Впечатления от The Secrets Of Raetikon
Не обращайте внимание на ужасное название – Secrets Of Raetikon безумно хороша. Это игра от Broken Rules, разработчиков And Yet It Moves, безмятежный «исследовательский» экшен, который подарит вам крылья и научит летать. Потому что играете вы за птичку. Метафоры, прошу прощения. Игра буквально только что появилась в режиме «Раннего доступа» на Steam, а я уже успел неплохо провести с ней время.
Почему все видеоигры обозримой вселенной не повествуют о том, каково быть птицей? Проведя пару дней с The Secrets Of Raetikon, я уже не вижу смысла в каких-то других играх. Играть птицей – это несравнимо ни с чем. Зачем вы спорите? Хватит споров. Играть птицей в прекрасной, убаюкивающей и всепоглощающей игре – это истинное, настоящее удовольствие.
По правде говоря, рассказывать особенно не о чем – описание геймплея можно запросто уложить в пару строк. Вы птица, которая летает повсюду и собирает маленькие светящиеся треугольники (они называются Sliver’ами) – это открывает проходы и доступ к Shard’ам. «Шарды» похожи на какие-то древние артефакты и, собственно, являются вашей главной целью – вы относите их к центральному «хабу» для того, чтобы… ну, альфа-версия пока не раскрывает ответ на этот вопрос. Путешествуя, вы минуете всевозможные препятствия, решаете простые головоломки и встречаете всевозможных зверушек, с которыми можно взаимодействовать или просто проигнорировать. В общем, объяснение того, как все работает – это не самое интересное. Лучше давайте поговорим о том, что делает эту игру такой особенной.
Механика полета – это самый важный аспект, можно даже сказать, что он является основой игры. Для того, чтобы привыкнуть, понадобится всего пара минут – вы перемещаете левый стик (я бы настоятельно рекомендовал двухстиковый геймпад, хотя мышино-клавиатурное PC-управление у игры тоже имеется) и жмете на кнопку, чтобы махать крыльями. Со временем движения получаются плавными и легкими, а после бодрых «заплывов» по воздушным потокам вы начинаете чувствовать себя всамделишным альбатросом. Кроме того, есть кнопка для нырка, с помощью которого можно камнем рухнуть вниз – чтоб прокатиться на крыльях сильного ветра. Все это вместе дарит просто незабываемые впечатления: вы порхаете, срываетесь вниз, хватаете когтями камни или, что еще лучше, кроликов. Кстати, если помочь крольчатнику и крольчихе найти друг друга, они тут же примутся делать то, что обычно делают кролики, т.е. наделают маленьких крольчат. Но не только – в награду за сватовство вы получите горстку заветных треугольничков.
К слову, поведение животных – это еще одна сильная сторона игры. Ближе к началу вы встречаете лишь без дела слоняющихся кроликов и крошечных птичек. В общем, все очень пушисто и очаровательно. Но стоило повстречать большую птицу, как она – УФ! – стукнула меня клювом. Некоторые могут схватить вас когтями и со всего маху бросить на колючие кусты. В общем, сволочи. Даже шакалоподобные существа, которые могут причинить гораздо больше вреда, кажутся не такими грозными, мерзкими и злобными, как эти птицы. Такое чувство, что они пристают ко мне, придираются, дразнят. Хочется залететь повыше и прокукарекать на весь Ретикон: «МЕРЗАВЦЫ! ПРЕКРАТИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО!»
Тысячелетия прошли прежде чем я понял, что могу дать сдачи. Но что бы вы не предприняли, это будет не просто. Вы не владеете никакими боевыми приемами, поэтому защита самого себя потребует изобретательности. Разумеется, до чего-то вы додумаетесь сами, но замечу, что вы можете таскать камни и ставить топорные, неуклюжие ловушки. По правде говоря, вы будете испытывать эту топорность и неуклюжесть, даже чувство некой беспомощности, большую часть игры – поскольку вы, по существу, всего лишь птица. Ковыряясь с объектами, к примеру, пытаясь отстроить разрушенную статую, вы прямо чувствуете, как они качаются, тянут вас вниз, когда вы хотите поднять их вверх, и падают, что заставляет вас снова поднимать их и ворочать с места на место. Признаю, все это может звучать довольно отталкивающе, но подобное копошение идет игре лишь на пользу.
