Обзор Biomutant: “Я был когда-то странной зверушкой безымянной”
Игра Biomutant от шведской студии Experiment 101, впервые анонсированная на выставке Gamescom в 2017 году, сразу привлекла внимание публики. Сами посудите: нам обещали “постапокалиптичную кунг-фу сказку” – уже звучит интересно! В ролях – не привычные-обычные люди, а ходящие на задних лапах разумные звери. Герои могут использовать разнообразные мутации, биопротезы, носить оружие – как холодное, так и ружья с пистолетами, использовать телекинез или псионические атаки… Звучит слишком заманчиво, чтобы быть правдой! Но на волне впечатлений от трейлеров множество людей добавило Biomutant в вишлист.
И вот игра вышла. Реакция игроков – мягко говоря, неоднозначна. Скорее отрицательная, чем положительная. Неужели обещания, как водится, были ложью? Зверям недодали пушистости, постапокалипсису – радиоактивности, геймплею – полировки, оружию – полигонов?
Попробуем разобраться.
Предыстория, да и сама история, простенькие – такие мы видели уже тысячу раз. Герой-избранный с провалами в памяти и “враги сожгли родную хату” в бэкграунде, разваливающийся на кусочки обреченный мир, монстры-Пожиратели, Дерево Жизни, которое надо спасти. В качестве так-себе выборов нам предлагают базовые “темную” и “светлую” стороны, представленные в диалоговых и квестовых опциях – “помогай всем, уважай других” Light и “каждый за себя, выживает сильнейший” Dark. В древней и почтенной Jade Empire от Bioware подобные “стороны” (пути Открытой Ладони и Сжатого Кулака) были представлены не в пример лучше.
Играть в Biomutant ради истории – гиблое дело. Побочные квесты “добеги-подай-принеси” не подсластят пилюлю. А вот ради всего остального – пожалуйста! Ради обаятельных большеглазых зверушек, ради ярко-кислотно-эффектных пейзажей, ради постапокалиптических развалин, где так интересно рыться в поисках очередных мусорных ошметков для крафта…
Да, в игре есть крафт – и очень разнообразный и любопытный. Можно улучшать уже имеющиеся пушки и элементы доспехов (и все улучшения будет заметно невооруженным глазом!), можно собирать новые из компонентов. Еще там есть, например, маунты – вот уж чего вовсе не ожидаешь! Лохматые, смешные, умеющие скакать галопом и эффектно уворачиваться от атак. Есть паззлы. Они, правда, максимально простые, с ними справится даже младенец. Есть большая,цветастая, удобная карта для исследования – и когда мы выруливаем со стартовых сюжетных рельс, перед нами открывается тот самый вожделенный open-world. Иди направо, иди налево, лезь в подземные бункеры, блуждай в чащобах ядовитых лесов…
Все эти леса и бункеры, кстати, выглядят весьма неплохо. За каждым пригорком спрятан какой-нибудь интересный лут или мини-квест на “собери все коллекционные предметы” (хоть и незатейливый, а все-таки), время суток и погода меняются динамически, хвост и шерсть мокнут под дождем и пушатся на солнце, природа, захватившая заброшенные города, цветет, растет и зеленеет. Красота.
Двигаясь по сюжету, мы заодно захватываем вражеские форты-лагеря, “перекрашивая” их в свой цвет и зарабатывая репутацию у дружественных фракций-племен: маленькая капля стратегии! В захваченных фортах потом располагаются магазины и прочие полезные места.
Даже создание персонажа стоит отметить отдельно – где еще нам дадут поиграться генетическим кодом пушистой хвостатой мелкой зверушки, похожей то ли на енота, то ли на лемура? Приятное отличие от очередного “создаем гомосапиенса номер 3490”. А вид у зверушки в любом случае выходит весьма обаятельный, боевой и мультяшный – хоть сейчас в какой-нибудь новый блокбастер от Pixar.
Почему же обзоры первого дня на Biomutant были не просто смешанными, а прямо-таки Mostly Negative? (Сейчас весы качнулись обратно в сторону Mixed.) Чем милая Action-RPG, практически без багов и с симпатичной графикой, заслужила такое отношение? Какие минусы в игре?
