Обзор Baldur’s Gate: Enhanced Edition
Главный вопрос, стоит ли возвращаться?
Начнем с хороших новостей: никаких радикальных перемен к худшему не произошло. Beamdog удалось сохранить Baldur’s Gate таким, какой он был, а при добавлении новых опций обошлось без грубой работы монтировкой. Подавляющее число изменений, привнесенных в эту классическую ролевую игру, делают ее еще понятней, доступней и целостней. Если бы Enhanced Edition была переизданием на DVD, то она была ближе, скорее, к Lord of the Rings: Extended Edition, чем к Star Wars: Special Edition.
Только представьте, будто этот DVD пылился на полке несколько лет.
Плохие новости заключаются в том, что работа выглядит сырой. Краска еще не подсохла, гвозди забиты не полностью и, вы, рано или поздно, на какой-то из них напоретесь. Baldur’s Gate: Enhanced Edition выглядит более чем неуверенно и, играя в нее, будьте готовы встретить пару-другую неприятных сюрпризов.
Есть два момента, о которых стоит поведать сразу. Во-первых, Baldur’s Gate была (и остается) прекрасной, громадной, амбициозной, плодовитой и не знающей равных игрой, но оказавшейся в чем-то похожем на эволюционный тупик. Во-вторых, оригинальной Baldur’s Gate уже 14 лет и даже самые лучшие пластические хирурги в лице Beamdog практически бессильны. Поэтому ностальгию прочь (тем более что я уже предавался ей), этот обзор поможет вам определиться с тем, стоит ли покупать Enhanced Edition или нет.
Сразу хотелось бы сказать еще о двух вещах. Если вы никогда не играли в Baldur’s Gate, но слышали об игре много хорошего, да еще и узнали об этом переиздании, вам определенно стоит его купить, но с некоторыми оговорками. Однако если у вас уже есть Baldur’s Gate, бежать в ближайший магазин за Enhanced Edition совсем не обязательно, разве что вы завзятый коллекционер и для вас не купить это переиздание – это как пойти против самого себя.
Наиболее явные изменения в Enhanced Edition касаются разрешения: оно значительно выросло, а вместе с ним и область просмотра. В то время как рисованные и по большей части статичные фоны придают игре старомодный вид, они по-прежнему шикарно выглядят, и, наверное, даже шикарней, чем раньше. А большая площадь обзора привнесла в игру ощущение масштабности, которого не хватало в оригинале. Также стоит отметить, что колесико мыши теперь можно использовать для «зума», если вы хотите побаловать себя более детальным рассмотрением картинки.
Кат-сцены тоже прекрасны. Сейчас они нарисованы от руки, что смотрится гораздо приятней, чем оригинальные 3D-вставки. Те, кто играл в Baldur’s Gate также могут обнаружить, что задним числом улучшены некоторые анимации и эффекты, например, заклинание «Огненный шар» (fireball).
Другие изменения касаются удобства и косметических улучшений. Благодаря усовершенствованным экрану инвентаря и меню персонажа стало немного проще отслеживать характеристики предметов экипировки. А это, в конечном счете, помогает понять почему, например, вот эта секира, которую я держу в правой руке, внезапно превращает меня в неуклюжего олуха. Ноги некоторых изменений растут из Baldur’s Gate: появились сумки для драгоценных камней и ящики для зелий, а те или иные предметы (например, стрелы) укладывать стало гораздо удобней. Эти изменения, несомненно, делают игру лучше, но их упоминание уж точно не стоит сопровождать салютом и фейерверками.
Новый комплект портретов, персонажей и озвучек также не тянет на значительное дополнение. Лично мне больше по душе появление новых NPC-спутников, даже несмотря на то, что голосовых вариантов объявить компаньонам о том, что вы собираете их прикончить, стало немного больше. Но оба этих дополнения все равно вносят незначительный вклад в огромную Baldur’s Gate. Тем не менее, новые персонажи проработаны и озвучены гораздо лучше, чем те, что были в игре изначально (что сильно выделяет их на фоне остальных), и это разнообразие – несомненно, плюс.
Но все равно, все эти дополнения выглядят довольно блеклыми. А все потому, что самое крупное нововведение лежит за пределами самой игры. Black Pits – это что-то похожее на мини-игру, отдельное приключение, которое в большей степени смахивает на режим орды. Шесть персонажей сражаются с 15 мощными вражескими волнами, периодически разбавляя это насилие RPG-шоппингом. И хотя, возможно, было сомнительной идеей сделать перерывы между сражениями, но Black Pits бросает игроку достойный вызов и предлагает интересную историю. Однако я разочарован тем, что этот режим отделен от основной игры.
