до полного отвращения или по меньшей мере понять, что ренессанс немного задержится. Нынешняя итерация исключением не стала. Что-то в родной «колофдути» сломалось, причем уже очень давно, и чинят ее предельно сомнительными средствами.
Новым режимом «Война», например. В нем можно самолично убедиться, что «Овервотч», нанизанный на механику совершенно иной специфики, работать не будет. Скиллоцентричной Call of Duty командное взаимодействие, поставленное во главу «Войны», по определению чуждо, так что любые подвижки в завоевании точки или эскорте вагонетки – это всегда результат случайного стечения обстоятельств. Прямо как и в любом другом режиме, только с явным перевесом баланса на сторону защиты.
Или вот, «Штаб» – самая глупая и массивная приблуда за всю историю серии. Это что-то типа социального хаба, где игроки могут встречаться, махать друг другу ручкой, строить любовь собирать «дейлики», глазеть на доски лидеров и распаковывать лутбоксы на радость зевакам. Сейчас мне очень нужно, чтобы вы представили себе симбиоз Splatoon 2 и MMO-казино в антураже Второй мировой.
И попробовали ответить на вопрос:
Зачем?..
Учитывая, что общение в Call of Duty редко выходит за пределы обсуждения интимных связей с чужими родственниками, определить истинную функциональную роль «Штаба» мы не смогли. Единственное, что он делает – это способствует превращению лаконичного некогда интерфейса в настоящий пользовательский ад.
Причем в Advanced Warfare у Sledgehammer Games особых проблем с логикой расположения кнопок не возникало, а тут доходит до абсурда. Теперь разные NPC через несколько абсолютно разных меню раздают несколько разных типов заданий, за выполнение которых дают определенные виды игровой валюты, а та в свою очередь тратится у совсем других NPC на соответствующие апгрейды. Какие-то действия при этом дублируются в основном окне персонажа, тогда как прочие доступны исключительно в «Штабе», который нужно каждый раз прогружать ради секундной рутины. Иными словами, в плане эргономики WWII вплотную приблизилась к приложениям для «Фейсбука», если не к самому «Фейсбуку».
Ну, а играется вся эта катавасия ровно так же, как последние несколько лет, минус джетпаки и прочие экзопричиндалы. Хотя, честно говоря, без возможности лишний раз пробежаться по стене или уйти из-под обстрела в изящном турбоскольжении скудная фантазия дизайнеров карт стала заметна еще сильнее. Откровенно идиотская структура в три лейна, которую не спасал даже полный арсенал классных гаджетов, в приземленных реалиях лишает всякого тактического простора и сводит перестрелки к примитивной игре на реакцию.
Не меньше смущает и эксклюзивная для мультиплеера работоспособность. Если вылеты, на которые жалуются в обзорах, случаются не слишком часто, то спонтанные фризы – дело самое обыкновенное, несмотря на стабильный фреймрейт в районе 80 кадров. И закономерности никакой в их появлении проследить не удалось: текущий билд подвисает как во время перестрелок, так и в самые спокойные моменты.
Сюда же всякие странности вроде залипающих клавиш или, например, чудного бага, из-за которого игра отказалась распознавать необработанный сигнал мышки. Включишь акселерацию, сглаживание и прочую матершинщину – пожалуйста, но никак иначе. А играть в шутер со сглаживанием движений мыши, знаете ли, только редкому мазохисту под силу.
В общем, странный комплект получился в этом году. Брать Call of Duty: WWII ради мультиплеера – затея априори не шибко удачная, однако и кампания нынче звезд с неба не хватает. С другой стороны, ничего такого же крупнобюджетного на схожую тематику в ближайшее время не предвидится. Коли страсть как хочется провести вечер-другой в окрестностях Нормандии, почему бы и нет.
С совсем другой стороны, может, будет лучше утолить голод замечательной мелодией в исполнении звенящих «Гарандов»?