Обзор дополнения Battlefield 3: End Game
Что-то в этом есть: назвать DLC игры словом «End». Прошло более года с момента релиза Battlefield 3, и теперь мы можем оглянуться назад: за это время к игре успело выйти пять официальных дополнений, а сама она в значительной степени изменилась. И последний аддон получился столь же впечатляющим, как и все, что выходило на движке Frostbite 2 под брендом Battlefield за последние шестнадцать месяцев.
End получилась настоящей лебединой песней, демонстрирующей лучшие стороны знаменитых сражений на открытых локациях от DICE. Как и всегда, в дополнении есть четыре новых карты, но взаимосвязь между ними прослеживается не настолько явно, как в предыдущих аддонах. Вместо того, чтобы увязываться между собой сюжетом вселенской катастрофы как Aftermath или нотками ностальгии как Karkand, данная четверка объединена лишь темой годового цикла: каждая карта – это свое время года.
Так, в Kiasar Railroad действие происходит весной, на холмистой местности, сквозь которую (как это вытекает из названия) проходит железная дорога. В нее упирается автомобильная трасса, а получившийся вследствие их встречи полустанок становится одним из стратегических пунктов этапа. Окружающая природа представлена небольшими лесистыми холмами, становящимися значительно выше и круче вблизи побережья. Контрольные зоны для режима Conquest разбросаны по таким местам, как лодочная станция, заправка и склад. В каждой из этих локаций достаточно места как для кратковременного укрытия, так и для полноценной битвы.
Nebandan Flats представляет собой летний этап, действие которого разворачивается под палящим солнцем почти лишенной жизни иранской пустыни. Это достаточно большая карта с плоским рельефом, а лагеря противоборствующих команд сконцентрированы в ее центре, вокруг компактно стоящих групп разного рода построек. Так, ферма, жилая зона, какой-то цементный завод и небольшая заправочная станция расположены в непосредственной близости друг от друга, на расстоянии буквально нескольких десятков шагов. Отдельно нужно отметить лагерь внутри большого склада: из-за того, что он находится на возвышенности, с его захватом дело будет обстоять несколько сложнее. Отсутствие достаточного количества сколько-нибудь приличного укрытия обеспечивает серьезное преимущество той команде, которая будет вести действия с воздуха, а близость друг к другу мест, представляющих собой мало-мальский стратегический интерес обещает далеко нескучную жизнь в случае ведения боевых действий на земле.
Тем, кому по душе осенние пейзажи, карта под названием Operation Riverside подарит сплетение проселочных дорог, ведущее к хаотичному нагромождению зданий. Река, протекающая по территории этого этапа, является природной оградой для центра карты, попасть в который можно лишь по нескольким мостам (иногда – полуразрушенным). Благодаря этому вести бой, управляя каким-либо транспортным средством, становится еще интереснее. На данной карте вы без проблем найдете множество укрытий, но будьте осторожны: зачастую скалы, стены и другие конструкции имеют неприятное свойство внезапно заканчиваться, превращаясь в полностью открытое пространство.
Ну и напоследок есть еще Sabalan Pipeline, действие которой происходит на заснеженном нефтеперерабатывающем заводе. База каждой из противоборствующих команд находится внутри какого-то здания с множеством хороших укрытий. Поэтому чтобы выкурить оттуда противника, необходимо будет сначала пробраться сквозь заросли деревьев или вскарабкаться на средней величины холм, находящийся посередине карты. Там есть несколько сараев, из которых как на ладони просматриваются три главных стратегических узла.
Поиграв немного на каждой из четырех вышеупомянутых карт, понимаешь одно: они создавались именно для Battlefield. Ни на одной из них нет повторяющихся от игры к игре хорошо знакомых уловок, равно как ни одна из них и не разрабатывалась специально под какую-то определенную тактику. Все этапы очень органично вписываются в общий дух игры, а положительные или отрицательные стороны того или иного игрового момента могут зависеть от команды, за которую вы играете, а также снаряжения и техники, которая в данный момент времени находится в вашем распоряжении. Каждая карта требует от игрока предельной концентрации внимания и возможности быстро приспосабливаться к условиям конкретной игровой ситуации вместо того, чтобы добиваться побед исключительно за счет стандартных техник и приемов ведения боя, характерных для данной местности.