Также Black Pits стоит похвалить за то, что он ни разу не зависал, в отличие от главной кампании, с которой эта беда происходила постоянно. Игра вылетала на рабочий стол каждые несколько часов, и это происходило, как правило, во время перехода между локациями или, в меньшей степени, при попытке включить какое-нибудь меню или экран. Данный недостаток будет донимать вас более всего, но было бы неправильно оставить без внимания и другие ошибки игры.
Вот некоторые, менее значительные из них. Например, я заметил несколько мест, где текст написан немного некорректно. Также я не уверен, что новый журнал заданий работает так, как нужно: после выполнения одного квеста с говорящей курицей мне повстречался путешественник, который указал мне на локацию, где я снова смог бы отыскать эту курицу. То есть квест появился вновь, как незаконченный, но в моем журнале заданий об этом не было ни слова.
А теперь пару слов о более раздражающих ошибках. Одна из них – это проблема с поиском наиболее короткого пути, из-за которой мои компаньоны могут надолго застрять возле дверного проема или же блуждать по всей карте, пока не доберутся до пункта назначения. Иногда приходится повторно кликать мышкой, потому что спутники просто не реагируют на ваши команды с первого раза – это, полагаю, будет особенно раздражать на сенсорном экране iPad’а, когда, наконец, появится версия игры для этого девайса. Иногда лучники лезут в рукопашную схватку. Иногда выделяется целиком вся группа, и убрать выделение можно лишь перезапустив игру. За то время, которое я провел за игрой, Enhanced Edition обновился два раза, но выше обозначенные недочеты по-прежнему имеют место быть.
Да, проблема с поиском пути была и в оригинале, но я на 100% уверен, что прежде имелась возможность минимизировать ее с помощью увеличения узлов для просчета компьютером. В Enhanced Edition этой опции не наблюдается, не говоря уже о многих опциях графики и интерфейса, чему я безмерно удивлен. Помимо прочего, вместе с мультиплеером ожидался и серверный браузер от Beamdog, но, по сути, на данный момент имеется лишь возможность прямого подключения.
Но даже все эти проблемы не способны пустить игру под откос. Спустя годы она все еще остается великолепной, увлекательной, остроумной и бескомпромиссной RPG, не говоря уже о ее сложности, по сравнению с теми играми, которые успели появиться на свет за это время. В целом переиздание можно считать успешным: оно не упростило и не изменило оригинальной игры, но привело ее в соответствие современным стандартам. Я считаю, что любой поклонник ролевых игр должен обязательно опробовать Baldur’s Gate. Но вопрос в том, стоит ли покупать для этого расширенную версию?
Если хотите более подробно разглядеть давно знакомый мир – несомненно. И определенно, если вы хотите поиграть в Black Pits. В противном случае, помните, что оригинальная игра гораздо дешевле и у нее, в пределах здравого смысла, можно увеличить разрешение, а также добавить дополнительные опции и даже подключить несколько фанатских (неофициальных) квестовых модов. Но имейте в виду, что с новой версией эти моды, к сожалению, несовместимы.
Лучше всего относиться к Enhanced Edition с точки зрения «понравится или нет». Я не буду утверждать, что это переиздание является окончательным вариантом Baldur’s Gate, а затем строить свое мнение исходя из этой точки зрения. Оно не лучше, оно просто другое.
Тем не менее, стоит предупредить новых игроков о том, что следует почаще и разными способами сохраняться. В целях того, чтобы этот обзор не получился однобоким, я решил ознакомиться с новым обучением, надеясь, что это поможет мне лучше вникнуть в эзотерические и несколько устаревшие правила Dungeons & Dragons 2nd Edition, на которых строится Baldur’s Gate. Но оно показалось мне немного кособоким, поэтому я не думаю, что оно подойдет для подготовки игроков к таким странностям, как концепция THAC0.
Также я обнаружил, что игра, не уведомив, переписала оба моих сохранения, автоматическое и быстрое, хотя я могу поклясться, что никогда не прикасался к новой кнопке быстрого сохранения, которая появилась в Enhanced Edition. Но когда я решил положиться на эту кнопку, это стоило мне большей части моего игрового процесса, по предварительным подсчетам, около 60 часов игры.
Так что, да, стоит иметь это в виду.