Двадцать баксов на Neverwinter
Стараясь не пропустить ни одной улики, я осторожно пробирался через алхимическую лабораторию, расположенную в самом центре разграбленного особняка, и внезапно наткнулся на огромный светящийся камень размером с меня самого. Я подошел поближе, опасливо изучая поверхность этой гигантской диковинки, и внимательно прочитал надпись, оставленную для меня человеком, который создал этот квест.
«Это всего лишь обычный магический кристалл», – гласила надпись.
Ах, это всего лишь обычный магический кристалл. Топаем дальше. Снова осторожно шагаем по вековой пыли и хрупким пробиркам, разбросанным повсюду, и находим четкие и ясные улики, попутно замочив парочку-другую эльфов.
Этот квест был создан обычным пользователем, и таких DIY-приключений Neverwinter насчитывает уже сотни, а может быть и тысячи. И на первый взгляд, было бы несправедливо судить всю игру по отдельному стороннему дополнению. Но правда в том, что этот квест описывает Neverwinter как нельзя лучше.
Neverwinter – это MMORPG, функционирующая по популярной сейчас системе free-to-play, и вдобавок к тому, что она не слишком утомляет игрока требованиями и просьбами раскошелиться на те или иные безделушки, она еще и предоставляет игрокам редактор уровней, именуемый Foundry, который позволяет создавать творения в виде приключений-инстансов – как для групп игроков, так и для тех, кто любит путешествовать соло – а затем делиться ими.
Все это сделано очень мастерски – новые квесты появляются постоянно, да еще и сортируются по рейтингу и различным характеристикам, среди которых, например, предполагаемое время прохождения. А это значит, что помимо солидной кампании, PvE-сражений и PvP-потасовок, Neverwinter обладает телом, которое постоянно растет с появлением каждого нового приключения.
Это отлично. В Neverwinter вы всегда найдете чем заняться, к чему вернуться, а учитывая постоянно меняющийся календарь событий, еще и большое разнообразие доступных квестов. А мы ведь любим разнообразие, да? Когда я гляжу на местный ассортимент, мне хочется кричать как обезьянка в клетке или даже открыть окно и завопить «РАЗНООБРАЗИЕ!», чтобы меня услышал весь честной народ. Возможно, никому не будет до этого никакого дела, но я хотя бы не буду держать это в одном лишь себе.
Только проблема в том, что добрая доля этого разнообразия невероятно скучна.
Поначалу сражения оставляют приятное впечатление. В этом плане Neverwinter кажется смесью традиционных MMORPG и action-RPG. От первых игре досталась структура и организация – мирные локации, крафтинг, гильдии и игроки, которые носятся по городу и кричат что-то в духе: «LF CW и DC за SP!!!» А вот сражения кажутся такими, будто их позаимствовали из какого-нибудь Diablo – вы махаете саблей и уклоняетесь от ударов свое удовольствие без намека на ограничения, свойственные MMORPG. Набирая уровни, вы получаете доступ к полудюжине классовых умений, которые активируются при помощи горячих клавиш. Все это очень просто, и вы постигаете боевую систему без лишней суеты.
В свои лучшие моменты игра чувствуется очень быстрой и мощной. Мне понадобилось всего три минуты, чтобы отыскать навык, с помощью которого я раскидывал тела беспомощных врагов на несколько метров вокруг себя – это подарило мне многие минуты чистого и незамутненного счастья от, казалось бы, ничем не примечательного сбрасывания несчастных зомби с мостов и уступов. Такие моменты могут очень здорово повеселить.
Впрочем, недолго. Впереди вас ждет очень и очень многое, а игровые ситуации весьма быстро становятся похожими друг на друга. Враги появляются лишь в специально отведенных зонах, причем постоянно, а иногда прямо в полуметре от вас. Если вы буквально пару минут назад измордовали трех орков, то будьте уверены – совсем скоро зеленые увальни объявятся вновь и причем в том же самом месте.
Большинство этих ребят довольно пассивны и будут игнорировать вас до тех пор, пока вы не подойдете вплотную. Кроме того, между всеми монстрами, которые бродят по просторам Neverwinter, разницы очень немного – кидающийся топорами орк ведет себя почти также, как бандит-лучник или крысооборотень-лучник. И независимо от того, играете ли вы один или в компании с друзьями, незамысловатая стратегия максимального урона всегда принесет больше пользы, чем изящный тактический подход.
