Официальный киберспорт и круги на воде

Киберспорт, Статьи | |

esports-official

Второе пришествие киберспорта в мир российской бюрократии взбудоражило решительно всех. Зайди на любой более-менее серьезный тематический сайт в любом сегменте сети, везде найдется как минимум заметка про то, что в России теперь официально признают прогейминг. Опять.

Нельзя не заметить, что на этот раз круги по воде разошлись повеселее. Тут, надо думать, подыграла и развившаяся интернет-культура, где каждый полуторный катает если не «Доту», то «Танки» уж точно, и подросший коммерческий потенциал движухи. Кое-какой материал про «официальный киберспорт» просочился даже на «Ленту.ру». Последние, правда, предпочли по старинке выставить дело очередным школьным балаганом, но факт остается фактом — даже эти серьезные товарищи, которые у нас про политику, культуру и широкую усредненную по больнице аудиторию не смогли просто пройти мимо. А прибаутки про доту для задрота — это преходящее. Особенно, если вокруг этой самой доты сотоварищи начнет крутиться все больше и больше денег и брендов.

Вон, «Шальке 04» купили команду по League of Legends, а «Манчестер Юнайтед» собирается замутить себе бригаду по Overwatch. Да, те самые «Манчестер» и «Шальке», что из АПЛ и Бундеслиги соответственно. Или давайте опять вспомним легендарные $100млн инвестиций в Virtus.pro. Можно смеха ради стартовать отсчет, когда же общеновостные ресурсы сдадутся совсем и начнут рассказывать про прогейминг без бородатых анекдотов.

Отдельные ресурсы отличились и опубликовали всякие ликбезы. Типа, и аудитория у киберспорта имеется, и «играют в киберспорт» не только замкнутые школьники, и вообще. Искренне надеюсь, что посетители сайта Progamer.ru в развенчании глупых мифов не нуждаются; мы знаем, что такое киберспорт, мы это дело любим, мы знаем, куда оно все идет.

Вот только… только опубликованный Министерством спорта РФ приказ номер 42407 от третьего июня 2016 года на все это счастье и на развитие киберспорта как таковое повлияет вряд ли.

***

Итак, киберспорт вернулся в правовое поле РФ как официально признанный вид спорта. Что ж, давайте посмотрим, что обязуется сделать наше государство в соответствии с законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в его актуальном состоянии.

Для начала, предлагаю сразу избавиться от обывательской иллюзии, что власть теперь обязана что-то с этим самым киберспортом поделать. Не-а, ничего она никому не обязана. Точнее, некоторые обязанности властей в законе таки прописаны, но включаться они будут только на распоследнем бюрократическом этапе, когда все кругом уже само построено, расписано и утверждено. До этого распоследнего этапа у власть предержащих кругом не обязанности, но полномочия. То есть, сначала мы сами должны собраться в спортивную федерацию, которая напишет свой устав со всеми-всеми-всеми мелочами и затем получит аккредитацию, и только потом можно будет допытываться бюджетных денег и всякого административного ресурса согласно заветной 38 статье закона, соблазнительно озаглавленной «Финансирование физической культуры и спорта».

Идею о том, что вот сейчас придут дяди из минспорта, начнут разгребать наши конюшни, напишут за нас регламенты, выстроят за нас работающую федерацию, предложат нам, что делать дальше, а потом еще и дадут на реализацию этих планов денег, рекомендую оставить.

Вообще, в России вроде как уже существует Федерация компьютерного спорта. И вроде бы дело за малым, получить себе обратно ту самую аккредитацию, если дело еще не сделано. Другое дело, что эта самая ФКС РФ функционирует не как настоящая спортивная федерация, а как тупо организатор турниров. Так они у себя и пишут – «Турнир по киберспорту 2016», 5млн рублей призовых. Дисциплины — какие популярны (в этом году у нас играют в Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2 и Hearthstone), участники — кто придет. Это все без дураков здорово, только каким именно образом оно отличается от частных лавочек, понять решительно невозможно.

Вопросы навскидку: сколько у этой федерации постоянных членов из прогеймеров? А из команд? Что конкретно дает отдельным игрокам и проектам членство в ФКС?

Предтавим на секунду, что ФКС подпадает под определение общероссийской спортивной федерации. Оное, к слову, не вот уж прямо и навороченное:

Общероссийская спортивная федерация – общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд Российской Федерации.

Собственно, почему бы ФКС и не быть такой общественной организацией. Теперь давайте взглянем на ее обязанности согласно все тому же закону.

