Великая иллюзия – обзор Battlefield 1

Read in English | Новости игр, Обзоры игр | |

Когда вышел сюжетный трейлер Battlefield 1, я опрометчиво понадеялся, что на этот-то раз с кампанией будет все в порядке. Что DICE смогут-таки показать войну не про -=SaNyA2001=-, спустившего карманные деньги на читы, а про настоящих солдат. Что будет красивая голливудская драма с правдоподобными персонажами. Некоторые из них, возможно, погибли бы где-нибудь под конец, а мы бы со слезами на глазах поражались жестокости сценаристов.

Они и в самом деле оказались жестокими, потому что в делах сюжетных Battlefield даже в антураже Первой мировой остается собой. Знающие люди поймут, что это очень, очень плохо.

battlefield-1-mg

Увы, если вы смотрели премьерный стрим кампании, то видели лучшую ее часть. Пролог, который засветили публике еще до релиза, за несколько минут передает всю суть последующего действа. Пока закадровый голос причитает, что война – это страшно, под нашим контролем, среди взрывов, газовых облаков и грязи, погибают ее участники. Кто-то прячется в окопах, кто-то добрался до станкового пулемета, а кому-то повезло сидеть внутри ненадежного, и все же относительно безопасного танка. Все они разные, но все они бесславно умрут, как бы вы ни старались. Игра сразу предупреждает, что на выживание рассчитывать не стоит.

Для вступления это предельно мощный ход – показать ужасы войны глазами павших. Каждое бездыханное тело, над которым камера плавно парит, прежде чем перенестись к следующему бойцу, нагнетает нужное настроение. Мы ничего не знаем о тех, за кого играем, пока на экране не появится очередное имя и годы только что оборвавшейся жизни, неминуемо заставляя переосмыслить веселую беготню с автоматом наперевес. В этом хаосе все – живые люди.

Но эту идею Battlefield 1 как-то теряет из виду, когда обращается к конкретным сюжетам. Даром что их у игры аж пять, никакой привязанности к фигурирующим в них персонажам ощутить не удается. Это режим разрозненных получасовых сценариев с разными модельками на главных ролях, ни больше ни меньше.

battlefield-1-dogfight

Замена цельного повествования на сборник короткометражек ожидаемо сказалась на качестве. Невозможно, ну просто невозможно выстроить адекватный рассказ в таких тесных рамках. Любая глава открывается красочным роликом, знакомящим нас с главным героем, и им же заканчивает попытки развить его характер, потому что на большее времени банально не остается. Вот, значит, картежник, который любит летать – а вот он уже полетал и победил. Кто он, откуда он, хотя бы почему он, никто не говорит. Принимайте как есть. Следующий.

Еще один прекрасный пример – финальный эпизод, наверняка продавший игру многим наивным людям вроде меня. Все потому, что трется он в любопытнейшей близости к Лоуренсу Аравийскому. Это, если что, историческая личность, известная по таким хитам кинематографа, как «Лоуренс Аравийский». Играть нам за него, конечно же, не дадут – отдуваться будет его приближенная, Зара Гуфран, которую ничем, кроме имени и разметки для пластической хирургии на лице, не наделили. Ее полная биография на тематической вики не даст соврать – с тем же успехом на ее месте мог быть Микки Маус.

Недаром, в общем, при упоминании Battlefield 1 так часто вспоминают «Железный капут». Кампания словно собрана из незабвенных скетчей, карикатурных и поверхностных. Только физиономии у всех с претензией на «Оскар».

battlefield-1-zara

Все это можно было бы оправдать с геймплейной точки зрения. Разнообразие, мол, превыше всего, а трюк с минисюжетами как раз и позволяет без обязательств жонглировать декорациями и механиками. За одну кампанию действительно дают и на танке покататься, и в небеса взмыть, и коня оседлать, и по траншеям поползать – полный набор увеселений прошлого века.

Проблема лишь в том, что тем же самым можно заниматься в мультиплеере, причем в любых пропорциях. Одиночный режим страдает от острого дефицита уникальных ситуаций, которые нельзя было бы повторить на сетевых полях. Все миссии – это либо безвкусный коридор, либо никак не замаскированные захваты флагов, штурмы, обороны и прочие коллективные радости, наштампованные друг за другом.

Архитектура местами настолько хороша, что можно увидеть Эцио.

Архитектура местами так хороша, что хоть залезай на шпиль и синхронизируйся.

Примечательно, что зачастую самое интересное вынесено за интерактивные скобки. В катсценах случаются картинные противостояния, тяжелые дилеммы и просто вещи, которые хорошо смотрелись бы в игровой форме. Даже примитивный QTE в нужном месте уже заметно бы оживил процесс и избавил бы от неприятного чувства, будто играешь дефматч с ботами, потому что интернет отключили. Но нет, высокополигональный пререндер важнее.

Разок, правда, игра дает маху, но момент этот предвосхищается уставшей мыслью: «Если сейчас не дадут взять на абордаж дирижабль, я выключаю». И точно, расщедриваются на целую сцену штурма цеппелина – вымученную и очевидную, зато такую желанную. Впрочем, это единственное достоинство кампании про британских летчиков, которая уступает Blazing Angels десятилетней давности во всем, кроме графики.

При этом трудно сказать, что в визуальной составляющей сингла Battlefield 1 есть что-то выдающееся. Технически все вылизано до блеска, но картинка… без художественного энтузиазма, что ли. Обычные поля, обычные горы, обычные пустыни, обычные взрывы – красотами игра пользуется от силы дважды, остальное время не обращая на них никакого внимания.

В итоге сюжетная вкладка Battlefield 1 не технодемка даже, а затянувшийся туториал к мультиплееру. Последний, в свою очередь, придерживается знакомой палитры эмоций, добавляя новые краски лишь по краям.

battlefield-1-sinai

Ящики! Со скинами!

Ящики! Со скинами! Опять…

Не знаю, как там у вас, но у меня сетевой аспект Battlefield всегда ассоциируется с раздражающим щелканьем снайперских винтовок. От него не скрыться ни в одной игре серии, он будет всегда и везде. Этот дурацкий звук, исходящий от каждого второго куста на холме. Птсщ! Ты мертв, попробуй еще. Птсщ! Респаун. Птсщ! Это. Птсщ! Очень. Птсщ! Весело. Даже его текстовая имитация отвратительна, фу!

Здесь та же незадача – куча снайперов, высматривающих легкие мишени с верхотуры. Ты либо становишься одним из них учишься с этим жить, переползая от камня к камню, либо приходишь в бешенство и забываешь про все режимы, кроме новых «Операций». Но честное слово, он – это то самое, ради чего Battlefield вообще стоило придумывать.

«Операции» если не искореняют вышеописанный недуг, то эффективно с ним борются. Фактически это связка из знакомых «Штурма» и «Превосходства», подразумевающая смещение линии фронта всякий раз, когда атакующая сторона умудряется удержать все точки текущего сектора. Подобная динамика сама по себе плохо сочетается с неподвижным стилем игры, поэтому труженики оптических прицелов здесь не в почете. Они есть, но надолго окопаться возможности не имеют.

Дон Кихот о таком и не думал.

Дон Кихот о таком и не думал.

Ну, а еще карты «Операций» в несколько раз больше обычных и вмещают до 64 игроков, кто-нибудь из которых наверняка убьет докучающего кемпера, если таковые вообще останутся. В большинстве отыгранных матчей люди куда охотнее прежнего лезли на передовую и сражались как подобает, бок о бок с товарищами. Это ли не «Баттлфилд» мечты?

Играется сей режим просто чудесно. Огромные поля сражений вместе с безумным количеством слотов на сервере создают иллюзию масштабного конфликта: поблизости всегда будет 5-10 человек, в небе обязательно просвистит пара самолетов, на горизонте вырулит несуразный, но смертоносный танк, разгоняющий напуганную пехоту – несмотря на просторы, в любой точке карты кипит оживленное противостояние. Здесь никогда не чувствуешь себя оторванным от боя, как это случалось раньше.

Появляется даже некое подобие слаженной командной работы, чего от Battlefield, где испокон веков творится сущий балаган, ну никак не ждешь. Что оборона, что осада требуют минимального взаимодействия, поэтому в «Операциях» медики чаще все-таки лечат, чем топчутся по твоему трупу, отряды стараются держаться вместе, а врагов исправно помечают на благо всем союзникам. Бывало, что и в чате начинали тактику обсуждать. Нонсенс.

Тут же бронепоезда, дирижабли и линкоры, прибывающие на помощь слабой стороне. Сногсшибательной революции из них не вышло – это всего лишь толстая техника, поливающая окрестности градом спецэффектов, – но при грамотном использовании они легко могут переломить ход матча, не говоря уже о том, что выглядят чертовски круто.

battlefield-1-gas

Картинка в такие моменты тоже преображается. Еще бы – когда полсотни человек с неподдельным азартом стреляют, режут и взрывают друг друга, генератор эффектных кадров нет-нет да должен срабатывать. Из онлайн-баталий Battlefield 1 получается самое живое торжество смерти из всех подобных.

И все же наиболее значимое отличие – это сеттинг, вне всяких сомнений. Благодаря ему темп битвы чуть замедлился, техника стала опаснее, появились газовые гранаты и противогазы, ограничивающие обзор и точность стрельбы, и вообще геймплей умудрился поменяться, оставшись в то же время прежним. Новыми впечатления не назовешь, а вот обновленными – вполне.

battlefield-1-plane

Пускай какие-то там историки и войноведы уже ворчат, мол, тут не то и там не так. Сомневаться в их словах не приходится, но для среднестатистического обывателя разницы между достоверностью и зрелищем по реальным мотивам, скорее всего, не будет. Реализм Battlefield 1 не столько в точной репродукции, сколько в погружении, в ощущении непосредственной причастности. Хваленый Verdun может быть хоть трижды хорош, однако только DICE могут сделать Первую мировую войну с чудесными воскрешениями и глупыми багами физики убедительной.

Занятно получилось. Извечный конфликт бобра с ослом в лицах Battlefield и Call of Duty соответственно в этом году не состоялся, ибо недостатки обоих оказались взаимовыгодными. От Activision у нас застарелая, но прекрасная кампания на пару с невменяемым мультиплеером. От EA – все наоборот: тоскливое сюжетное ковыряние в носу и мощная сетевая часть, которая меняется в год по чайной ложке. А мы и не против.

Battlefield 1
Battlefield 1
Дата выхода:
21 октября 2016
Издатель:
Electronic Arts
Разработчик:
EA Digital Illusions CE
Жанры:
Action / Мультиплеер
Платформы:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
101 место
Оценка редакции:
80 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Да

Поделиться

Обсудить