Хроники расползающегося киберспорта: HTC, Disney, «Бешикташ» и все-все-все
По молодости прогейминг виделся всем причастным эдакой ракетой. Причем уже в общем-то построенной; надо ее только заправить чем-нибудь — желательно деньгами, но можно и простым энтузиазмом, – и оно все полетит в светлое будущее на космических скоростях. Практика продолжает показывать, что киберспорт — больше таки эпидемия. Или гриб, расползающийся тихой сапой где-то под землей и порою дающий всходы в самых неожиданных местах.
Типа турецких футбольных клубов.
Если честно, за сценой League of Legends ваш покорный не следит вообще, но во-первых, он посещает другую секту, а во-вторых, за всем на свете все равно не уследишь. Поэтому, если энтузиасты LoL знали о том, что спортивный клуб «Бешикташ» рекрутирует один из местных квинтетов прогеймеров, то прошу прощения. Все равно, новости нельзя не подивиться. Подумать только, турецкая формация Aces High теперь не Aces High, а «Бешикташ»!
Строго говоря, «Бешикташ» – это что наш ЦСКА. То есть, он далеко не только про футбол, но и много про что еще типа баскетбола, волейбола и так далее. Тем не менее, Турция — ни разу не Южная Корея, и геймеров Thaldarin’a, Theokoles’a, Energy, nardeus’a, Dumbledoge и всех их старых и новых менеджеров невозможно не поздравить с этим преинтереснейшим трансфером. Как говорится, будем следить за развитием событий.
Тем временем, через полглобуса киберспорт начинает получать поддержку на государственном уровне.
Малайзийский министр спорта (и заодно по делам молодежи, у них там эти две должности совмещены в одну) вообще не стесняется вслух поддерживать прогеймеров. Например, официальной похвалы заслужила бронза дотеров Team Orange на The International 3. Местное киберспортивное сообщество ответило министру публичной любовью, но при этом не смогло не наступить себе на хвост и несколько раз попасться на подставных матчах. То ли от этого, то ли потому что может быть и просто пора уже, но в любом случае прогейминг нынче в Малайзии находится под пристальным вниманием официальных лиц.
Здесь мне сначала хотелось написать «со всеми вытекающими», но что именно это значит для малайзийских игроков, пока неясно. Отчасти потому, что большая медиа-презентация министерской инициативы E-Sports Malaysia случится только 28 января. Отчасти потому, что опыт Официального Признания Киберспорта вне пресловутой Южной Кореи уже имел место быть и у нас в России, но после бумаги с подписью Фетисова, одного сравнительно масштабного турнира и дальнейшей неприлично вялой деятельности организаторов турниров от вроде как государства дело не пошло, и за несколько лет госкиберспорт у нас умер. Тоже официально, с еще одной бумагой. Посему, железобетонно обещать такие-то такие-то улучшения малайзийской прогеймерской инфраструктуры никак нельзя.
С другой стороны, это, конечно, не значит, что не нужно даже пытаться. Может быть, Малайзия подаст остальным странам серьезный положительный пример.
Тем более, что массовая культура по-тихоньку привыкает к тому, что прогейминг как явление таки имеет место быть. Вон, «Дисней» уже собирается снимать телесериал про бывшего киберспортсмена.
Кроме шуток, комедийный сериал (гы-гы-гы) Gamer’s Guide to Pretty Much Everything расскажет публике историю бывшего прогеймера, которому пришлось завязать с вышеозначенной карьерой из-за критической травмы большого пальца (консольщик?) и вернуться за парту.
Герою нашего времени 15 лет (что в общем-то более-менее достоверно — вон тот же легендарный старкрафтер Flash дебютировал на южнокорейском ТВ в 14, и ничего), и чтобы справиться с вызовами риал-лайфа, он будет представлять себе свои жизненные проблемы как моменты из видеоигр. Что с одной стороны наводит на размышления, а здоров ли протагонист психически, а с другой — куда мы от этого пока что денемся, плюс сериал сразу и детский-молодежный, и комедийный.
Если хотите посмотреть, что из этого получится, ловите этим летом записи с канала Disney XD.
Ну и наконец, чем дальше, тем больше прогейминг разрастается как бизнес. Вот, скажем, уходящая неделя подарила нам как минимум две сравнительно скучные, но все равно позитивные новости.
Первая — подключение к игре серьезных парней из William Morris Endeavor, а вторая — заключение Team SoloMid, Team Liquid и Cloud9 спонсорского соглашения с тайваньским производителем смартфонов HTC.
Вообще, как раз такие корпорации, с глобальным рынком сбыта, как HTC или, скажем, Coca-Cola, в теории должны получать наибольшую отдачу от рекламы в киберспорте. У каждого первого крупного турнира по практически какой угодно игре всегда собирается большая интернациональная аудитория. И если какая-нибудь локальная контора a la «М Видео» из общего — берем выше среднего по больнице — полумиллиона зрителей реально будет хорошо если к двухста тысячам, то реклама тех же HTC будет касаться 95% аудитории.
Выглядит просто и логично, не правда ли? Да, но только изнутри нашей движухи. Тут еще нужно как минимум суметь навести мосты. Что намедни и получилось у Liquid-C9-TSM (надо думать, не без помощи Riot Games, но тем не менее), с чем их и поздравляем.
И задним умом отметим, что основная цель HTC на этот раз все равно «локальна». Компания сильно хочет понравиться североамериканским зрителям League of Legends Championship Series.
***
Вот так мы с вами постепенно и просачиваемся в мейнстрим. Не резко и ярко, как это планировалось лет пятнадцать назад, но вроде все равно более-менее успешно. Эфирные знаки говорят, мы на правильном пути.
Продолжаем ползти.