За первые два пункта списка — про обеспечение развития спорта, формирование и подготовку национальной сборной к неким международным соревнованиям — я уже переживаю. Кажется, все просто. За первое по факту сойдет бурная онлайн-деятельность или даже имитация таковой плюс ну допустим один турнир в год, второе после закрытия WCG сейчас можно вообще по большей части игнорировать. С отправкой двух с половиной игроков на какой-нибудь ивент a la IeSF наши справятся.

Легендарная победа M19 по Counter-Strike на WCG 2002

Легендарная победа M19 по Counter-Strike на WCG 2002

Именно таким образом мы в свое время получили исключение компьютерного спорта из реестра. Никто ничем не занимался. Не было достаточно ресурсов, не было достаточно желания. «Турнир по киберспорту 2016» – это в контексте развития киберспортивной инфраструктуры ни о чем. Даже если пожалеть ФКС и не выкидывать из списка проведенных ивентов, вывешенного на их официальном сайте, онлайн-междусобойчики и рекламные турниры, которые состоялись бы вне зависимости от существования федерации, за весь 2015 ФКС провели всего шесть ивентов, за 2014 — семь, а дальше у товарищей сразу на первой странице идет 2013 и WCG.

Подозреваю, что это ФКС просто за сайтом своим плохо следит. В конце концов, на мою почту, случается, приходят анонсы от Resp.su. Другое дело, что ФКС по большей части все равно только «ловит волну» и помогает инициативам на местах.

С третьего пункта начинается важная бюрократия, на которой, скорее всего, официальный российский киберспорт тоже прогорел. А сразу на четвертом эта бюрократия становится не столько важной для галочки, сколько важной по-настоящему, для нас самих. Пункт четыре велит нам:

Разрабатывать в установленном порядке требования и нормы соответствующих видов спорта в целях их включения в Единую всероссийскую спортивную классификацию и квалификационные требования к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей.

Упростим задачу: уберем за скобки официоз, историю с судьями и представим, что беспомощный термин «компьютерный спорт» мы своими силами разжевали на, скажем, ежегодно обновляемый список актуальных игр.

Хотел бы я взглянуть хотя бы на проект требований к участникам того же «Турнира по киберспорту 2016» и общие регламенты дисциплин. Кроме шуток. И еще посмотреть, как все написанное должным образом соблюдается.

Но это я забежал вперед. Сначала федерация должна принять устав о как минимум 14 оговоренных в законе пунктах. Больше всего мне нравятся пункты 11 и 12, про источники финансирования и порядок уплаты вступительных и членских взносов. Нравится не столько тем, что потенциальная Федерация Прогейминга Всея Руси сможет получать денежку, сколько спуском с небес на землю.

Хорошо, пусть мы умеем писать регламенты, ставить пафосные цели и рассылать онлайн-партбилеты. Но кто будет просто так брать и платить деньги кучу цифровой макулатуры? Нужно налаживать реальные контакты, организовывать регулярные соревнования, договариваться со спонсорами.

И это, реально блюсти свои уставы, регламенты и так далее.

***

К чему я, собственно, веду.

Никакое правительство никакую работу за киберспортивное сообщество делать не будет. Я, по крайней мере, не слышал ни про какие государственные инициативы и инвестиции в прогейминг. В этом смысле возвращение в реестр не дает нам ничего и не снимает ни одной старой задачи.

Федерации нужно строить самим, организовываться нужно самим, следить за порядком нужно самим.

Главный плюс от повторного включения киберспорта в официальную движуху — это, как мне видится, потенциальная возможность ловить жуликов от прогейминга за руку и карать их по закону. Отныне киберспорт — обратно не непонятная возня в подвалах, а вполне себе спорт. И если, скажем, организаторы турнира под эгидой аккредитованной федерации не хотят платить победителю призовые — что случается — то это не Вася требует с Вани бабло из-за какой-то темной недоказуемой никак ничем ерунды, это устроитель официального спортивного мероприятия не выполняет свои обязанности и рискует уже не только репутацией в прогеймерском кругу, но и настоящим приговором.

Ну, опять же, это при условии, что мы построим достаточно хорошо функционирующую, признанную организацию со своими четкими правилами.

Думаю, многие игроки и проекты с радостью бы начали играть по этим самым правилам. Многих, впрочем, может оказаться недостаточно — напомню еще раз, в первый заход что-то как-то ничего серьезного из официального признания киберспорта не выросло. Но и, опять же, наша сцена с тех пор выросла и возможно даже окрепла.

Министерство спорта РФ дало местному прогеймингу возможность переэкзаменовки, но больше и не меньше. Сам же экзамен никто за местную киберспортивное сообщество не сдаст.

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить