Перезагрузка игровой индустрии
После того как консоли начали продаваться с убытком, создатели видеоигр зарабатывали деньги, выпуская блокбастеры вроде Madden, Halo и Assassin Creed. Так длилось многие годы, но сегодня мощи и харизмы этих тайтлов уже недостаточно ни для получения прибыли, ни для роста ожиданий в отношении рынка консолей. На игровую индустрию хлынуло разрушительное цунами в виде ежесекундно растущей конкуренции за внимание пользователя со стороны социальных/мобильных игр и альтернативных областей. Началась стремительная откачка пользователей из консольного рынка. И вот вопрос: могут ли производители консолей выжить в сложившейся ситуации?
Дело плохо, если они так и продолжат штамповать игры с фотореалистичной графикой. Начиная с Atari каждый эволюционный виток в развитии консолей продвигал качество игровой картинки на новый уровень – от 2D к 3D на PlayStation и N64 до реалистичного изображения человека на Xbox и PlayStation 2. Однако времена поменялись – инвестировать в улучшение графики стало накладно. Люди перестали это ценить. Зато стали ценить возможность играть буквально на ходу и социализироваться в играх со своими друзьями. Сравните количество обязательств, которые берет на себя тот, кто собрался играть в Words With Friends или Fruit Ninja, и игрок, скажем, в Call of Duty. Кроме того, «мобильный» геймер может просто загрузить приложение себе на телефон, открыть его и начать игру. Никаких преград. Вот вам и секрет популярности этих игр. Продажи консолей падают, но игровая индустрия в целом продолжает расти.
Это ставит создателей консолей перед сложной дилеммой. Традиционно показателем ценности консоли была графика, но сейчас для большинства потребителей она уже не так важна. Более того, консоли начинают терять лояльность самых преданных фанатов. Геймеры, которые играют на одном только, например, Nintendo – это вымирающий вид.
Одним из способов справиться с этой ситуацией может быть ставка на интерактивные девайсы вроде Microsoft Kinect и Nintendo Wii. Этакий контрудар в ответ на увядающую прибыль от игровых блокбастеров, который может сделать консоли прибыльными сами по себе.
Однако есть и другие пути
Ради выживания в более долгосрочной перспективе и вместо конкуренции друг с другом производители консолей могут обратить внимание на те ниши, где они находятся в уникальном положении. Да, PlayStation и Xbox могут заиметь серьезные проблемы в соревновании с мобильными телефонами, помогающими убить время во время длительных поездок, но они могут стать серьезным и продуманным девайсом для домашнего хозяйства. К примеру, можно оптимизировать консоль для проигрывания потокового видео и стримов. Кстати, Microsoft часто хвастается тем, что 40% контента Xbox – это не игровой контент. Тем лучше для Microsoft, они уже на полпути к этому.
Покуда росла прибыль от использования консолей – к примеру, у Xbox Live зарабатывает деньги двумя способами: подпиской и дополнениями – число конкурентов тоже росло. Причем среди них был не только Wii, который сражался с Xbox за время и деньги пользователя, но и Apple TV, системы кабельного телевидения и прочие интегрированные девайсы для досуга и развлечений. Однако если компании вплотную займутся подобными сервисами, им придется пожертвовать некоторыми игровыми опциями, а следовательно, и доходом от них, но с надеждой на прибыль от других источников. На большую прибыль.
Что если продолжить поиск новых ниш? Оснащенные Wi-Fi и другим высокотехничным оборудованием, консоли могут составить приличную конкуренцию многим системам охраны домов. Можно оснастить консоль надлежащим интерфейсом и превратить ее в устройство для контроля за обогревом и кондиционированием воздуха. Xbox в качестве капитанского мостика для управления «умным домом» – хорошо звучит? Существующие консоли уже оснащены всеми необходимыми компонентами для того, чтобы шагнуть в этом направлении.
И пускай для индустрии приставок прогнозы не слишком радужные, но с ними все не так плохо. Дабы пережить этот упадок, производителям нужно отыскать так называемое «эластичное ядро» (extendable core в ориг.) и придерживаться его – эту бизнес-концепцию исследовали Макс Вессел (Max Wessel) и Клэй Кристенсен (Clay Christensen) в своей работе «Переживая упадок» (Surviving Disruption). Да, мастодонты вроде Call of Duty и Madden скорее всего переживут эти нелегкие времена, но их сложно представить в качестве тяговых лошадок для всей консольной индустрии. Нужно искать новые пути быть полезным для потребителя. Конечно, можно двигаться в сторону интерактивного гейминга, но эта сфера не тянет на весомое «эластичное ядро». Это просто еще одна форма противостояния «лицом к лицу» с конкурентами.
Вместо этого производители консолей должны стремиться к расширению охвата целой отрасли, а не только своей компании. Пускай Netflix является альтернативой игровым развлечениям, но это еще и способ выжить в постоянно изменяющейся индустрии, а также путь для все того же расширения охвата консольной индустрии. Конечно, эта стратегия может повлечь и негативные последствия. Например, став игроками в сфере кабельных коробок, PlayStation, Xbox или Nintendo неизбежно станут участниками битвы за звание единственной интегрированной TV-системы. Но есть и хорошие новости: у производителей консолей есть все шансы распознать «эластичное ядро» и пережить лихорадку, от которой в последнее время трясет игровую индустрию. А скромные геймеры вроде меня будут с нетерпением ждать продолжения Call of Duty.