Библиотека Steam: As Far as the Eye
As Far as the Eye, даром что помесь пошаговой экономической стратегии и роглайка, почему-то старается убаюкать своих геймеров. Игра обещает мирные путешествия по бескрайним полям, лугам, горам, лесам и озерам, одухотворенное паломничество леммингов до их Земли Обетованной. Которая, к слову, заодно еще и является мировым ковчегом, способным уберечь своих обитателей от подступающего глобального наводнения. Местные жители принадлежат к легендарному племени художественных мирных туземцев, бегают по лугам с воздушными шариками и все при рождении одарены экзотично-успокаивающими именами типа Оолмо или Ууги-Бууги.
Пока не начинаешь играть, думаешь: «В какое же травоядное царство меня занесло.»
Затем под вашим чутким, но неумелым командованием переселенцы начинают голодать, болеть и наносить себе увечья чисто от скуки. После чего их заваливает градом, вокруг стоянки разгорается пожар, ураган уносит в никуда весь ваш палаточный городок, и в коне концов лемминги уходят под воду, потому что их догнал тот самый всемирный потоп. Оказывается, сеттинг сеттингом, а хитрые роглайковские головоломки в AfatE таки имеются.
Путешествия к центру мира
Для того, чтобы добраться до хэппи-энда, игроку потребуется организовать леммингам экскурсию по нескольким диким остановкам. Представьте себе цепочки событий в FTL: Faster Than Light или Slay the Spire, только не с текстовыми приключениями и бесконечными боями, а с компактными локациями. Оные нужно быстро разведать, освоить, освободить от части ресурсов, а затем двинуться дальше.
Иногда на стоянках попадаются лотерейные руины, посетив которые можно или сильно облегчить себе жизнь, или запороть всю партию. Плюс иногда мимо проходят дружественные караваны.
В общем, всё обратно кажется просто. Десантируешься на местность, разглядываешь, в какой шестиугольник лучше воткнуть лесопилку, откуда выгоднее таскать камни, где тут самые обильные поля и так далее, заем развертываешь бурную деятельность, и voila – караван сыт, здоров, натренирован и готов двинуться дальше. И правда, тут некоторые уже десятилетиями раскладывают экономические пасьянсы по изометрическим просторам. Напугали, понимаешь, лимитом в сто ходов на локацию.
Но тут внезапно выясняется, что во-первых, 200 единиц шерсти, которые игра требует от тебя в качестве налога на продвижение по глобальной карте, ты вряд ли просто так соберешь. Ибо этой самой шерсти всего 210 на локацию, а тебе еще всенепременно надо построить мобильную кухню, потому что дальше без нее уже никак. Во-вторых, AFatE пообещала тебе через три хода устроить неотвратимое нашествие крыс. Эти друзья леммингов всенепременно сожрут почти все твои съестные припасы, поэтому ближайшие ходов 20 ты будешь занят ни разу не головоломкой с шерстью, а выживанием и суматошной добычей еды. Наконец, за 15 ходов до геймовера, когда ты еле-еле разобрался с насущными проблемами и почти скопил несчастную шерсть, игра объявляет грозовой шторм, при котором все овцы в страхе разбегаются, и стричь становится некого. Заправившись валидолом, ты строишь рынок, пытаешься выменять ресурсы и только за два хода до потопа понимаешь, просто никак не успеешь вытащить караван из этого проклятого заколдованного леса.
Время запускать новую партию.
Пересобираемся
Повторимся, несмотря на приятную картинку и общую идиллическую атмосферу, AFatE не стесняется топить геймеров в случайных невзгодах и редко, очень редко прощает ошибки. Отдельно игра не любит, когда ты, освоив один вроде бы универсальный дебют, пытаешься проскочить за его счет вообще всю дорогу до финиша. AFatE будет бесконечно долго бить таких молодцов по носу, не давая пройти даже обучающей кампании. Вам обязательно придется перестраивать тактику под каждую отдельную локацию и каждый отдельный сценарий.
Чтобы геймер не заскучал после пары удачных путешествий, дизайнеры AfatE придумали четыре разных стартовых племени с разными исходными данными. Племя Вечного Лета — это наши стартовые товарищи без явных преимуществ и недостатков, путешествующие по спокойным землям. Племя Вечной Весны — любители путешествовать большими компаниями, яркие личности, обладающие особенно богатыми наборами позитивных черт (читай «перков») типа «Получает на 20% больше опыта» и недостатков типа «Отказывается работать на каменоломне». Третьи товарищи Вечной Осени изначально малочисленны и путешествуют по буйным землям, зато сразу как следует обучены всем базовым специальностям. Четвертое — самое хардкорное — племя Вечной Зимы любят спокойную тундру, зато кроме еды каждый ход поглощает еще и шерсть.
Поверьте, эти вроде бы не очень существенные различия серьезно меняют ход партий. Особенно крутой смены стратегии требуют от тебя зимние товарищи. Плюс один вечно исчезающий ресурс, и ты как будто попал в совершенно новую игру.
Ну а чтобы не получилось так, что мы по разу распробовали игру за все фракции, везде успешно провалились, а затем отправились строчить отзывы «1 из 10, требую возврата денег», AFatE предусмотрительно выстраивает племена в очередь и не дает нам устроить поводырем к новым друзьям только после того, как мы хоть раз успешно проводим друзей старых.
Не отвлекайся!
В целом, разгадывать местные головоломки — занятие интересное. Игра плюс-минус успешно соблюла баланс между азартом первооткрывателя, расчетливой организацией полевых баз и выживанием на волнах Великого Рандома, чтобы тебе захотелось хотя бы по разу пройти все восемь доступных вариантов путешествий и чтобы после одной неудачной партии чесались руки сразу начать другую.
Да, AFatE не избежала двух фамильных изъянов инди-проектов, а именно не до конца выверенного баланса местных механик и не самого удобного на свете интерфейса. Я, например, за 30 часов игры так и не смог привыкнуть к тому, что на экране в принципе отсутствует кнопка, открывающая меню исследований. Сначала надо всенепременно ткнуть на ответственное за науку здание и уже в его меню найти правильную кнопку.
Или может это я такой недалекий и продолжаю в упор не замечать нужных иконок. Ну, в этом случае игра все равно проваливает «Тест на дурака»; просто так, на интуиции разобраться в интерфейсе AFatE не выйдет.
Еще хочется записать в недостатки тот факт, что партии AFatE сильно лучше играть запоем. Отвлечешься от игры на каких-нибудь 15 минут, и нить партии куда-то теряется, и сходу разобраться в том, что именно происходит на экране, становится до странного сложно. Мне после каждого первого перерыва хотелось просто начать новое путешествие. Думается, для пошаговой стратегии это все-таки заметный минус.
Тем не менее, свой ценник As Far as the Eye отрабатывает полностью. Нет, совсем-совсем бесконечного роглайка здесь не имеется. Одолев все сценарии, вы, может быть, возьметесь за выуживание ачивментов. Разобравшись с ними, вы, скорее всего, будете вправе называть себя гроссмейстером AfatE, а сама игра уйдет в архив, потому что ей больше нечем вас удивить. До этой поры, правда, сначала пройдет не один десяток часов побед, поражений и перезапусков партий в надежде, что пусть хоть в этот раз не надо будет собирать 750 единиц лечебной травы.