Большую часть игрового времени вам предстоит рубить, кромсать, пинать, сечь, колоть, лупить и т.д., но в перерыве между потасовками вы неизменно будете следовать за искрящейся дорожкой, которая поведет вас к следующей цели, чтобы это ни было. Нужно кого-то убить? Это вот здесь. Добыть предмет? Будьте добры, налево, направо, еще раз налево, затем прямо до трехметровой березы. Эта мерцающая тропинка ведет вас словно нить Ариадны куда бы то ни было, за исключением нескольких открытых локаций, которые вы найдете поблизости, и не только найдете, но и, скорее всего, повстречаете там сколько-то врагов, напрашивающихся на очередную взбучку.
В этом-то и кроется моя личная претензия к Neverwinter. Эта игра низводит впечатления от приключений вплоть до простого перемещения к определенному месту, где мне нужно или начистить кому-нибудь физиономию, или собрать какие-нибудь вещички, или же то и другое вместе. Такое происходит во многих играх, но Neverwinter прячет этот RPG-стержень не очень умело. Она не в силах сделать его достаточно интересным. Она не дает вам обдумать какой-нибудь выбор или принять какое-то решение, а просто вручает набор заданий. То, что должно быть увлекательным приключением, превращается в список покупок. Процесс очень прозрачен. В голову даже напрашивается такая метафора – скудно одет.
Чтобы получить доступ к Foundry и самолично взглянуть на то, как создаются квесты, мне нужно было прокачать хотя бы одного из персонажей до 15 уровня. А это часы геймплея, которые показались просто ужасными. И дело не в том, что я потратил на это много времени, а в том, что очень скоро я уже буквально заставлял себя волочиться в пункт А, чтобы убить там противников Б, затем собрать уйму предметов В, а после отнести это все в пункт Г. Сплошной «День сурка», но в фентезийном антураже.
Я не принимаю никаких решений, ни о чем не думаю, ничего не знаю, не испытываю ни забот ни хлопот. Кто дает мне квест? Какая разница. Что ему нужно? Какое мне дело. Все это не имеет никакого значения, поскольку артефакт, который мне предстоит добыть – это всего лишь повод для очередной курьерской пробежки и очередного же безудержного мочилова. Забытые Королевства – это прекраснейший сеттинг, как будто созданный для буйства фантазии, но в Neverwinter он попросту теряется. Контекст и сложность отодвинуты куда-то на дальний план. Разумеется, тут можно прочесть массу всевозможных историй, но среди них нет ни одной, в которой можно было бы всерьез поучаствовать.
Эта RPG может похвастаться большими, а зачастую и очень красивыми локациями, и порой имеет смысл свернуть с проторенного пути и поискать какие-нибудь секреты, но Nevewinter не из тех игр, которые поощряют любопытство. Это игра совсем не об этом. Это игра о дубинке, которая с хрустом обрушивается на головы вражеских супостатов, покуда те брызгают фонтанами золотых монет, о сборе экипировки, характеристики которой на полторы ловкости лучше, чем у той, что одета на вас, о городах, где живут вросшие в землю торговцы, которые без тени эмоции покупают у вас старые шмотки, мутным взглядом уставившись куда-то перед собой, поскольку их души сполна вкусили бессмысленность монотонного бытия.
Иногда мне требовалось распознать некоторые предметы, падающие из монстров, еще до того, как я мог ими воспользоваться, но это было просто, потому что из монстров всегда вываливалось достаточно узнаваемых свитков. А это значило, что мне предстоит еще одно задание – рутинная работа по ковырянию в инвентаре, чтобы соединить одни предметы с другими. Настолько рутинная, что иногда я просто останавливался и хотел было послать все к черту. Более того, все эти предметы были одноразовыми, совершенно лишенными смысла или привязки к чему-либо, ведь вскоре я обязательно разменивал их на что-то более стоящее.
В играх жанра action-RPG вы, как правило, постоянно прокачиваете и улучшаете своего персонажа – а как иначе? Но согласитесь, экипировка должна быть интересной, оппоненты – разнообразными, а сражения – захватывающими, но Neverwinter в силах совладать только с последним из этих элементов, но и этот меч очень быстро притупляется монотонным повторением.
Это очень увлекательная игра, но маленькими урывками: стремительные забеги по подземельям, отчаянные PvP-сражения, отдельные сюжетные фрагменты и даже квест, в котором вас отправляют взглянуть на три разные баррикады. Короткие игровые сессии минимизируют повторяемость. Кроме того, временами игра выглядит очень здорово, хотя анимация местами кажется неуклюжей, а озвучка – ужасной.
