Ранний Доступ Steam – это игра на выживание
Steam запустил программу Раннего Доступа в 2013 году, позволив разработчикам публиковать и продавать незавершенные, находящиеся в процессе доработки игры в крупнейшем сервисе цифрового распространения компьютерных игр и программ. И многие этой возможностью воспользовались: к маю 2014 года в Steam появилось больше игр, чем за весь 2013 год, отчасти благодаря Раннему Доступу. Это внесло свой вклад в текущую цифровую революцию игровой индустрии: издатели отошли от рассылки физических копий своей продукции, инди-авторы поднялись из тени, а Kickstarter изменил взаимоотношения между обычными игроками и разработчиками игр. Сейчас революция все еще продолжается, и разработчики, в особенности, независимые, все еще не до конца понимают, что делать со всеми этими новыми возможностями, включая Ранний Доступ Steam.
Студия Radial Games выпустила свой аркадный многопользовательский шутер ROCKETSROCKETSROCKETS в Раннем Доступе в мае 2014 года. Было продано 12 000 копий незавершенной игры, и вырученные деньги помогли профинансировать разработку полной версии, которая поступила в продажу 1 мая этого года. Ключевое слово здесь «помогли».
«К сожалению, Ранний Доступ – это не магическое заклинание, которое решает все ваши проблемы. Содержание команды из четырех человек, поездки на конференции, организация стендов на выставках и другие расходы – денег от 12 000 проданных копий не хватило на покрытие даже половины затрат на разработку игры, – признался сооснователь Radial Games Энди Мур. – Остальные деньги были взяты из наших личных сбережений и кредитных карт».
Для Radial все сложилось удачно: полная версия RRR уже в Steam и чувствует себя весьма комфортно. В этом аркадном шутере игроки летают по карте в странных кораблях, оставляя позади яркий след из искрящихся воздушных завихрений, и без устали стреляют друг в друга ракетами. Это настоящий баллистический балет; Муру особенно понравился обзор, в котором RRR описали как «двухмерную игру с великолепной физикой, посвященную танцам и флирту». Что ж, весьма деликатное описание для игры, в которой так много смертоносных ракет.
С момента выпуска RRR получила только положительные отзывы, однако общая позитивная оценка держится на отметке всего 90%. По словам Мура, это отличный рейтинг, однако он отражает один не очень приятный аспект Раннего Доступа. Когда RRR только появилась в сервисе, некоторые игроки жаловались на недоработки, огрехи интерфейса и незавершенность в целом, хотя именно в этом и заключается сама суть релиза игры в Раннем Доступе. «Конечно, ранняя критика игры немного нас задевала», – сказал Мур.
«Все те отзывы от пользователей навсегда остаются в системе и снижают наш общий рейтинг, – добавил он. – Иногда нам удается переубедить людей, но, как правило, этого не случается. Кажется, люди не совсем понимают, как относиться к играм в Раннем Доступе. Некоторые новостные сайты не освещают игры из Раннего Доступа; многие игроки просто не знают, как реагировать на тайтлы из этого сервиса; многие разработчики также не понимают, для чего создан Ранний Доступ, и не уверены, нужно ли им освещение в прессе на этом этапе разработки игры. Это относительно новая территория в индустрии видеоигр, и набор удачных «методических рекомендаций» пока не сформировался».
Безусловно, у Раннего Доступа есть свои истории успеха. К примеру, после успешного забега в свет не так давно вышла полная версия Kerbal Space Program; размер выручки от продаж Nuclear Throne на днях перевалил за 1 миллион долларов; много других тайтлов также успешно пробились сквозь Ранний Доступ. Тем не менее, по данным игровых аналитиков из компании EEDAR, к ноябрю 2014 года только 25% игр в Раннем Доступе добрались до полноценного релиза.
Для Мура ранний выход в свет RRR был нужен не для увеличения продаж, а для получения отзывов от игроков. Даже несмотря на негативные комментарии и смутное представление публики о сути игр в Раннем Доступе, Radial Games узнали много полезной информации о своем проекте. RRR заточена под мультиплеер, а значит, разработчикам нужно было найти много людей для теста игры, и Ранний Доступ предоставил им такую возможность.
«Мы смогли создать игру, которая – впервые в моей карьере – вышла без особо критичных багов, – подчеркнул Мур. – Мы очень рады, что у нас получилась очень стабильная игра, и все это благодаря ранним тестерам».
В целом Мур все еще не определился с отношением к Раннему Доступу. У него пока нет данных по продажам полной версии RRR, однако он рассказал, как выпуск в Раннем Доступе сказался на запуске готовой игры.
«Я подозреваю, что Ранний Доступ значительно снизил освещение нашей игры в прессе, что привело к снижению продаж, – сказал он. – С языка сразу хотят соскочить слова «Это того не стоило», однако не стоит забывать о важных отзывах и бета-тестах на раннем этапе разработки. Возможно, без Раннего Доступа мы чаще появлялись бы в прессе и продали бы больше копий, но в таком случае не появилось бы у нас больше критических багов или плохих отзывов?»
В одно Мур уверен точно: секрета успеха игры в Раннем Доступе не существует. По мнению Мура, успех зависит от типа игры и взаимодействия разработчиков с сообществом. «А также, что важно, вашей способности справиться с негативом и несправедливой критикой», – добавил он.