Новая проблема прогейминга: несовершеннолетние делают ставки на киберспорт
Видеоигры повзрослели и стали серьёзным спортом с большими призами. Вместе с этим у них появились и взрослые проблемы. Представляем вашему вниманию перевод заметки Professional Video Gaming May Have an Underage Gambling Problem, опубликованной в понедельник на страницах Bloomberg Business.
Стадион забит битком, аудитория в 500 мест полыхает огненно-красными и морозно-синими огнями. Это Gamescom, крупнейшая в Европе игровая выставка ежегодно проходящая в Германии. Внимание здесь сильнее всего привлекают матчи по Counter-Strike: Global Offensive.
Подробных комментариев игры почти не слышно из-за шума выстрелов и взрывов. Впечатляющие игровые моменты сопровождаются вздохами и возгласами публики. Зрители грызут ногти и закрывают руками глаза.
Впрочем, и у киберспорта есть своя тёмная сторона: были случаи употребления препаратов, улучшающих способности игрока, а теперь пошли разговоры об онлайн-ставках, беспрепятственно размещаемых несовершеннолетними.
Профессиональный киберспорт развивается в геометрической прогрессии. Согласно исследованиям Superdata, он оценивается в $612 миллионов в год, и полон постоянных игроков и преданных фанатов. Twitch, онлайн-платформа для трансляций игрового процесса, сообщает рекламодателям о сотне миллионов зрителей в месяц, которые в среднем смотрят по 106 минут стримов в день.
Однако, в июле Кори Фризен (Kory Friesen), игрок в Counter-Strike, известный под ником «Semphis», рассказал в интервью, что во время соревнований в Польше вместе с товарищами по команде «постоянно был под аддераллом», стимуляционным препаратом, обычно использующимся при лечении синдрома дефицита внимания. Позже он говорил в интервью New York Times, что это не обеспечивало победу в игре: «Само по себе употребление аддералла не сделает из вас превосходного игрока в один момент» – говорил Фризер.
Вскоре после этого Electronic Sports League объявила о введении политики ограничения употребления допинга при поддержке антидопингового агентства Германии. В августе ESL провела в Кёльне первые тесты на допинг и объявила, что «случайная проверка выявила отрицательный результат у всех отобранных игроков». Представитель ESL отказался уточнять, сколько тестов было проведено и наличие каких веществ в организме при этом проверялось.
Хоть организаторы киберспортивных турниров и начали бороться с употреблением допинга, перед ними уже встал целый ряд новых проблем в лице спортивных ставок. На популярных букмекерских сайтах всё чаще и чаще ставят на игровые события: британская букмекерская контора William Hill за этот год приняла уже 14000 таких ставок в общей сложности на сумму приблизительно £250000. Представитель компании Джо Крилли (Joe Crilly) говорит, что за следующий год может набраться и вчетверо больше.
Такого рода ставки – лицензированные, регулируемые и принимаемые только от взрослых – не вызывают проблем. Вот только подростки проявляют интерес к альтернативным формам беттинга, которые им предоставляют сторонние лица.
Одна из таких платформ – CSGO Lounge (независимый сайт, никак не связанный с Valve Software). Сайт позволяет зрителям ставить игровые скины – оружие, приспособления и т.п. – на исход киберспортивных матчей. Не все скины равны по своей ценности, и некоторые могут стоить сотни реальных долларов на площадках вроде SkinXchange.com. Искушение, перед которым нелегко устоять.
«Ставки со стороны несовершеннолетних – это большая проблема», – говорит ведущий разработчик SkinXchange Джастин Карлсон (Justin Carlson), добавляя, что ему приходится общаться с «бесчисленным» множеством родителей, чьи дети пользовались кредитными картами без их ведома. С помощью карт приобретались скины, которые выступали в качестве ставок на других сайтах. Многие «просаживали сотни или тысячи долларов на скины, чтобы просто потерять их все на каких-нибудь беттинговых сайтах или в аналогах казино» – говорит Карлсон.
Доступ сторонних сайтов к скинам обеспечивается платформой Steam, которую также разработала Valve. Компания и её сооснователь и управляющий директор Гейб Ньюэлл (Gabe Newell) не отвечают на просьбы прокомментировать ситуацию.
Во многих европейских странах онлайн-ставки незаконны, и CSGO Lounge не числится в реестре одобренных поставщиков игорных услуг Франции или Великобритании, где онлайн-беттинг в определённой мере разрешён. Не числится в них и EGB.com, костариканский сайт, также позволяющий ставить реальные деньги на киберспорт.
На сайте CSGO Lounge написано, что размещение ставки предполагает, что вы подтверждаете «соблюдение законов своей страны» в отношении азартных игр, включая достижение необходимого для этого возраста. EGB предлагает поставить галочку в окне подтверждения совершеннолетия. Ни один сайт не отреагировал на многочисленные просьбы прокомментировать ситуацию.
В Комиссии по азартным играм Великобритании, регулирующей спортивные ставки, отказались давать комментарии по конкретным площадкам, но сказали, что любой сайт, предоставляющий игорные услуги британцам, должен пройти регистрацию.
«Это действительно серая зона», – говорит Томас «Morte» Кербуш (Tomas Kerbush), профессиональный игрок в Battlefield 4. Его партнёр по команде, Эрик «2-Easy» Ван Хорн (Erik Van Hoorn) высказался более ясно: «Дети делают реальные ставки, и это невозможно контролировать».
Воутер Слэйфферс (Wouter Sleijffers) – генеральный директор Fnatic, одной из крупнейших и успешнейших прогеймерских команд Европы. Он также описывает неконтролируемый беттинг как проблему, которую киберспортивной индустрии пора решать. «Мы не должны допускать, чтобы ставки размещались подростками», – говорит он.
«Торговля скинами постепенно развивалась на фоне киберспорта, от роста которого зависел и её рост. Теперь мы достигли той черты, где нужно регулировать подобные моменты так же, как и в других отраслях».