Будет нелишним отметить ряд небезынтересных технических решений вроде крафтинга прямо в окне браузера, установки обновлений на лету, а также простого и понятного интерфейса – поиск событий, партий, квестов и игроков становится донельзя простым. Кроме того, она проста в освоении. Вы можете перепрыгивать уже пройденные инстансы. Игра не давит на вас, чтобы вы сию минуту устремились покупать внутриигровую валюту, которая по-настоящему полезна лишь для получения доступа к случайному луту, где могут оказаться вещи, которые вы так или иначе добудете в ближайшем будущем.
И конечно, Neverwinter позволяет создавать собственные квесты, а посему мы снова возвращаемся к тому гигантскому светящемуся кристаллу. Кристаллу, который имел очень косвенное отношение к моему приключению, как и все эти случайные детали имеют очень косвенное отношение к Neverwinter. Foundry – это очень простой редактор уровней, но до тех пор, пока он или сама игра не станут более сложными, он не позволит вам сделать квест, который будет отличаться от того, что может предложить Neverwinter.
Возможно, Neverwinter имеет больший потенциал. Возможно, он будет расти и процветать за пределами всего этого, но об игре можно судить лишь по тому, что она из себя представляет на данный момент, а не по тому, чем она может стать. А сейчас многие пользовательские приключения сродни самому Neverwinter’у – вы просто идете куда-то, устраиваете драку и собираете трофеи.
Но опять же, если вам этого достаточно, то знайте, что Neverwinter – это бесплатная, легкая и очень, очень простая игра, которой вы можете подарить столько своего времени, сколько пожелаете. И не называйте её очередным F2P трешем.
Двадцать баксов
В данной заметке «Двадцать баксов» (потому что у нас денег куры не клюют) попробуем выяснить, что можно купить на F2P-просторах Neverwinter за зеленую бумажку с изображением президента Джексона. Это богатство, о котором вы можете только мечтать? Или мнимые фантики, которые ускользают из рук от одного прикосновения? Читай же, отважный искатель приключений.
Целью этой части обзора является изучение F2P-рынка на более глубоком уровне – сколько игра может дать вам за $20, эквивалент наших 599 рублей, т.е. стоимость бюджетной игры? Насколько дорого играть в ту или иную игру? Как сильно это ударит по вашему кошельку? Что касается Neverwinter, то он оказался чертовски бесполезен в этом отношении.
Запуская F2P-игру, очень сложно удержать себя от циничных мыслей – вы уже ждете, что игра вот-вот начнет выкручивать вам руки под тем или иным углом. Конечно, они скажут, что не нужно платить ни копейки, но вам нужно сломать вон ту стену, разыскать того торговца, найти короткий путь, осознать, что это чертовски долго, нудно и неудобно, и в конце концов понять, что вам нужно было заплатить самую малость, чтобы всего этого избежать. А затем еще раз. И, возможно, еще? Но только не здесь.
Neverwinter ошеломил меня. Я начинал играть в него с определенными ожиданиями, но в итоге достиг максимального уровня, по пути не встретив ни единой разумной причины потратить хотя бы копейку. Впрочем, это не значит, что я удержался от траты денег на бессмысленные вещички. Но в Neverwinter не было ничего такого, что подарило бы мне более приятный геймерский опыт, решись я потратить на игру реальные деньги.
Итак, на что же я могу потратить свои $20?
Первым делом вам попадаются сундучки Nightmare Lockboxes, которые по совместительству являются одним из тех элементов, через которые игра будет наиболее активно щекотать вашего внутреннего транжиру. Сундучки выпадают случайно, и для того, чтобы открыть один такой, нужно потратить 120 Дзен (Zen) – это внутриигровая валюта из Perfect World, которую можно купить за реальные деньги. В сундуке может лежать случайный предмет или предметы: что угодно, начиная от пустяковых чарующих жетонов и заканчивая самым вожделенным из призов – Бронированным Кошмаром (Armored Nightmare). Это самая лучшая лошадь в игре, великолепный зверь, которого можно заполучить только в том случае, если вам улыбнется удача при вскрытии сундучка. По мнению разработчиков, вы обязательно захотите себе такого коня – каждый раз, когда кому-нибудь везет на этот большой приз, игра кричит об этом на весь белый свет, а посреди вашего экрана вспыхивает соответствующая оранжево-коричневая надпись. Черт, теперь я тоже такого хочу!
