Baldur’s Gate 3 Early Access: как не отрастить щупальца, краткое руководство

Новости игр, Превью | |

Baldur’s Gate вернулась! Долгожданная третья часть – уже не про путешествия Ребенка Баала, уже про совершенно нового героя. Пусть это всего лишь ранний доступ, пролог и кусочек первого акта, восемь рас и шесть классов для ГГ и небольшая прибрежная локация для исследования. Пусть. Главное – она, настоящая, неподдельная.

Начало у BG3 эпичное – такому позавидовал бы и голливудский блокбастер. Корабль иллитидов, существ, больше всего напоминающих ктулхоидов из кошмаров Лавкрафта, появляется из магического портала над городом Врата Бальдура, стремительный, отвратительно чуждый и смертельно опасный для хрупких людей и прочих рас Фаэ’руна. По улицам города хлещут огромные скользкие щупальца – и тех, кого не повезло попасть под раздачу, утягивает в “желудок” корабля, в коконы пожирателей разума, где им в мозг (обычно через глазницу) подсаживают “головастиков”, детенышей иллитидов. Исход подобной операции без наркоза обычно печален и короток – пара дней мучений, и на свет из гуманоидной оболочки вылупляется свеженький иллитид. Не избежал подобной участи и наш герой. Кокон открыт, получай мокрого ползуна в глаз, кокон закрыт, до встречи, будущий брат по разуму.

Вот только на след корабля, “Наутилоида”, буквально через минуты выходят, точнее, вылетают, местные драконьи всадники – гитьянки, и отнюдь не с дружелюбными намерениями. Завязывается схватка, летучий корабль получает драконьим огнем по обшивке, кокон-капсула трескается, давая нам шанс выбраться, а потом хррррясь! Предсказуемое крушение, и хорошо еще, что в нашем родном Фаэ’руне, а не в каком-нибудь Авернусе (здешнее адское измерение, куда “Наутилоид”, скрываясь от погони, успевает залететь по дороге). Герой, потирая помятые части тела, очухивается в кустах, понимает, что щупальцами пока почему-то не обзавелся, и начинает искать выход из ситуации… которая, как ни крути, непростая.

Эпично? Да. Красиво? Очень. Даже если только посмотреть трейлер, начинают отвисать челюсти и отнюдь не эльфийские уши. Larian взяли лучшее из Divinity: Original Sin 2, прибавили лучшее из нежно любимого нами-олдфагами Baldur’s Gate 2 и щедро долили Dungeons and Dragons (если вам не надо объяснять, кто такие иллитиды и почему гитьянки с ними враждуют, то вы уже из наших, да-да!). А дальше бывалому РПГшнику и рассказывать не надо: находим других “выживанцев” с корабля, объединяемся по принципу “убрать из мозгов подлого червяка”, но, разумеется, специалистов по анти-иллитидской медицине в здешних лесах днем с фаерболлом сыскать весьма сложно, поэтому придется окольными путями и отвлекаясь. Но это все лирика.

Посмотрим на механику, то есть на DnD, перенесенную в компьютерную игру. Она работает, и работает хорошо, порой даже слишком хорошо (семь раз провалить бросок d20 на >=9… мне нужен кто-то пушистый вроде хомяка Минска, обнимать в тяжелые моменты). Кубик даже показывается на экране. Правда, в моменты диалогов, а не в бою, в бою – только если вы кританули тот самый d20. Каждая битва – маленькая стратегия. Не можете победить лоб в лоб – зайдите сзади и ошеломите врага ударом в спину, не можете выиграть на ровной земле – заберитесь на крыши (вообще здесь огромную роль играет разница в высоте и прыжки, еще большую, чем в Divinity OS). Учитывая, что доступный в Early Access кусочек первого акта позволяет нашим героям прокачаться лишь до четвертого уровня, а враги даже на этих левелах любят таскать с собой фляги с кислотой, лазить по возвышенностям, и вовсю читерить… В общем, возможность отдыхать в лагере практически после каждого боя вам понадобится. Одни гарпии с их Luring Song чего стоят. Или телепортирующийся Phase Spider c ядовитыми миньонами. Думать придется и в бою, и в процессе подготовки. И умирать придется; хорошо, что выбитый в ноль ХП персонаж какое-то время не умирает, а может пробрасывать спасброски против смерти (death saving throws) – пока он это делает, он еще не умер, а просто вяло трепыхается, и любой другой живой сопартиец может поднять его на ноги простой кнопкой help.

