Обзор 35MM
Как многие сильные и независимые игры, 35MM снова заставляет виртуальное человечество страдать. Она безжалостно обрушивает на планету очередной недуг и хладнокровно наблюдает за тем, как люди в спешке разбрасывают по округе автомобили, пишут друг другу предсмертные письма и встречают свой конец в максимально драматичных позах – создают антураж, в общем. Антураж для истории о выживших, о деградировавшем обществе, готовом лгать, предавать и убивать ради куска хлеба или крыши над головой. Для дискуссий на тему конца света, реального или метафорического, его предпосылок и последствий.
Ну, или просто для байки про болезнь, иммунитет к которой есть только у деревенских бандюганов, дедушек в фуфайках и двух наших героев, держащих путь невесть куда и неведомо зачем.
Учитывая метку «Story Rich» в магазине, рискнем предположить, что акцент все-таки делался на содержании, и сразу выдвинуть справедливое замечание: для сюжетного приключения игра слишком поверхностна. Многообещающей завязку в принципе не назовешь, но потенциала у нее было явно больше хотя бы потому, что постапокалиптический сеттинг – один из самых благоприятных для эмпатийного повествования. Вспомнить The Walking Dead, The Last of Us или, там, фильм «Дорога» – все они держались на сопереживании, бесконечном волнении за персонажей. Здесь же волноваться априори не за кого.
Несмотря на малое количество действующих лиц в 35MM, все они – блеклые оболочки, лишенные характеров, мотивов и взаимоотношений. В лучшем случае кто-то оказывается просто плохим без видимых на то причин, тогда как по остальным невозможно понять, что они из себя представляют и, самое главное, зачем вообще появляются в кадре. К последним, увы, относятся и главные герои, которые почти не общаются между собой, а если и раскрывают рот, то только для того, чтобы сморозить псевдофилософскую глупость. Поначалу такая загадочность образов кажется весьма уместной – но на исходе второго часа надежда увидеть в них живые личности безвозвратно исчезает. Даже любопытную связь названия игры с фотоаппаратом в кармане протагониста интересно обставить не удалось. Ну нравится мужику объективом пощелкать, чего пристали?
Как следствие, концовка, целиком опирающаяся на эмоциональную привязанность, которая должна была сформироваться за время прохождения, совсем не впечатляет. Слегка удивляет, да – но это скорее реакция типа «а, вот оно как, значит» вместо запланированного катарсиса.
До эпилога, впрочем, тоже есть о чем поговорить. Путь к нему оказался не менее спорным.
Основной уклон тут, естественно, в исследование. Многие моменты предполагают решение банальной задачки на поиск предмета/кода, но никто не запрещает свернуть в сторону и покопаться в окрестностях. Увы, исследование обычно поощряется пустыми ящиками и неинтерактивным реквизитом, а редкие записочки о том, как тяжко жилось второму трупу слева, погоды не делают, так что и отвлекаться от центральной тропинки смысла особого нет.
Время от времени разрядки ради нам включают настоящий шутер, и очень зря. Удовольствие от него примерно такое же, как от, скажем, You Are Empty – сомнительное с привкусом упущенного десятилетнего прогресса, то есть. Да и зачем изначально нужно было вводить этот элемент, не знаем, но видится он откровенно лишним и инородным. Возможно, для того, чтобы оправдать не менее бестолковую сурвайвал-механику со сбором и поеданием тушенки?
Нужно отдать должное, путешествие получилось весьма разнообразным, но ни один из его аспектов на приличном уровне не реализован. Изредка кликать на иконку еды, чтобы не помереть, глазеть на пустынные локации, выполнять поручения про «принеси-подай» и стрелять по возмутительно живучим мишеням попросту скучно. Думается, это как раз тот случай, когда никто бы не расстроился, будь все это обставлено в виде качественного «прогулочного симулятора» – лучше ведь одна крепкая механика в центре, чем несколько посредственных, верно?
В визуальном плане откровений еще меньше. Плакать от графики не приходится, однако на скриншотах игра выглядит, мягко говоря, гораздо симпатичнее – прежде всего потому, что на них не видно анимации уровня «Мор. Утопии», мутненьких текстур и примитивной геометрии с вездесущими зазубринами. При скромных масштабах проекта оно вполне объяснимо, но сегодня даже самые крохотные инди компенсируют технические слабости скрупулезной проработкой всего и вся, а тут и этим глаз не порадовать. Художественный талант у автора, судя по другим его работам, определенно есть – так отчего ж он остался в стороне?
Тем не менее, хорошее освещение, правильная цветовая гамма и все остальное, что необходимо для поддержания верного настроя и атмосферы, здесь присутствует. 35MM прям-таки пронизывает своей туманной безысходностью, эффект от которой усиливается родными пейзажами с избушками и ржавыми «уазиками» – узнаваемые культурные засечки придают окружению пугающую натуральность, а это дорогого стоит. Правда, целостность местной эстетики периодически подводит, из-за чего огромные ЖК-мониторы частенько стоят рядом с советской техникой, но в общей картине такие мелочи теряются.
Куда больше обидно, что при имеющихся достоинствах мир игры преступно статичен. Все вокруг, включая NPC, просто находится в нем для того, чтобы кто-нибудь прибежал и разворошил гнездо скриптов. Пока игрок не вмешивается – не происходит ровным счетом ничего. Проходя мимо импровизированного футбольного поля, ожидаешь увидеть, как детвора гоняет мячик (который почему-то намертво прибит к земле), минуя чей-то дом – как люди устраивают свой быт, а когда сельчанин обрывает разговор фразой «пора на боковую», хочется все же, чтобы он действительно ушел спать. Но ничего из этого почему-то нет. Декорациям, даже мертвым, знаете ли, нужна какая-никакая жизнь, иначе действо превращается в неправдоподобный спектакль.
Немного подливает масла в огонь бедное звуковое оформление. Эффекты-то в большинстве своем вполне терпимы: случается, что один сэмпл слишком уж неаккуратно зациклен, а другой перебивает по громкости все остальные, но ничего критичного в этом нет. Озвучка персонажей – вот в чем беда. Понимаем, бюджетные ограничения, все дела – но чтобы вещать такими нудными интонациями, надо сильно постараться. Ей-богу, если бы диалоги подавались исключительно субтитрами, хуже бы уж точно не стало.
Всей игре в целом легкая нудность тоже присуща. Тут будто специально напарник идет так, что его обгоняешь, двигаясь спиной вперед, в роликах издевательски долго смакуют бессмысленные сцены, а после каждой реплики следует немая пауза в несколько секунд. Против размеренного темпа мы ничего не имеем, и все же такая раздражающая медлительность – это уже слишком.
Начавшись ничем и закончившись, по большому счету, тем же ничем, 35MM оставила после себя неприятную пустоту. Ни тебе эмоционального потрясения, ни пищи для ума, ни удовлетворительного геймплея – получилась какая-то скомканная и недосказанная постапокалиптическая драма, которая пролетела перед глазами без явной цели. Или, лучше сказать, проползла. Очень уж нерасторопная игра получилась.
В любом случае, попытка более чем похвальная. Невзирая на кучу огрехов, тест-драйв потенциально занятной вселенной можно считать успешным. Ждем следующий проект.