Впрочем, такую стимуляцию трудно назвать агрессивной. Она, скорее, вдохновляющая. Вам не нужен этот Бронированный Кошмар. Вы с легкостью раздобудете себе маунта примерно на 20 уровне. Да, он медленнее, но достойно справляется со своей работой. Если вы хотите улучшить маунта, в игре тоже есть способы для этого.
Как ускорить процесс? На самом деле все, что нужно – это Астральные Бриллианты (Astral Diamonds или AD), одна из четырехсот семидесяти внутриигровых валют Neverwinter. Эти «дензнаки» используются для покупки вещей в Аукционном Доме (Auction House), а также у некоторых торговцев, которые продают всевозможные полезности вроде свитков телепортации, свитков идентификации, некоторых чарующих предметов… не столь важно. Однако AD быстро добываются в самой игре. К примеру, можно неплохо заработать, продавая в Аукционном Доме приличный лут, – люди с радостью заплатят за вашу везучесть, точнее, за те вещички, которые вам удалось выбить благодаря своей везучести. Кроме того, поклонение выбранному божеству тоже дает несколько тысяч в день. Или, разумеется, вы можете просто купить за реальные деньги немного Zen и поменять их на AD на внутриигровом финансовом рынке, основанном игроками. Правда, на данный момент он не работает. Чтобы модернизировать свою лошадку до второго уровня, вам придется раскошелиться на 800 тыс. AD. Не такая уж нереалистичная сумма, чтобы добыть ее в игре, но и не самая маленькая. Впрочем, для апгрейда до третьего уровня потребуется уже более 2 млн AD. Так что, да. Соблазн задействовать реальные деньги будет очень велик.
Сколько? Довольно много. Около 50 евро в прямом переводе на Zen. Нашему бюджету такое не под силу.
Итак, у нас на руках $20 или примерно 599 рублей. Меняя их при помощи глупых каменных глыб, мы получаем примерно 1640 Zen. Согласно текущему (до того безумия, которое случилось в эти выходные) курсу за 1 Z мы выручили 365 AD, а все вместе – 598600 AD. Что мы можем купить на эти деньги?
Вы можете открыть банк гильдии – это будет стоить запредельные 400 тыс. AD, что даже при поверхностном просмотре смахивает на чертовски глупую научно-фантастическую басню. Также можно купить 3 чарующих предмета 12 ранга – пустейшая трата денег из тех, что можно себе вообразить. А как насчет 13302 свитков идентификации? Или 150 свитков телепортации, чтобы возвращаться домой в Анклав Защитника (Protector’s Enclave)? Кроме того, этих денег достаточно, чтобы купить любой из эпических комплектов, цена на которые стартует с 1,5 млн. Хотя фактически они бесполезны.
А теперь давайте не будем преобразовывать доллары в AD. (Должен признаться, я потратил 800 рублей собственных денег на бриллианты, чтобы повысить скорость своей лошадки. Такие дела. Я просто сделал это. Зато эти деньги не облагаются налогом!) Пусть останется Zen-валюта. У нас есть 1640 Z – посмотрим, что из этого выйдет.
Чрезвычайно полезной покупкой может стать Очень Большая Сумка (Bag Of Greater Holding) – 24 дополнительных слота в инвентаре никогда не будут лишними. Даже несмотря на то, что самого начала их дается 60. Другим приятным дополнением могут стать Свитки Жизни (Scrolls Of Life). В игре у меня их не было, однако один такой позволяет вернуться к жизни прямо на месте с почти полным здоровьем, что предпочтительней, чем возрождение в близлежащем лагере. Пять таких свитков стоят 300 Z, а это двадцать пять воскрешений.
Есть еще куча подобных бонусов, которые можно купить только в Zen-магазине. Например, Камень Здоровья (Stone Of Health), который может 50 раз мгновенно восполнить ваше здоровье. Стоит это счастье 500 Z, поэтому можно купить сразу три. Не хотите? Есть еще всякие модные штучки вроде побрякушек, красок для одежды и пр. Нет, не интересно. Что у нас дальше? О, компаньоны!
Neverwinter разработана таким образом, что при желании в нее можно играть одному. Можно не искать партию, а заиметь компаньона-питомца, хотя им может быть и человеческий персонаж (который упоминается не иначе, как «это», что, пожалуй, весьма грубо). Несколько из них доступны бесплатно, и они довольно хороши. Однако есть и такие, которых можно купить. Наш бюджет позволяет купить волка или ястреба – это недурные зверушки, но не предел совершенства, т.к. оба ограничены 15-ым уровнем. Однако самый лучший выбор – и вы приходите к этой мысли очень нескоро – это Медовый Барсук, который стоит 3500 Z.