Но и нашим додали возможностей. Можно бросаться во врагов чем угодно – хоть камнями, хоть бутылками. Можно просто их толкать, сбивая с ног, а можно – что максимально действенно – толкать с утеса или с той же крыши. Можно прямо в бою обмакнуть свой меч в подвернувшуюся лужу с кислотой, раз уж она тут под ногами булькает. Можно скастовать Grease (жировое-скользкое покрытие), а потом поджечь его огненной стрелой. Куча вариантов.

Что касается создания персонажа – Larian, кажется, просто махнули рукой на реализм… эмм, магический реализм, в смысле, логику мира – и решили “делайте что хотите, Эльминстер с вами”. Желаете присобачить бороду женскому персонажу? Да пожалуйста. Женский голос мужскому? Нет проблем. По умолчанию у каждой расы, от гитьянки до дроу, есть свой набор цветов волос, глаз и кожи, но можно просто нажать кнопку “show all colors” – и сделать желтокожего дроу с рыжими волосами и глазами-сапфирами, сколько угодно. Комментировать не буду – вопрос вкуса. Да и, будем честны, моддеры с сайта Nexus все равно рано или поздно это бы добавили.

Попутно с созданием собственного красавчика (или красавицы – с бородой или без), мы создаем еще одного… нет-нет, не второго героя, как в первой Divinity OS. Это кто-то, как расплывчато сказано, “о ком мы мечтаем”, и на романтическую сторону игры он\она не будет иметь ни малейшего влияния. Зато будет появляться в ваших снах и соблазнять вас всякими-разными интересными возможностями.

В конце концов, раз уж сразу у иллитидского головастика нас превратить в чудовищного ктулхоида не получилось – возможно, это судьба? Постепенно наш герой получает силы, которые слишком соблазнительны, чтобы от них отказаться. И если поначалу это лишь возможность обмениваться короткими мыслями и эмоциями со своими сопартийцами, то потом… Вероятно, у нас с мозговым червем есть шанс на симбиоз – и даже без тентаклей и серой кожи. Кто сказал, что это плохо?

Впоследствии можно будет играть кем-то из пре-созданных персонажей, с уже готовой историей, но пока что эта опция недоступна. Зато всех этих ребят мы встречаем в течение первого же часа игры (да-да, товарищи по несчастью и по иллитидским коконам). Возможно, впоследствии добавят еще сопартийцев, но пока что имеющаяся компания собралась весьма специфическая: никакого Минска с его “hamsters and rangers everywhere rejoice!”, никакого, хотя бы, добродушного Алистера. У всех в шкафах не просто скелеты, а целое кладбище с семейными склепами и призрачными завываниями между могил. Каждый, натурально, готов вцепиться друг другу в глотку и не скрывает этого – в конце концов, вы все обещали друг другу: “увижу первые признаки превращения в иллитида – зарежу!”. Одна из соратников – гитьянки, по вежливости и мягкости сравнимая с питбультерьером-мутантом, от которой шарахается половина местного населения, второй – вампир, третий – живая бомба с часовым механизмом, у всех, разумеется, есть мнение по любому мелкому поводу и они готовы его отстаивать когтями и клыками. “А теперь со всем этим багажом мы попытаемся взлететь”. Или хотя бы доковылять до цели.