На новых картах доступно два новых игровых режима, которые точнее будет назвать двумя немного забытыми старыми игровыми режимами, подогнанными под дух Battlefield 3. Первый из них – это Capture the Flag. Этого без преувеличения эпохального режима для любого FPS-тайтла мы не видели в играх серии Battlefield еще со времен Battlefield 2: Modern Combat, вышедшей в 2005 году. Геймплей в нем вряд ли удивит вас чем-то из ряда вон выходящим для игр такой серии, разве что флаг порой оказывается не в самых лучших местах, которыми так богаты карты. Определенную долю оживления в хорошо всем известный режим вносят разнообразные транспортные средства: представьте себе только, что игрок, захвативший вражеское знамя, может скрыться с ним не только на мотоцикле, но даже на танке и вертолете. В остальном же Capture the Flag мало чем вас удивит.
Второй игровой режим – Air Superiority – последний раз применялся в многопользовательском онлайн-шутере от первого лица Battlefield 1943 в 2010 году. Тогда, правда, игроки, управляя летательными аппаратами, не могли по полной насладиться качественным боем, все время находясь далеко от его эпицентра. Теперь же ситуация исправлена: игроки здесь постоянно находятся в жерновах жестокой мясорубки воздушного боя, где нет даже возможности катапультироваться, а в случае смерти – возрождаешься заново сразу внутри вертолета. Контрольные зоны находятся на дирижаблях, и поэтому добраться до них не составляет большого труда. Данный режим придется по духу как тем, кто в совершенстве овладел искусством управления воздушными судами, так и тем, кому никогда не приходилось воевать в воздухе во время обычной игры. Вряд ли какой-то из описанных игровых режимов можно назвать новаторским или революционным, но в каждом из них определенно есть свои сильные стороны, благодаря которым они обретают индивидуальность.
Кроме всего прочего, дополнение Battlefield 3: End порадует нас и новой военной техникой. Так, американский зенитный ракетный комплекс HMMWV ASRAD и его русский антипод – специальный автомобиль GAZ 3937 Vodnik AA – представляют собой юркие противовоздушные самоходные средства, оснащенные разворачиваемой огневой точкой, способной поражать противника как самонаводящимися тепловыми ракетами, так и шквальным огнем. Хотя это и не самые мощные машины в игре и они могут стать добычей для танков или вертолетов, но их огневые возможности не позволяют сдаться без боя, управляя такой техникой.
Dirt bikes являются, пожалуй, одной из наиболее захватывающих особенностей всего дополнения Battlefield 3: End. Каждая карта создана так, что не покататься с ветерком на этих двухколесных монстрах у вас просто не получится. К тому же, в тот момент, когда мотоцикл на бешеной скорости преодолевает препятствия а его двигатель рычит словно разъяренный дикий зверь, количество адреналина в крови просто зашкаливает, и это ощущение хочется пережить снова и снова. Но не стоит слишком придираться к физике этих транспортных средств: если им чего-то и не хватает в управлении, то это с лихвой компенсируется неподдельным удовольствием и весельем, получаемым от езды.
Да и вообще веселье – это хороший итог как для самого дополнения End, так и для игры Battlefield 3 в целом. И хотя это слово редко употребляется для характеристики «брутальных» игр, лично я каждый раз заново сажусь за Battlefield 3 отчасти именно из-за того, чтобы развлечься. И сколько бы много не говорили о нарушении каких-то неписанных традиций жанра, порой бывает так приятно вернуться в детство и просто поиграть в «войнушки», бегая по открытым пространствам и нанося удары воображаемым противникам. Это единственная игра, в которой вы можете поднять глаза к небу и понаблюдать там за воздушным поединком, а вдалеке увидеть небольшую рощу, в которой все деревья сломаны пополам из-за того, что по ней только что пронесся танк. И это, наверное, именно та игра, в которой игрокам чаще всего приходится с удивлением восклицать «Ничего себе! Ты это видел?», округляя глаза от восторга.
В Battlefield есть все, чтобы чаще переживать подобные всплески радости и адреналина. Последнее дополнение к ней тоже поощряет искренние эмоции, и именно это отличает ее от подобных тайтлов. В свое время одиночный режим и режим кооперации пытались копировать Call of Duty, но в памяти игроков так и не задержались. Однако, несмотря на разные по своей успешности моменты в своем жизненном цикле, Battlefield 3 все же выросла в очень качественную игру. И во многом этому поспособствовали четыре карты, которыми она приросла под конец (едва ли не самые лучшие за всю историю).