Мне не хватило 1400 Z, чтобы купить Лошадь Берега Мечей (Sword Coast Riding Horse), чья скорость составляет 110%, а это максимум, на который способны местные маунты. Той же суммы мне не хватило на ездового гризли (80%), 2400 Z – на Бронированного Медведя (Armored Bear), Тяжелого Ворга (Heavy Worg) и Тяжелого Ревуна (Heavy Howler, первоклассный, прямо скажем, монстр), скорость каждого из которых также составляет 110%. Самый лучший маунт, которого мы можем купить на эти деньги, является Черный Конь (Black Horse) за 800 Z, но его скорость (50%) не очень впечатляет.
Кроме того, за деньги можно приукрасить своего персонажа, приобрести слоты для компаньонов (правда, я не совсем понимаю, зачем людям нужны эти компаньоны), переименовать персонажа (400 Z) и все в таком духе. Но давайте будем честны. Это не совсем то, на что мы хотели бы потратить свои кровно заработанные? Нелепые Nightmare-сундучки – вот зачем мы здесь! У нас едет крыша и нам нужна эта дурацкая пурпурная лошадь! К черту плюрализм, в топку многообразие!
Чтобы открыть сундучки, вам понадобится Зачарованный Ключ. Один такой стоит 120 Z, а связку из десяти можно купить за 1125 Z. За 1640 Z вы можете получить 14 ключей, а следовательно, и открыть 14 сундуков. Так давайте сделаем это!
… Прошло некоторое время …
Эх.
Не нашлось для меня Бронированного Кошмара.
Но что нашлось, спросите? К счастью, мне тоже перепало немного полезностей, хотя в основном это был мусор – пачка чарующих предметов, с помощью которых можно улучшать оружие и броню, а они, в свою очередь, тоже выпадают случайно, но уже бесплатно. Если вам посчастливится раздобыть вещички 3 или 4 ранга, ждите вселенской зависти. Хотя мне, бывало, выпадали предметы аж 6 ранга, за которые удавалось выручить очень неплохую сумму в Аукционном Доме. Кроме того, мне попалось два идола, которые можно было поменять на 30 тыс. AD. Все остальное можно расценивать, как ненужный хлам, за исключением…
Моего нового питомца! Фора (Phoera), магическая огненная птичка, которую можно прокачать аж до 30 уровня, что гораздо больше, чем у того никудышного помощника, который просто плетется за мной. Я открыл эту коробку уже довольно давно и поэтому очень сильно привязался к Стравинскому – так я назвал птичку. Он не шибко силен в драке, например, во время сражений с серьезными боссами он живет очень недолго. Зато умеет отвлекать. Это агро-зверек, который оттягивает внимание противника на себя, в то время как я могу зайти сзади и нанести хитрый удар в спину. Стравинский – отличный напарник.
Что ж, я чувствую себя в необычной роли защитника азартных игр, потому что сундучки Nightmare Lockboxes – это самая что ни на есть рулетка. Скорее всего, вам выпадет какой-нибудь никчемный мусор или монеты одной из многочисленных здешних валют. Шансы выиграть маунта крайне малы, как и шансы заполучить пылающего питомца вроде моего. Это была чистая случайность, поэтому я разрываюсь между мыслью о том, что это была пустая трата денег, и радостью от обладания этой зверушкой. Впрочем, это по-прежнему пустая трата денег, чего уж там.
Итак, Neverwinter – это настоящая F2P-игра. В нее на самом деле можно играть бесплатно, имея доступ ко всему контенту и получая от этого настоящее удовольствие, не тратя даже заявленных двадцати долларов. Впрочем, если вы все таки захотите инвестировать в вашего персонажа реальные деньги, купленные дополнения могут быть полезными, но никогда – необходимыми, и благодаря им вы уж точно не вырветесь вперед тех игроков, которые не платят (не считая чуть более быстрой «кошмарной» лошадки, которая мчит быстрее всех в буквальном смысле). В конце концов, дело сводится к доверию самому себе – устоите ли вы соблазну нажать на кнопку, чтобы открыть один из вышеупомянутых сундучков безо всякой видимой причины. И даже в этом случае вы можете поменять AD в Zen-магазине, пускай и по драконовскому курсу 43800 к 120, не платя ни единой настоящей копейки.