Обзор Bayonetta
Ищущий да найдет, ждущий да дождется – даже если ему придется ждать очень долго. Сколько там? Восемь лет? «Байонетту» за это время успели вознести на вершину, забыть, снова вспомнить, увенчать сиквелом и забыть еще раз. В консольных краях уже давно наигрались в знаменитый «Devil May Cry на каблуках», но для ПК-аудитории эта история только-только начинается. Да, на праздник слэшерной жизни мы опоздали – зато получили, как это часто случается, лучшую версию из всех.
В честь этого не помешает провести небольшой экскурс в историю. Ниже – вынужденно ретроспективный взгляд на то, чем Bayonetta завоевала любовь игровой публики в свое время и чем увлекает по сей день. Если же вам интересны исключительно нюансы запоздалого порта, можете переходить сразу к делу.
Ведьмина служба шинковки
На пороге знакомства с Bayonetta стоит усвоить одно: это японская игра, где «японская» значит «не спрашивайте, что происходит». В отличие от большинства родственников, она не пытается подстроиться под европейские стандарты, не ограничивает себя в средствах выражения и не волнуется о том, что ее не поймут – она просто отрывается всеми доступными способами.
Тут есть более-менее внятная затравка про ведьму Байонетту, ее мутное прошлое и борьбу с ангелоподобными существами, но желательно понимать и принимать, что это всего лишь отправная точка для последующего фейерверка безумия. Устремляясь как можно дальше от здравого смысла, фантазия авторов выливается в разнузданный экшен, где героиня ездит на мотоцикле сразу в нескольких плоскостях, стреляет ногами и собирает из своих волос разномастных чудовищ, непременно оголяясь во время ритуала. Почему? А почему бы и нет!
Ведь именно благодаря абсурдности действа Bayonetta обладает безудержной энергией. Она скидывает в кучу все, что ассоциируется с драйвом и крутизной, постепенно наращивает масштаб, переходя от скромных драк в подворотнях к межпланетным битвам на манер «Гуррен-Лаганна», и буквально каждую сцену сопровождает мощной разрядкой. Удовлетворение игра приносит не продуманным миром и повествованием, а возможностью метнуть трамвай в дракона и зарядить ему ледяным коньком по пасти – потому что за такие простые радости мы слэшеры и уважаем.
Особенно приятно, что эта энергия здесь сочетается с разнообразной боевой системой. Внушительный мувлист, огромный выбор оружия и брутальные добивания с использованием изощренных пыточных механизмов позволяют экспериментировать на протяжении всей игры и раз за разом дополнять свой стиль новыми приемами. Весь геймплей умещается в рамки контроллера, но при должном старании простирается далеко за его пределы.
Более того, вскоре после начала Bayonetta даже на среднем уровне сложности оборачивается неожиданно крепким челленджем, для преодоления которого требуется постоянно оттачивать собственное мастерство. Если первые уровни проходятся бездумным затыкиванием редких врагов, то чуть позднее без стройной логики действий никуда. Нужно учиться связывать удары в изящные комбо, рассчитывать тайминги и вовремя уклоняться от атак, активируя фирменное замедление времени.
Но учиться и развиваться тут действительно хочется, поскольку интерес непрерывно поддерживается за счет новых врагов, дополнительных техник, фееричных босс-файтов и неожиданных подлянок. Противник, к примеру, может сделать выпад сразу после окончания видеовставки, а платформа под ногами – предательски исчезнуть в самый неподходящий момент. И когда при подсчете очков игра напоминает, что ты прошел уровень только с десятой попытки, награждая низшим баллом, волей-неволей стремишься быть быстрее, выше и сильнее.
Тем обиднее, что под занавес ее задор иссякает и уступает место битвам-«повторкам» с минимальными изменениями. Трудно сказать, японские ли это причуды или просто проблемы застарелого дизайна, но финал заметно бьет по общим впечатлениям.
И все же большинство глав представляют собой мощную и незамутненную мясорубку. Нет ничего прекраснее, чем разбивать каменные рожи ударами в 900 ГИГАТОНН и вызывать гигантских демонических пауков, разрывающих очередное непобедимое божество на мясные ломти под аккомпанемент джей-поп-кавера Fly Me to The Moon. Вот про что Bayonetta, и никакие оправдания ей не нужны.
В этом, по большому счету, и кроется основной недостаток игры. История в ней попросту лишняя – по крайней мере, в таком виде. Сюжет часто распыляется на тягучие и бессмысленные диалоги с участием раздражающих персонажей, подменяет полноценные ролики нарезками статичных кадров и вообще ведет себя как худший рассказчик в мире. А катсцен тут, судя по склейкам на YouTube, даже больше, чем в Devil May Cry 4, которая, как ни крути, в повествовательном смысле была на несколько голов увлекательнее.
Байонетта – 4K-ведьма
На ПК Bayonetta наконец-то чувствует себя в своей тарелке – чего не скажешь ни о первоначальном релизе на Xbox 360, страдавшем от «рваной» картинки, ни об ужасном порте на PlayStation 3, владельцы которой наслаждались ураганным экшеном в 20 FPS. Ближайшим аналогом является версия для Wii U, но даже она не идет ни в какое сравнение с тем, что получили мы.
Во-первых, это, конечно же, поддержка заоблачных разрешений. Пускай графически «Байонетта» уже совсем не удивляет, в 4K она выглядит гораздо живее, позволяя разглядеть превосходную работу дизайнеров в мельчайших деталях.
Во-вторых, у игры безупречная производительность. Не настолько, чтобы вытянуть пресловутое «четыре-ка» на GTX 970, но уже в 1440p та же самая видеокарта выдавала стабильные 60 кадров в секунду. Выше этого, правда, прыгнуть не выйдет ввиду фиксированного фреймрейта – ложка дегтя для обладателей 144-герцовых мониторов.
К тому же ПК-версию слегка облагородили визуально, обвешав сглаживаниями, анизотропными фильтрациями и современной моделью затенения. Без прямого сравнения заметить разницу трудно, однако картинка в целом стала приятнее. В глаза бросается разве что возросшее качество теней – в пререндер-роликах, доставшихся нам с консолей, они на порядок хуже.
Важным дополнением стало и достаточно подробное меню настроек графики, благодаря которому в Bayonetta можно спокойно играть даже на конфигурациях, едва подходящих под современный минимум. Хотя и на максимальном пресете наша отнюдь не молодая гостья задействует от силы гигабайт видеопамяти.
Худшее, что случилось с ПК-версией за время прохождения – это сброс всех параметров. После очередного перезапуска игра отчего-то решила, что стоит отключить звук и сбавить чувствительность мыши до нуля. Впрочем, проблема никогда более не повторялась, так что назвать ее хоть сколько-нибудь значимой не получается.
* * *
Нисколько не растеряв своей актуальности за прошедшие годы, Bayonetta в конце концов добралась до компьютеров в наилучшем виде. Настало время и нам с головой окунуться в сумасшедший вихрь японского творчества и драйвового экшена.