Во-первых – цена. Прямо скажем, не гуманная. Разработчики, вероятно, вдохновились хайпом “самой ожидаемой игры” и задрали ценник до уровня ААА-проектов. 3000+ рублей в русском Steam, почти 900 гривен (2400 рублей) в украинском, о европейских и американских ценах или о цене в PlayStation Store и говорить нечего – лучше туда не смотреть, чтобы потом не лить валерьянку в кофе. Но Biomutant – никоим образом не AAA-игра, не The Witcher и не Persona, и никакие милые лемуры ситуацию не спасут. Поэтому позитивные обзоры от тех, кто, как водится в Steam, получил игру забесплатно за ревью, тонут в море возмущенных “а платить-то за что?!” комментариев.
Во-вторых, рассказчик. Да, тот парень, через которого нам передают сюжет игры (потому что протагонист, традиционно, нем как рыба, а диалоговые выборы выражает, походу, жестами). Он будет с вами постоянно, и если на старте игры его фразочки умиляют, то уже через два-три часа вы захотите заткнуть уши стекловатой, лишь бы он замолчал. Что обидно, потому что голос у парня очень приятный! Но от комментариев каждого действия протагониста и каждого происходящего момента (“дождь пошел, и мы пойдем”, “откопали полезную штуку в мусорке”, “ура, меткий выстрел!”, “прошли два шага, как хорошо жить”) осатанеет даже Мать Тереза. Думаете, я преувеличиваю? Если бы. И это с поставленной на 10% частотой комментариев, страшно подумать, что будет, если выкрутить настройку на 100%. Кстати, если поставить 0% – не спасет, рассказчик всегда будет рад объяснить вам, что такое сломанный холодильник, или же послужить говорящими субтитрами к диалогу. Последний факт означает, что других озвученных персонажей в игре нет. Зверушки изъясняются писком, визгом и бормотанием, как инопланетяне в KOTOR, в порядке внятной речи вы услышите… правильно, все того же парня. Без перерыва. В третьем лице. “Он сказал, она сказала”. “Торговец рад показать вам свой ассортимент оружия”. Да чтоб тебя блохи погрызли, чертяка языкатая! Хоть звук вырубай напрочь.
Тим Бакли в своем геймерском комиксе “Ctrl+Alt+Del” замечательно изобразил, как все это выглядит:
В-третьих – боевка. Она… странная. Вроде бы есть куча комбо-приемов, но на деле мы применяем хорошо если два-три. Большие враги просто расстреливаются издали, не забываем уворачиваться. Выпалить обойму, побегать вокруг, пока оружие перезаряживается, повторить. Мелких упинываем как угодно, вся кун-фу, то есть вонг-фу красота на самом деле совершенно непрактична, если есть хорошее оружие. В итоге драться с маленькими врагами скучно (угрозы они не представляют), с большими – честно говоря, тоже скучно (даже если он ударом лапы сносит половину здоровья, главное – вовремя сделать перекат).
Что имеем в итоге? Action-часть ARPG не такая интересная, как могла бы быть; RPG-часть задумана хорошо, но изрядная часть атмосферности убивается диалогами в духе “такой-то здоровается с тобой и спрашивает, как у тебя дела” все тем же надоевшим голосом. Остается постапокалиптичный красивый сеттинг с пушистым населением, исследованиями окрестностей и фотографированием пейзажей (в игре даже отдельный Photo Mode для этого есть): не мало, но и не много. Милая игра, определенно не заслуживающая негативных отзывов в Стиме, даже смешанных-то не заслуживающая… но и цены своей не заслуживающая тоже. Сейчас планка ценника на Biomutant задрана просто неприлично высоко. Не уверена, что могу порекомендовать ее даже при скидке в 50%. Может быть, когда-нибудь, если разработчики одумаются и урежут запросы втрое?
(А тем, кто хочет поиграть в кунг-фу сказку с выборами, советую все ту же Jade Empire. Серьезно, игра вышла в 2005 году, а все равно прекрасна как рассвет!)
Biomutant вышла в общий доступ вчера, 25 мая 2021 года. Игра доступна на PC (Steam и GOG), PlayStation 4 и Xbox One.