Злость как поражение и мысли об эмоциях в Dota

Новости игр, Гайды | |

Рошан

В 2005-м покойный Давид Фостер Уоллес (David Foster Wallace) выступал с речью на выпускном вечере Кеньон-колледжа в Огайо. Ниже я собираюсь процитировать несколько абзацев из неё, но перед этим расскажу, какое отношение это имеет к вам – человеку, который хотел почитать про Dota.

Большинство вещей, которым вам предстоит научиться, чтобы хорошо играть в Dota, не похожи на те, что нужны для успеха в реальной жизни. Вы не можете шмальнуть Sacred Arrow по убегающему грабителю. Вы не можете разместить варды на подступах к вашему рабочему месту, чтобы знать, когда пора сворачивать реддит(форум, который просто поглощает ваше время). Вы не можете вложиться – что могло бы показаться разумной идеей – в апгрейд курьера или первые части Mekansm.

Но не только игровые знания приводят игрока – или команду – к успеху. Есть и другие ступеньки навыков, по которым нужно взбираться каждому игроку, и они представляют собой принципы сопереживания, грамотного руководства командой и управления своим настроением, которые временами игнорируются всеми игроками. Продвигаясь по этой лестнице, вы заметите прогресс не только в своей игре, но и в реальной жизни.

Злоба со стороны других игроков – неизбежность, с которой предстоит столкнуться всем новичкам, но вместе с этим появляется стимул учиться играть, чтобы не быть причиной их злобы. Dota – эмоциональная, социальная игра, где гнев, разочарование и обвинения являются неотъемлемыми побочными продуктами. Вырасти в этом отношении – значит научиться выявлять и устранять причины раздражения и злости. Впадать в ярость из-за негативных эмоций столь же вредно для команды, как и не покупать варды, не желая лишних забот.

Причина, по которой большинство игроков не утруждаются сдерживать свои эмоции, проста – это сложно и требует постоянной практики. На этом спотыкаются все, даже те, кто много раздумывал на данную тему. Забавно что, пока учишься выявлять причины своего гнева, начинаешь понимать количество своих ошибок. Рост вашего навыка отражается не прямой линией – это синусоида, и когда вы научитесь прощать себя за строгие суждения, станет гораздо проще прощать и других. Это круговорот доброжелательности, эквивалентный круговороту злобы, что заставляет игроков орать на команду, падать духом, сваливать из матча, орать на команду и так далее, и далее, и далее.

Это помогает установить для себя чёткие правила. Последовательное мышление позволит вам быстрее найти решение в критической ситуации, когда вы на самом деле хотели бы выругаться. В какой форме будут представлены эти правила – решать лично вам, в зависимости от уровня вашей игры, игроков в команде и ваших собственных вредных привычек. Для примера приведу свои.

Не начинать предложения со слова «зачем» и не облекать критику в форму вопроса

Рассмотрим абсурдность выкриков «Зачем ты это сделал?!» в сторону тех, кто совершил ошибку. Они не знают ответа. Если бы они знали, как надо делать правильно, то и ошибки бы не произошло. И скорее всего, там был случайный промах мышкой или игрок не позаботился о чём-то важном – неминуемом вражеском телепорте, откате ульты или ганкере, внезапно пропавшем на другой линии. Можно попытаться их понять или начать допрашивать – я выбираю первое. «Зачем ты это сделал?!» – это риторическое сотрясание воздуха, которое логичнее всего не воспринимать всерьёз.

Говорить о том, что нужно делать сейчас, а не о том, что было сделано неправильно

Чтение лекций никому не поможет. Если у вас регулярный состав, обсуждайте командную стратегию и закупку предметов только после игры, если хотите, чтобы это принесло какую-то пользу. Во время игры предлагайте простые планы на ближайшую пятиминутку и делайте это спокойно. Сказать «Ладно, народ, набираем BKB» лучше, чем раз за разом повторять «Какого х.. вы не берёте BKB? Это же самое главное».

Сколько критики, столько и похвалы

Итак, всё складывается дерьмово. Ваше преимущество, набранное в начале-середине игры, начинает иссякать. Стало ясно, что Спектра не знает, что делать – Vanguard и Crystalys на сороковой минуте, серьёзно? – и соперники завалили Рошана внушительным превосходством в командной игре. Время менять план, а значит, надо попросить людей подкорректировать их игру. Скажите Спектре идти фармить, если нужно, но отметьте для себя, что это снизило боевой дух команды и его нужно уравновесить чем-то позитивным.

Возможно, вам удалось заработать несколько халявных убийств вражеского саппорта благодаря отменному агрессивному вардингу Джакиро. Скажите что-нибудь! Ход игры это, может, и не перевернёт, но на общий настрой повлияет. Это покажет, что можно оставаться доброжелательным, даже, когда у большинства руки тянутся набрать -ff.