Чем дальше вы проходите – а первая часть не шибко велика – тем сложнее и хитрее становится игра. То, куда вы двинетесь дальше, зависит только от вас самого. Игра удивительно открыта, но локации, которые находятся от «хаба» дальше всего – самые трудные. Пытаться сопротивляться многочисленным птицам и прочим животным, которые препятствуют вашему прохождению – это, возможно, не самая лучшая идея. По крайней мере, не всегда. Вы слабы, а они не то чтобы слишком сильны, но владеют эффективными защитными приемчиками, которыми вы, к сожалению, не владеете. Порой лучше по-быстрому проскочить мимо, пытаясь не попасться им на глаза. Впрочем, если вам таки удастся кого-нибудь одолеть, это может выглядеть очень жестоко и по-зверски – можно, к примеру, случайно раздавить камнем ни в чем не повинного кролика, чтобы затем испытать чувство глубочайшей вины, но это ничто по сравнению с диким, отчаянным полетом полудохлой птицы, которая крутится, вертится и брызжет кровью. Природа, как все мы знаем, это та еще стерва. Raetikon лишь напоминает нам об этом.
Существа этого мира подкинут вам немало сюрпризов, но я не буду рассказывать о них, чтобы не портить впечатления. Большую часть игры вы просто летаете туда-сюда, исследуете и выглядываете припрятанные повсюду «сливеры». Желтые – для «шардов» и доступа к новым локациям, синие – для того, чтоб заработать дополнительные жизни. И да, наличие в Raetikon жизней здорово контрастирует со всеми остальными современными играми, в которых никаких жизней нет и в помине. Это, знаете ли, странно. Мне трудно описать свои впечатления. Этих жизней набирается достаточное количество – игра начинается с трех, а в процессе вы без лишнего труда набираете еще четыре или три. Потеряете жизнь, и все треугольные «сливеры» – собранные, но не потраченные – там же и рассыпаются, а вы появитесь возле «хаба» и будете вынуждены лететь до места гибели, чтобы снова их собрать. Это своего рода рутина, но и наказание за смерть. Если потеряете все жизни – то гейм овер, и я думаю, что игры уже давно прошли этот этап, это что-то вроде анахронизма – зачем мне начинать всю игру сначала, если в моей Steam’овской библиотеке пылится еще 47 неигранных игр? Подумав так, я разбазарил все свои жизни – ПОТОМУ ЧТО КРИВОРУК И НИ НА ЧТО НЕ ГОДЕН – и тут же начал заново, показав себя гораздо лучше, чем во время первой попытки.
Другой серьезной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие карты. По крайней мере, на этой стадии разработки. Raetikon – это огромный мир со множеством секретных туннелей и запутанных маршрутов. Увидев впереди что-то интересное, можно умчаться и начисто забыть, в каком месте вы не до конца собрали «сливеры», а поиск обратного пути – это, опять же, жуткая рутина. Игре так не хватает простой карты, которая показывала бы локации с найденными, но не собранными до конца «шардами» – это настолько очевидно, что даже странно. Ее особенно не хватает для олухов вроде меня, которые и в трех соснах могут заблудиться.
Впрочем, игра по-прежнему в разработке. Команда не планировала делать первую часть (всего их планируется три, если первая соберет достаточно денег для дальнейшей разработки) долгой, она хотела сделать ее глубже. Больше вовлечения, больше всевозможных делишек, которыми можно было бы заняться, больше животных и, возможно, парочка новых пещер. Но даже в текущей форме геймплей игры невероятно увлекателен. Двести рублей (даже не двести, а на 14 рублей дешевле) – это хорошая цена за игру. Игра великолепна и очаровательна, а ее простота, отсутствие всепоглощающей угрозы и огромные сложные уровни и являются теми элементами, которые составляют основу ее очарования.
Secrets Of Raetikon доступна в «Раннем доступе» Steam за 186 рублей или на вебсайте разработчиков, где можно скачать версию без DRM за $10.