Диалоги у ребят замечательные, вот что. Озвучка, интонации, поведение – просто ах! Разумеется, походные бантеры (Как варлок Вилл, типичный “герой, голова горой”, но не без своих тараканов, клеится к гитьянки Лаэзель – это что-то с чем-то!), разумеется, разговоры в лагере у костра. Кстати, в лагере будут не только ваши ребята – подтянутся и помощники, и зверушки, которых можно гладить, и…

Кто-то скажет, что возможность телепортироваться в этот лагерь откуда угодно, хоть из гоблинских лабиринтов, хоть из пещеры с пауками, отнимает чувство вживаемости в мир; нет. Эта возможность спасает. Иначе игроки просто бросали бы BG3, не выдерживая. Быстрый отдых (восстанавливающий некоторое количество хп, и то не до максимума) доступен лишь раз в условные сутки, лечиться методом Divinity (расстелив где угодно походный матрасик) не получится), зелья ограничены, заклинания лечения, разумеется, ограничены тоже – это же DnD, кастовать, пока мана бесконечна, не выйдет… А враги кусаются, стреляют и бьют очень больно. И это только враги – один раз половину моей партии выбила в нокаут обычная огненная ловушка. Я надеюсь, что в полной версии в BG3 добавят возможность либо быстрого отдыха более одного раза за сутки, либо еще какой-нибудь метод лечения всей команды, иначе цикл “схватка-лагерь-схватка” быстро поднадоест.

А что же насчет графики? Baldur’s Gate 3 красива, как и ожидалось – и даже более чем. Во время простых путешествий по миру мы любуемся пейзажами с высоты птичьего полета, по желанию приближая и удаляя камеру, вращая ее туда-сюда и рассматривая любой понравившийся камешек вблизи; в бою можно переключиться на простой тактический “вид сверху”, не такой эстетически радующий, но удобный; а в диалогах или катсценах камера ныряет вниз, на максимальное приближение, а-ля Dragon Age 2, и показывает самые эффектные кадры – ухмылку персонажа, отточенный бросок кинжала, осторожный поворот головы.

Все было бы прекрасно. Если бы не баги, баги, баги, которые лезут в глаза упорнее иллитидских головастиков. Я уже два раза натыкалась на game-breaking моменты, от которых спасал только откат предыдущего сейва (хорошо, что я параноик и сейвлюсь каждые пять минут в новый слот). Как вам, например, появление в локации, где нет НПС, активных предметов и возможности воздействовать на что бы то ни было? Какой-то триллер про привидений, честное слово. Камера периодически застревает в совершенно сюрных местах, журнал квестов пишет себя сам, совершенно не согласуясь с вашими поступками, диалоги с НПС приходится иногда повторять по два раза, чтобы до них дошло-таки (и хорошо, если дойдет – результаты порой непредсказуемы). Вылетов, правда, пока не было, были зависания, когда BG3 серьезно задумывалась секунд на пять-десять, потом решала вернуться обратно к нервничающему игроку. Уж не говорю про мелкие графические неприятные моменты – лицевые анимации, не совпадающие с озвучкой, периодически воспаряющие над землей персонажи, кульбиты, выделываемые хвостами тифлингов…

Да, у BG3 сейчас очень много проблем. Не играйте, если есть шанс, что подобное вас будет раздражать. А оно, скорее всего, будет – по такой-то цене! Сейвы от текущей версии будут несовместимы с сейвами финальной – и неудивительно, там еще править и править, столько, что хватит до весны, если не до следующего лета. Игра сама по себе хороша – но играть в нее можно, только если вы в душе бета-тестер, а в сердце пламенный мото… в смысле, терпеливый герой, готовый сохраняться, перезагружаться и выносить любые проблемы текущего билда. Оценку игре сейчас ставить просто рано – это лишь кусочек, который нам дали на попробовать, долька вкуснейшего торта, который пытаешься есть – а вилка превращается в туза пик, стул отращивает лапы с когтями и старается убежать, а из-под стола лезут глаза на тонких стебельках…

В общем, большинству лучше подождать окончания раннего доступа. Я уверена – ждать стоит.

Анастасия Wolfox Шакирова wolfox.livejournal.com fortheglancingsmile@gmail.com

Поделиться

Обсудить