Мы думаем, что матчи в Dota выигрываются на чистой экономике – золото, убийства, башни – но они выигрываются ещё и на психологии. Если вы взвалили на чьи-то плечи груз вины, подумайте, как побыстрее его оттуда снять.

Честно признавайте свои ошибки, учитесь на них и двигайтесь вперёд

Для меня это самый сложный момент. Быть откровенным с собой, когда игра не складывается, дорогого стоит. Это показывает, что вы способны активно обдумывать свою игру, что хотите улучшить её, и в случае поражения это не даст остальным возможность взвалить всю вину на вас. Дальше следует играть, как будто ничего не случилось, внося необходимые корректировки и продолжая думать, что игру можно вытащить. «Простите, ребят, сегодня у меня самая ужасная игра» – звучит не менее эгоистично, чем «Какого хрена вы творите?!», серьёзно.

Такая работа над собой – одна из лучших составляющих обучения игре в Dota. Полученные навыки не только можно перенести в любую сферу реальной жизни, они также привязаны к философским принципам, применяющимся в игровой механике. Активное участие в общем процессе, слежение за обстановкой, быстрое принятие решений – вот, что помогает улучшить игру. Социальный аспект в Dota требует отдельного, но параллельного набора навыков, чувства игры другого рода, позволяющего использовать все возможности своего мозга по восприятию и анализу ситуации для более эффективного выноса противостоящей пятёрки.

В следующий раз, когда будете гневно набирать «FFS» и 15 раз подряд пинговать свежий труп товарища, задумайтесь, что теряете не только саму игру, но и своё потенциальное удовольствие. Вы сами решили воспринимать ситуацию глазами той части своей личности, которой всего два года от роду.

У линии, само собой, два направления. Умение хорошо играть в команде сделает вас более чутким человеком, а умение критически оценивать свои эмоциональные реакции поможет хорошо играть в команде. Поэтому я и предлагаю вам ознакомиться со словами Уоллеса. Это урок, который вы не отыщете ни в одном гайде по игре.

Собственно, вот отобранные абзацы:

Мои «зашитые» программы уверяют меня, будто такие ситуации непосредственно ко мне относятся — ведь я голоден и устал и хочу попасть домой, и мне будет казаться, будто все остальные просто стоят у меня на пути, да кто такие эти «остальные»?! Посмотрите только, какие мерзкие, тупые овцы с погасшими глазами, не похожие на людей, стоят в очереди к кассе; или как раздражает и оскорбляет, что люди в середине очереди громко говорят по своим мобильникам, посмотрите только, как это несправедливо.

[…]

Но большую часть времени, если вы знаете, что у вас есть выбор, вы сможете посмотреть по-другому на эту жирную, накрашенную даму с глазами зомби, которая только что орала на своего маленького ребенка, стоя в очереди – может быть она не всегда такая, может быть она просто три ночи подряд сидела у постели мужа, больного раком; или быть может именно она – та служащая в автоинспекции, которая только вчера помогла вашей супруге решить кошмарную проблему с документами, проявив бюрократическое милосердие. Конечно, все эти сценарии маловероятны, но и не невозможны – это зависит от того, что вы хотите рассматривать. Если вы автоматически уверены, что знаете, что такое реальность, и кто и что действительно важно – если вы хотите работать «на автомате» – тогда вы, как и я, не будете рассматривать варианты, кроме бессмысленных или раздражающих. Но если вы действительно научитесь думать, обращать внимание, – тогда вы заметите, что есть и другие варианты. Вы сможете воспринимать тесную, громкую, медленную, изматывающую ситуацию не только как осмысленную, но как священную, наравне с теми силами, которые зажигают звезды – и вы увидите в ней сострадание, любовь, внутреннюю сущность всего.

Не то чтобы эта мистическая хрень была истинной, но единственная Истина с большой буквы заключается в том, что вы можете управлять тем, что вы видите.

“Речь на выпускном вечере, Кеньон колледж, штат Огайо”
Дэвид Фостер Уоллес (David Foster Wallace)
Переводчик: Николай Амеличев

попытка сделать сообщество Dota дружелюбнее

Речь не о том, что вы должны желать любви и дружбы со всеми, с кем вас сведёт случайная игра. А о том, что у вас есть выбор. В желании искать виноватых проявляется ваша бездействующая позиция, ограниченная естественной, но вполне преодолимой привычкой считать себя безупречностью во время любых неприятностей. В вашей власти считать иначе. Вы можете расставить варды в дебрях вашего сознания – и вы должны, ведь кроме вас никто не способен этого сделать.

Перевод одной из самых популярных статей Криса Торстена (Chris Thursten) из серии Three Lane Highway на pcgamer.com

Поделиться

Обсудить